Каковы Основной Принцип Предоставления Социальных Услуг?

Каковы Основной Принцип Предоставления Социальных Услуг
Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах: 1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; 2) адресность предоставления социальных услуг; 3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; 4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; 5) добровольность; 6) конфиденциальность.

Каков порядок предоставления социальных услуг?

Деятельность учреждения регламентирована Федеральным законом от 28. 12. 2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Законом Санкт‑Петербурга от 24. 12. 2014 N 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт‑Петербурге», Постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 29.

12. 14 №1283 «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт‑Петербурге» и другими нормативными актами. Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Для оформления индивидуальной программы предоставления социальных услуг гражданин или его законный представитель подает заявление о предоставлении социальных услуг в Санкт‑Петербургское государственное казенное учреждение «Центр организации социального обслуживания», расположенное по адресу: Санкт‑Петербург, ул.

Руднева, д. 24, тел. (812) 576 0 576. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с Постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 30. 06. 2016 № 530 «О размере платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт‑Петербурге». СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ БЕСПЛАТНО:

    лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Срочные социальные услуги предоставляются бесплатно вне зависимости от величины дохода получателя социальных услуг.

Что представляют собой принципы права социального обеспечения?

Принципы права социального обеспечения — руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в сфере социального обеспечения. Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Какие основные функции присущи для социального обеспечения?

Сущность социального обеспечения [ править | править код ] — Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

  1. Экономическая функция. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъёму зон приоритетного развития и т.
  2. Политическая функция. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.
  3. Демографическая функция. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т.
  4. Социально-реабилитационная функция. Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.
  5. Социальное обеспечение выполняет ещё одну весьма важную функцию — защитную. Прежде всего именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.

Каковы принципы социального обслуживания?

Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах: 1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; 2) адресность предоставления социальных услуг; 3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; 4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; 5) добровольность; 6) конфиденциальность.

Что значит социальные услуги?

Социальная услуга — помощь гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Социальные услуги оказываются в процессе социальной работы. Различные виды социальных услуг могут оказываться государственными, частными и общественными организациями.

Что является основанием для предоставления социальной услуги бесплатно?

Теперь социальные услуги бесплатно будут получать граждане, чей среднедушевой доход не превышает полуторную величину прожиточного минимума. Также законом устанавливается предельный размер платы за социальные услуги.

Что является существенным условием договора о предоставлении социальных услуг?

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

  • Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату;

Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кто имеет право на предоставление социальных услуг?

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно: 1) несовершеннолетним детям; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

В чем заключается сущность принципа всеобщности социального обеспечения?

Принцип всеобщности социального обеспечения, означающий потенциальное распространение мер социального обеспечения на всех граждан России, проживающих на территории нашей страны иностранцев и лиц без гражданства, отсутствие дискриминирующих ограничений и признание права на социальное обеспечение за каждым.

Что относится к Общеправовым принципам?

Виды принципов права [ править | править код ] — Принципы права можно классифицировать по множеству оснований. Одним из важнейших является та или иная сфера общественной жизни. По этому основанию выделяют принципы права, регулирующие экономические, политические, социальные и духовные отношения. В зависимости от того, основу системы права в целом, либо отдельных её нормативно-правовых общностей составляют принципы права выделяются следующие группы:

  • Исходные начала, отражающие природу отдельных институтов права. Для института альтернативной государственной гражданской службы характерны принципы равного доступа к службе.
  • Межинституциональные нормативно-руководящие положения. Они обычно характерны для двух и более институтов права. Принцип гарантированности оплаты труда действует в институтах заработной платы, трудового договора и т.
  • Общие для каждой национальной правовой системы принципы, которые действуют в подавляющем большинстве отраслей права и распространяют свою юридическую силу на основные разновидности юридической практики. (Правотворчество, толкования и т.
  • Принципы, отражающие особенности той или иной правовой семьи. (Принципы верховенства шариата и т.
  • Принципы международного права. Разграничиваются на несколько институтов и отраслей права. К ним относятся такие принципы, как неприменение силы и угрозы силой, разрешение международных споров мирными средствами и т.
Читайте также:  Кому Подчиняется Соцзащита?

Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства. К числу этих принципов, в частности, относятся следующие:

  • верховенства права
  • законности
  • равенства всех перед законом (равноправия)
  • взаимной ответственности личности и государства
  • ответственности при наличии вины

Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия ). Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков (англ. ) ( рус. , принципом уголовного права — принцип индивидуализации наказания. Принципы права в сравнении с правовыми нормами:

  • характеризуются наибольшей стабильностью,
  • обладают большей юридической силой,
  • выполняют правотворческую функцию ,
  • регулируют возникшие пробелы в правоотношениях.

С учетом вышесказанного можно сказать, что принципы права являются основой действующей системы правовых норм и позволяют поддерживать правопорядок даже без существующих юридических норм. Виды принципов права:

  1. В зависимости от сферы реализации: общие (принцип справедливости), межотраслевые, отраслевые, институциональные или отдельных правовых институтов.
  2. В зависимости от способов изложения: прямо или косвенно закрепленные в конкретном нормативно-правовом акте.
  3. По характеру содержания: общесоциальные, специально юридические (присуще только праву).

Принципы выполняют функции:

  • систематизирующую — на их основе формируются те или иные системы, отрасли, институты права. Они обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важным ориентиром в правотворческом процессе и систематизации, толковании и реализации норм права.
  • Правотворческую — обеспечивают единообразное формулирование норм права, определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя.
  • Регулятивную — направляют применение юридических норм, намечают общую линию решения того или иного юридического дела.
  • Интегративную — связующее звено между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системы.

В чем заключается социальное обеспечение?

Социальное обеспечение – предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.

Какие виды социального обеспечения?

КЛЮЧЕВЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Панова Анна Алексеевна, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ — Уральский Институт управления, г. Екатеринбург E-mail: mart-2001@mail. ru Аннотация. В данной статье раскрывается понятие «социального обеспечения» и рассматривается структура системы социального обеспечения в Российской Федерации.

  1. Также в статье содержится характеристика основных о форм социального обеспечения населения в Российской Федерации, таких как: пенсии, пособия, компенсационные выплаты;
  2. Ключевые слова: система социального обеспечения, пенсия, пособие, компенсационная выплата;

Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации. В ней провозглашается, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия закреплены законом. На данный момент государство осуществляет формирование финансовой базы и различных организационных структур, которые позволяют реализовывать данное право на социальное обеспечение.

Государственная система социального обеспечения предполагает следующие подсистемы: обязательное социальное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета, государственная социальная помощь. Основными формами социального обеспечения являются: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги.

Также имеют место и другие формы социального обеспечения, как государственные (бюджетные и внебюджетные), так и международные. Рассмотрим виды социального обеспечения, существующие в настоящий момент в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, 360 предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).

Обратимся к видам социального обеспечения, предоставляемым в натуральной форме: — медицинская помощь; — лекарственное обеспечение; — санаторно-курортное лечение; — социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания; — специфические услуги, предоставляемые инвалидам (реабилитационные услуги, протезирование, профессиональное обучение, трудоустройство и т.

Данные виды социального обеспечения предоставляются бесплатно или с частичной оплатой. К видам социального обеспечения, предоставляемым в денежной форме можно отнести нижеследующее. Пенсии. Это основной вид социального обеспечения для нетрудоспособных граждан.

  1. Для эффективного функционирования пенсионная система должна иметь в своей основе действенный механизм управления и совершенное пенсионное законодательство;
  2. Уровень пенсионного обеспечения определяет уровень жизни нетрудоспособных граждан, пенсионеров, что накладывает особую ответственность государственных органов (в том числе и законодательных) за принимаемые решения;

Словарь бизнес-терминов определяет пенсию как регулярную денежную пособие (обычно — ежемесячную), которое выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность или потеряли кормильца. Иными словами данная выплата производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

На данный момент все пенсии, которые выплачиваются на территории Российской Федерации можно разделить на два основных вида, опираясь на особенности законодательного регулирования и источники выплаты: — пенсии по обязательному социальному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в пенсионном фонде Российской Федерации); — пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование которых производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению).

Пенсии по обязательному социальному страхованию делятся на трудовые и профессиональные. В соответствии с Законом о трудовых пенсиях, к данным 361 выплатам относятся: пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца. Пособия. Это одна из важнейших форм обеспечения населения, которая является регулярной или единовременной и выплачивается из средств социального страхования или государственного бюджета.

  • В отличие от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии);

Пособия в системе социального обеспечения, как правило, классифицируются: — по целевому назначению: пособия, компенсирующие заработок полностью или частично; пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь. — по продолжительности выплаты пособия: единовременные; периодические (ежемесячные).

— по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные ° пособия: пособия по обязательному социальному страхованию; пособия по государственной социальной помощи. — по источнику выплаты: из социальных внебюджетных фондов; из федерального бюджета и т.

Действующее законодательство предусматривает следующие виды пособий: — пособие по временной нетрудоспособности — пособие по безработице — пособие гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передачи ребенка на воспитание в семью.

Компенсационные выплаты. Они выплачиваются наряду с пособиями. В российском законодательстве предусмотрены следующие виды компенсационных выплат: — субсидии на выплату жилья и коммунальных услуг; — компенсации отдельным категориям инвалидов (на санитарно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств); — единовременное пособие беженцам; — единовременное пособие вынужденным переселенцам; — компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных, 362 муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования; — компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье; — компенсационные выплаты супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей; — компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдельных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства; — компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; — компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; — компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, Л (у) фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

Читайте также:  Какие Права У Социального Работника?

Литература: 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря. Радонова А. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль.

Что представляет собой общеправовые принципы где они закреплены?

Общеправовые принципы – это принципы, лежащие в основе формирования и существования всей современной правовой науки и практики. Основным содержанием таких принципов являются важнейшие представления о должном поведении, идеалах и ценностях, принятых и признанных человеческим обществом на данном этапе его развития.

Что включает в себя социальное обслуживание?

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально -бытовых, социально -медицинских, психолого-педагогических, социально -правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Что следует понимать под социальным обслуживанием?

28 февраля 2018 Под социальным обслуживанием следует понимать один из видов социального обеспечения, направленный на предоставление специальными органами государства гражданам различных материальных услуг бесплатно или на условиях частичной оплаты с целью предотвращения наступления либо снижения негативных последствий наступивших социальных рисков, а также усиления их социальной защиты. Право на социальное обслуживание имеют граждане, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненной ситуации — это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Таким образом, право на социальное обслуживание имеют те граждане, которые самостоятельно не могут обеспечить себе достойное существование и поэтому нуждаются в помощи со стороны государства.

  1. Социальные услуги предоставляются бесплатно или на условиях частичной либо полной их оплаты;
  2. Лица с ограниченными возможностями в соответствии с ч;
  3. 1 ст;
  4. 16 Федерального закона от 02;
  5. 08;
  6. 1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» имеют право на социальное обслуживание в следующих формах: — социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); — полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; — стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); — срочное социальное обслуживание; — социально-консультативная помощь;

На дому предоставляются следующие виды социального обслуживания: — организация питания, включая доставку продуктов на дом; — помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; — содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; — поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; — содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг и другие надомные услуги.

Социальные услуги предоставляются гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью.

Социальное обслуживание на дому предоставляется на основании заявления гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации и нуждающегося в данном виде социального обеспечения. Социальное обслуживание граждан на дому может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе бесплатно, на условиях частичной и полной оплаты.

Одним из направлений данного вида обслуживания является социально-медицинское обслуживание на дому. К лицам, имеющим право на получение данного вида социального обеспечения, относятся инвалиды, страдающие психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями в поздних стадиях.

Гражданам, нуждающимся в социально-медицинском обслуживании на дому, предоставляются следующие социальные услуги: квалифицированный общий уход, социально-бытовая и доврачебная медицинская помощь на дому; наблюдение за состоянием их здоровья и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений имеющихся заболеваний; оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей; обучение родственников практическим навыкам общего ухода за больными.

Полустационарное социальное обслуживание предоставляется лицам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющим медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, но нуждающимся в наблюдении, помощи.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Оно осуществляется в стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах и др.

Граждане, нуждающиеся в стационарном обслуживании, обращаются с заявлением в учреждение социальной защиты населения. Зачисление в стационарное учреждение осуществляется на основании приказа заведующего учреждения органов социальной защиты населения и следующих документов: акта обследования жилищно-бытовых условий, медицинского заключения о состоянии здоровья, протокола районной комиссии по заселению дома-интерната, паспорта, пенсионного удостоверения, медицинского полиса.

В ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определен примерный перечень социальных услуг, которые могут быть включены в срочное социальное обслуживание: — разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; — обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; — разовое оказание материальной помощи; — содействие в получении временного жилого помещения; — организация юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц; — организация экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров; — иные срочные социальные услуги.

В чем заключается принцип адресности предоставления социальной помощи?

И. КАРПИКОВА И. КАРПИКОВА кандидат экономических наук, доцент Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск АДРЕСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ* Принцип адресности на сегодняшний день относится к числу наиболее значимых в организации социальной защиты населения.

Данный принцип означает, что социальная помощь должна оказываться тем лицам, которые истинно нуждаются в ней. Адресный подход в той или иной степени реализуется во всех моделях социальной политики, даже несмотря на ту критику, которой он подвергается сторонниками принципа универсальности социальной помощи (пособия — всем).

В современной России в системе социальной защиты данное направление является приоритетным, поскольку в условиях бюджетных ограничений и достаточно высокого уровня бедности государство должно сосредоточиться на оказании помощи самым нуждающимся. В то же время механизмы реализации адресного подхода до сих пор окончательно не разработаны в силу сложности анализируемой проблемы, хотя крайняя необходимость использования данного подхода признается как исследователями, так и практиками.

В настоящее время в научной литературе определено содержание так называемой идеальной модели адресной социальной поддержки населения1, которая базируется на реализации следующих принципов: — точное определение адресата — получателя помощи; — оказание дифференцированной помощи как по объему, так и по видам предоставляемых услуг; — разработка и реализация специальных мер по предотвращению социального иждивенчества в случае принадлежности получателей помощи к экономически активному населению.

Читайте также:  Что Содержит Перечень Государственных Программ?

Выделяют следующие этапы реализации идеальной модели адресной социальной поддержки: — оценка доходов и материального положения членов домохозяйства; — выявление причин, по которым данные лица попали в число нуждающихся; — подбор индивидуального пакета услуг, в который могут входить наряду с финансовой помощью организационные меры по повышению доходов домохозяйства, а также обеспечение взаимодействия со структурами и организациями, которые будут участвовать в предоставлении необходимых социальных услуг; — оценка эффективности предоставленной помощи на основе системы обратной связи.

  • Осознание важности полноценного внедрения принципа адресности в сфере социальной защиты населения обусловило принятие в 1990-2000-х гг;
  • на федеральном уровне системы нормативных актов, в рамках которых были заложены необходимые законодательные основы для реализации адресного подхода, в частности: — обоснована и принята методика расчета потребительской корзины; — определена процедура установления минимального прожиточного уровня, или уровня бедности; — сформулированы рекомендации для осуществления проверки доходов заявителей при оказании отдельных видов социальной помощи;

Одновременно была введена в действие система выплат и пособий (пособия по безработице, детские пособия, социальные пенсии, субсидии на оплату жилищно- * Статья выполнена при поддержке проекта «Стратегии социальной защиты населения крупного сибирского города» РНП 2.

  1. 2587 в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»;
  2. © И;
  3. Карпикова, 2007 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ коммунальных услуг и др;
  4. ) нуждающимся категориям населения, т;

лицам с низким уровнем доходов. Важным является то обстоятельство, что значительная часть выплат в соответствии с федеральным законодательством находится в компетенции региональных и местных властей. В то же время анализ текущей ситуации в сфере социальной защиты показывает, что идея адресности оказания социальной помощи реализована далеко не полностью, внедрены лишь ее отдельные элементы.

Данное обстоятельство позволяет нам сделать вывод о том, что адресность социальной помощи, заявляемая в качестве основной характеристики деятельности системы социальной защиты в нашей стране, на деле носит декларативный характер.

Во-первых, не решена до конца проблема определения истинно нуждающихся в помощи лиц. Несмотря на то что в мире накоплено огромное количество методик оценки нуждаемости, в современной российской практике в подавляющем большинстве случаев используется только два подхода — прямые методы оценки дохода (для получения пособий) и категориальный подход (для получения льгот).

  1. При этом второй из названных подходов в строгом смысле слова не носит адресного характера, поскольку включает в число получателей помощи представителей категорий населения, имеющих определенные заслуги перед обществом, без учета их нынешнего дохода;

Также на практике, в основном на муниципальном уровне, встречается сочетание указанных подходов. Реализация данных подходов характеризуется определенными негативными последствиями: — из получателей помощи практически исключаются работающие бедные, поскольку формально (категориально) они не относятся к социально уязвимым слоям населения, хотя уже давно доказано, что низкий уровень оплаты труда обусловливает наличие широкого круга нуждающихся лиц среди экономически активного и занятого населения, особенно с учетом приходящихся на них иждивенцев (детей); — отсутствует должное внимание к оценке имущественного положения и недеклариру-емых доходов домохозяйств, категориально относящихся к низкодоходным группам на-селения2.

Во-вторых, серьезным недостатком существующей системы социальной поддержки нуждающихся лиц является отсутствие дифференцированного подхода к определению размера помощи, прежде всего денежной. Действующая в настоящее время система основана на следующем принципе: все лица, имеющие право на получение помощи в виде пособий, получают их в одинаковом объеме, остальные же не получают ничего.

Очевидна необходимость соблюдения принципа дифференциации при определении размера пособия в зависимости от уровня доходов получателей помощи, т. чем ниже их доходы, тем выше должна быть сумма компенсации для покрытия разницы между ними и прожиточным минимумом в расчете на каждого члена домохозяйства.

  1. В таком случае наибольшую сумму компенсации будут получать самые бедные семьи, а принцип адресности социальной помощи будет реализован в полной мере;
  2. Реализация этих мер на сегодняшний день сдерживается отсутствием полноценного законодательного обеспечения адресной социальной защиты;

Необходимо принятие на федеральном уровне законов, позволяющих адекватно оценивать уровень благосостояния отдельных домохозяйств посредством законодательно утвержденных критериев малообеспеченности, нуждаемости, бедности. Региональные и муниципальные субъекты управления, для которых наличие подобной законодательной базы является главнейшим условием эффективно организованной работы по социальной защите населения, должны активизировать усилия по работе с федеральным центром в данном направлении.

  1. Однако вполне возможно принятие таких законодательных актов на уровне отдельных субъектов Федерации с учетом сложившихся региональных условий и особенностей;
  2. В таком случае к основным стратегическим направлениям работы по обеспечению адресного подхода к оказанию социальной помощи населению на региональном и муниципальном уровне можно отнести: — разработку и внедрение соответствующих методик оценки доходов и имущественного положения представителей групп Известия ИГЭА;

2007. № 6 (56) Т. СТУКЕН населения, претендующих на получение различных видов социальной помощи, и формирование на их основе персонифицированных баз данных, отражающих материальное и имущественное положение граждан; — определение форм помощи (преимущественно выплата дифференцированных по размеру пособий) домохозяйствам, в которых размер душевого дохода не достигает уровня официального прожиточного минимума; — создание специализированных подразделений (вероятнее всего, в рамках городских или районных управлений социальной защиты) со штатом социальных работников, занимающихся определением объемов материальной и иной помощи нуждающимся домохозяйствам в рамках адресных программ социальной защиты, возможно их создание по образцу агентств социальной работы в европейских странах.

Таким образом, внедрение идеальной модели социальной поддержки населения в нашей стране потребует обеспечения следующих важнейших условий: — формирование полноценного информационного обеспечения адресной социальной поддержки, основу которого составит персонифицированная достоверная статистическая информация обо всех получателях помощи и лицах, нуждающихся в ней; — повышение значимости специалистов в области социальной работы как в решении информационных задач, так и реализации организационных мероприятий по оказанию адресной социальной помощи и оценке уровня ее эффективности.

Примечания 1 Социальная помощь: на пути к адресности: сб. ст. / под ред. Либоракиной. , 2001. 39-43. 2 Келлер К. Реформа социального сектора в странах с переходной экономикой // SPERO. 2005. № 3. 66 // http://spero. socpol. ru. СТУКЕН кандидат экономических наук, доцент Омского государственного университета им.

  1. Достоевского ДИСКРИМИНАЦИЯ В ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА Под дискриминацией в заработной плате традиционно понимается неравная оплата за равный труд, или, другими словами, дифференциация заработной платы по признакам, не имеющим отношения к производительности работника;

Как правило, при оценке уровня дискриминации в оплате труда используются стандартные процедуры расчета уравнения Минцера с корректировкой Хекмана и последующая декомпозиция результатов по методу Блайндера-Оакса-ки или Ньюмарка1. Несмотря на высокую значимость полученных в рамках подобных исследований результатов, отметим, что они носят обобщенный и усредненный характер и не позволяют ответить на вопрос о том, в каких условиях проявления дискриминации наиболее сильны.

  • Кроме того, чаще всего предметом исследования становится лишь гендерная дискриминация, хотя на совре- менном российском рынке труда существует и другой достаточно распространенный вид дискриминации — дискриминация по возрасту;

В рамках настоящей статьи автором сделана попытка оценить влияние различных факторов на формирование половозрастной дискриминации в оплате труда. Уровень дискриминации в заработной плате является результатом влияния многих причин, отражающих различные характеристики работника, организации и внешней среды.

Человеческий капитал работника. При прочих равных условиях более высокий уровень человеческого капитала способен повысить переговорную силу работника и снизить вероятность дискриминации по отношению к нему.

Это происходит по двум причинам. Во-первых, с ростом человеческого капитала повышается и конкурентоспособность © Т. Стукен, 2007.