Что Содержит Перечень Государственных Программ?

Что Содержит Перечень Государственных Программ
Государственные программы Российской Федерации включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации. Перечень государственных программ Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

Что входит в государственную программу?

Документ утрачивает силу с 1 января 2023 года в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 15. 12. 2021 N 764. Государственная программа включает федеральные целевые программы (в случае их наличия), реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия.

Федеральная целевая программа может быть включена в состав только одной государственной программы. Допускается аналитическое (справочное) отражение в государственной программе: частей федеральных целевых программ; федеральных целевых программ, реализация которых направлена на достижение целей иных государственных программ.

Государственная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации государственной программы, разрабатываемую с учетом положений настоящих Методических указаний. К подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам государственной программы, за исключением требований к основным мероприятиям.

Государственная программа включает: титульный лист, паспорт государственной программы, паспорта подпрограмм, паспорта федеральных целевых программ, текстовую часть, приложения. 10. Титульный лист к государственной программе и прилагаемым к ней дополнительным и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию: наименование государственной программы; наименование ответственного исполнителя; дату составления проекта государственной программы; должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес исполнителя, разместившего государственную программу и прилагаемые к ней дополнительные и обосновывающие материалы в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в сети «Интернет» ( www.

programs. gov. ru ) (далее — портал государственных программ). Титульный лист подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти либо иного главного распорядителя средств федерального бюджета — ответственного исполнителя государственной программы или его заместителем.

Что такое гос программа?

Государственная программа Российской Федерации — основной программный документ, непосредственно прописанный в федеральном бюджете Российской Федерации. Представляет собой систему мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Сколько государственных программ в РФ?

Перечнем государственных программ Российской Федерации, утверждённым распоряжением Правительства, предусмотрено 44 госпрограммы. В настоящее время утверждены и реализуются 41 государственная программа. В стадии разработки находятся 3 госпрограммы.

Что такое пилотная государственная программа?

II. Требования к содержанию пилотных государственных программ — 6. Пилотная государственная программа является документом, предусматривающим реализацию комплекса мероприятий, направленных на достижение определенных документами стратегического планирования целей государственной политики в соответствующей сфере, на принципах проектного управления.

Пилотная государственная программа содержит проекты (программы) и (или) отдельные мероприятия межпрограммных проектов (программ), а также ведомственные целевые программы. Межпрограммными проектами (программами) являются приоритетные и ведомственные проекты (программы), содержащие в том числе отдельные мероприятия, реализация которых осуществляется в рамках 2 и более государственных программ Российской Федерации, в том числе различными федеральными органами исполнительной власти и другими главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

В состав пилотной государственной программы могут быть включены проекты (программы), реализация которых осуществляется 2 и более главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

В состав пилотной государственной программы могут быть включены отдельные мероприятия, направленные на финансовое обеспечение деятельности центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

Проекты (программы), отдельные мероприятия межпрограммных проектов (программ) и ведомственные целевые программы группируются по направлениям реализации (подпрограммам) пилотной государственной программы. Мероприятия федеральных целевых программ, интегрируемые в пилотную государственную программу, отражаются в структуре пилотной государственной программы по ее направлениям (подпрограммам) в составе соответствующих проектов (программ), ведомственных целевых программ или включаются как самостоятельные проекты (программы) и (или) отдельные мероприятия межпрограммных проектов (программ) или ведомственные целевые программы.

10. Пилотная государственная программа состоит из проектной и процессной частей. В проектную часть пилотной государственной программы включаются приоритетные проекты (программы), ведомственные проекты (программы), межпрограммные проекты (программы) и отдельные мероприятия межпрограммных проектов (программ).

Формирование и реализация приоритетных и ведомственных проектов (программ) пилотной государственной программы осуществляются в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г.

№ 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Процессная часть пилотной государственной программы содержит ведомственные целевые программы и при необходимости отдельные мероприятия, направленные на финансовое обеспечение деятельности центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

Формирование и реализация ведомственных целевых программ осуществляются в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г.

  1. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»;
  2. Соисполнителями пилотной государственной программы являются федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, представители которых определены руководителями приоритетных проектов (программ), ведомственных проектов (программ) и межпрограммных проектов (программ), а также федеральные органы исполнительной власти и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, реализующими предусмотренные пилотной государственной программой ведомственные целевые программы;

Участниками пилотной государственной программы являются федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, участвующие в реализации приоритетных проектов (программ), ведомственных проектов (программ) и межпрограммных проектов (программ).

11. Пилотная государственная программа может иметь не более 5 целей. Цели пилотной государственной программы должны соответствовать критериям конкретности, измеримости, достижимости, актуальности и ограниченности во времени.

Цели пилотной государственной программы формулируются в виде целевых значений показателей (индикаторов) социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на момент окончания реализации пилотной государственной программы, которые удовлетворяют одному из следующих условий: а) целевые значения показателей (индикаторов) рассчитываются по методикам, принятым международными организациями; б) целевые значения показателей (индикаторов) определяются на основе данных федерального статистического наблюдения, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации (групп субъектов Российской Федерации); в) целевые значения показателей (индикаторов) рассчитываются по утвержденным федеральными органами исполнительной власти методикам, предусмотренным дополнительными и обосновывающими материалами к пилотной государственной программе и согласованным с Министерством экономического развития Российской Федерации.

  • 12;
  • Включаемые в пилотную государственную программу проекты (программы) и ведомственные целевые программы должны быть направлены на достижение целей пилотной государственной программы и в совокупности обеспечивать их достижение;

Соответствующая оценка обеспеченности целей пилотных государственных программ проектами (программами) и ведомственными целевыми программами осуществляется в ходе ранжирования проектов (программ) и ведомственных целевых программ. 13. Пилотная государственная программа содержит: а) паспорт государственной программы по форме согласно приложению № 1.

Требования к заполнению паспорта пилотной государственной программы утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и подлежат размещению на портале государственных программ; б) приложения, содержащие: структуру государственной программы по форме согласно приложению № 2 ; перечень соисполнителей и участников пилотной государственной программы; правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках пилотной государственной программы (в случае если пилотной государственной программой предусмотрено предоставление таких субсидий); перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включаемых (подлежащих включению) в федеральную адресную инвестиционную программу; перечень объектов и прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; перечень целевых индикаторов и показателей интегрируемых в пилотные государственные программы федеральных целевых программ (до утверждения проектов (программ) и (или) ведомственных целевых программ, в рамках которых предусматривается реализация мероприятий завершенных федеральных целевых программ); иные приложения, касающиеся реализации мероприятий интегрируемых в пилотные государственные программы федеральных целевых программ; сводную информацию по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа, Байкальского региона, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым, г.

Севастополя и Калининградской области (далее — приоритетные территории), в том числе о включенных в проекты (программы) и ведомственные целевые программы, реализуемые в составе пилотных государственных программ, мероприятиях (об отдельных мероприятиях межпрограммных проектов (программ), реализуемых на приоритетных территориях, о соответствующих целях и целевых индикаторах проектов (программ) и целевых индикаторах и показателях ведомственных целевых программ.

  • Требования к форме предоставления сводной информации по опережающему развитию приоритетных территорий утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, ответственными за социально-экономическое развитие приоритетных территорий;

14. В случае если показатели объектов капитального строительства либо объектов недвижимого имущества соответствуют целям, целевым индикаторам и показателям проектов (программ) и ведомственных целевых программ, входящих в состав пилотных государственных программ (целям проектов (программ), отдельные мероприятия которых входят в состав пилотной государственной программы), по годам реализации, допускается объединение взаимосвязанных инвестиционных проектов по отдельным объектам капитального строительства и (или) объектам недвижимого имущества в укрупненный инвестиционный проект с приведением сведений о сроках его реализации и расходах на его реализацию с распределением по источникам финансового обеспечения начиная с 2018 года.

При этом в состав пилотной государственной программы отдельным приложением включается методика, определяющая порядок детализации укрупненного инвестиционного проекта. 15. При подготовке пилотной государственной программы разрабатываются следующие дополнительные и обосновывающие материалы: а) результаты ранжирования реализуемых (планируемых к реализации) в составе пилотных государственных программ проектов (программ) и ведомственных целевых программ, согласованные с Министерством экономического развития Российской Федерации; б) оценка обеспеченности целей пилотной государственной программы проектами (программами) и ведомственными целевыми программами, согласованная с Министерством экономического развития Российской Федерации; в) основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение целей пилотной государственной программы, с указанием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов; г) информация о финансовом обеспечении реализации пилотной государственной программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по кодам бюджетной классификации с распределением по главным распорядителям средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также с распределением до элемента вида расходов; д) информация о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, прогнозных расходах государственных корпораций, государственных компаний, публичных акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций по отдельным мероприятиям пилотной государственной программы по годам ее реализации; е) характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации; ж) прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации пилотной государственной программы; з) описание рисков реализации пилотной государственной программы, в том числе в части недостижения ее целей, а также описание механизмов управления рисками и мер по их предотвращению и минимизации; и) описание мер государственного регулирования в сфере реализации пилотной государственной программы (в случае использования налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов — обоснование необходимости их применения для достижения цели и (или) результатов пилотной государственной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации); к) обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию пилотной государственной программы, а также оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на достижение целей пилотной государственной программы, в том числе на сроки и непосредственные результаты реализации проектов (программ), ведомственных целевых программ и отдельных мероприятий межпрограммных проектов (программ); л) прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации пилотной государственной программы; м) сведения о порядке сбора информации и методике расчета значений целей пилотной государственной программы, а также значений целей, целевых индикаторов и показателей проектов (программ) и ведомственных целевых программ; н) сведения о целевых группах (физических и юридических лицах), на которые направлено действие пилотной государственной программы, и обоснование выделения таких групп; о) модель ранжирования входящих в состав пилотных государственных программ проектов (программ) и ведомственных целевых программ, согласованная с Министерством экономического развития Российской Федерации.

16. В отношении объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых осуществлялось в рамках интегрируемых в пилотные государственные программы мероприятий федеральных целевых программ, проведение повторной интегральной оценки и проверки на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта, а также аудита проектной документации не требуется, за исключением случаев, предусмотренных соответственно пунктом 21 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г.

№ 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения», пунктом 55 Положения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г.

№ 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», и пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г.

№ 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации». В случае необходимости проведения повторной интегральной оценки и проверки на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в составе дополнительных и обосновывающих материалов представляются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г.

№ 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения». Повторная проверка инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление иных инвестиций в основной капитал, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета, на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, осуществляется на основании исходных данных для расчета интегральной оценки и расчета интегральной оценки, проведенной главным распорядителем средств федерального бюджета, являющимся ответственным исполнителем, соисполнителем, участником пилотной государственной программы, выполнявшим функции государственного заказчика — координатора (государственного заказчика) соответствующей федеральной целевой программы, интегрируемой в пилотную государственную программу.

Читайте также:  Как Узнать Одобрили Выплату Или Нет?

В случае необходимости проведения публичного технологического и ценового аудита (аудита проектной документации) в составе дополнительных и обосновывающих материалов представляется положительное заключение о проведении публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта либо положительное сводное заключение о проведении публичного технологического аудита и положительное заключение о достоверности сметной стоимости (заключение о проведении аудита проектной документации).

Ответственные исполнители формируют пилотную государственную программу по формам таблиц, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, согласованным с Министерством финансов Российской Федерации и размещенным на портале государственных программ.

Кто разрабатывает государственную программу?

Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации,.

Что включает в себя программа Доступная среда?

«Доступная среда» — это социальная программа, направленная на создание полноценных условий для интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в общественную жизнь. Она стартовала в 2011 году и сегодня набирает обороты. Основной целью программы является обеспечение максимального комфорта для инвалидов путем создания доступной среды для них. Она предполагает адаптацию объектов общего пользования, разработку проектных решений строительства и реконструкции общественных объектов, сооружений и прилегающей инфраструктуры с учетом требований доступности для людей с ограниченными физическими возможностями.

Что такое гос программа переселения?

Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом принята указом Президента РФ 22 июня 2006 года. Программа направлена на переселение людей, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию.

Поддержка и помощь в реализации данной программы осуществляется Россотрудничеством. 14 сентября 2012 года президентом Путиным был подписан указ, содержащий новую редакцию программы и сделавший её бессрочной.

По данным МВД России, с 2006 по 2018 год за 12 лет работы государственной программы по добровольному переселению соотечественников в Россию переехало 826 тыс. человек.

Что такое региональные программы?

Инновационная модернизация экономики Региональные программы как инструмент регулирования и управления стратегией развития регионов Аннотация: Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

  • Ключевые слова: региональные целевые комплексные программы, центростремительная и центробежные тенденции, механизм реализации;
  • Аксенова Элона Анатольевна заместитель директора по учебной работе, старший преподаватель кафедры экономических дисциплин;

Российский государственный социальный университет (филиал в городе. Люберцы) Aksenova E. Regional programs as a tool for regulation and management of regional development strategy. Regional programs are a variety of target complex programs and provide a mechanism to regulate and manage the regional strategy for economic, social and technological development, a form of economic activity, a way of priority focus resources to address urgent and immediate problems.

Keywords: regional target complex programs, the centripetal and centrifugal tendencies, the mechanism of implementation. При определении места каждого конкретного региона в национальном хозяйстве следует принимать во внимание объективно существующие причины дифференциации регионов.

Существование двух тенденций взаимодействия регионов с экономическим центром в рамках федерации (центробежной и центростремительной) во многом определяется экономическим положением региона: является ли он регионом-донором, дотационным или равновесным регионом.

  1. Чередование периодов господства одной или другой тенденции дает центру возможность осуществлять ускоренные преобразования в отдельных регионах прорывного развития;
  2. Эти две противоречивые тенденции проявляются главным образом в политике, меньше в экономике, в которой определяющий мотив — интеграционный мотив единого экономического поля, обусловленный рыночной конкуренцией;

Россия в попытке выхода из кризиса вступает в третий этап реформ, которые главным образом касаются реформирования регионов. В каком направлении осуществлять реформы, что усиливать — центробежную или центростремительную тенденцию? Ответы на эти вопросы сконцентрированы в развитии рыночных связей и рыночной конкуренции.

Центростремительная тенденция выража- ется в односторонней привилегии центра по отношению к региону. В этом случае центр концентрирует средства регионов в соответствии с соглашением о разделении полномочий, для того чтобы иметь возможность координировать их деятельность, оказывать помощь дотационным регионам и выполнять межрегиональные программы.

Центробежная тенденция выражается в аккумулировании средств внутри региона и направлена на уменьшение зависимости от помощи центра в экономическом и политическом смысле. Для нормальных условий экономического развития, для уровня, близкого к равновесию, экономическая политика центра с регионом может предусматривать чередование периодов господства то центробежных, то центростремительных тенденций, давая, таким образом, в одни периоды возможность быстрого форсированного развития центру (или другим регионам), а в другие — отдельному региону.

  1. Такой механизм позволит всякий раз сосредоточивать внимание на том варианте социально-экономического развития единого экономического пространства, который в наибольшей степени созрел для прорывного скачка в развитии инновационных технологий и снижении издержек производства;

Следует отличать цели региональной политики от целей развития единого народного хозяй- vosteru@mail. ru 4 Вопросы структуризации экономики. № 4, 2011 ства. Основными инструментами реализации этих целей выступают региональные планы, программы и прогнозы. Комплексные планы и программы развития региона обязательно содержат три группы целей, реализующих важнейшие стороны жизнедеятельности любого регионального образования: социально -экономические, хозяйственные и ресурсно-экологические.

Основой их формирования выступают прогнозы по соответствующим направлениям. Ведущую роль в определении путей развития и средств реализации региональных планов и программ играют глобальные прогнозы развития национального хозяйства и направлений научно-технического прогресса, так как хозяйство любого региона представляет собой открытую систему для проникновения продукции, капиталов, рабочей силы и информации.

Основная цель развития региона заключается в создании условий для реализации существующих долговременных позитивных факторов развития субъектов Федерации. Эти условия призваны конкретизировать в случае региона общую цель государства, которая провозглашена как в Конституции, так и в последнем послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Разработка региональных программ — это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней, а также эффективный метод воздействия на экономику. Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и региональные. Региональные программы бывают узкоспециализированные (отраслевые) и комплексные. Узкоспециализированные программы разрабатываются в составе целевых федеральных программ и могут касаться одной отрасли производственного или социального развития в регионе.

В комплексные программы социально-экономического развития региона включаются все узкоспециализированные программы. Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам.

Механизм реализации программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка. Это лишний раз иллюстрирует, что в случае исходной и объективной неоднородности экономического пространства с точки зрения эффективности применения факторов производства «замыкающие» регионы всегда находятся в зоне «провалов рынка».

Литература: 1. Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики. // Вопросы экономики. № 6. 2007. Экономика сельского хозяйства под редакцией Минакова И. : Экмос, 2005. Багомедов М. , Гусейнов А.

, Омаров Ш. Социальные альтернативы в региональной промышленной политике // Вестник ДНЦ РАН — 2011. № 1. 98-105 (),(Из списка ВАК РФ) 4. Багомедов М. Финансовый потенциал стратегирования социальной сферы регионов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация науки и образования» Махачкала, ЮФУ.

2011. 470с. , С. 246-250. Багомедов М. Проблема снижения издержек обращения в Республике Дагестан// Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528. 2011. №1. 6-12. Гимбатов Ш. Экономическое развитие в мультиэтничных регионах.

// Вопросы структуризации экономики. №3. 2011. — Махачкала: НП «НАЦ Этноэкономика» — С. 26-30. 5 www. voste. ru.

Для чего нужны федеральные программы?

Федеральная целевая программа (сокр. ФЦП) в России — это комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач, требующих государственной поддержки, увязанный по: ресурсам, исполнителям, срокам осуществления.

Какое министерство осуществляет мониторинг реализации пилотных государственных программ?

56. Ответственный исполнитель, соисполнители и участники пилотной государственной программы представляют по запросу Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации дополнительную (уточненную) информацию о ходе реализации пилотной государственной программы.

Как получить жилье по программе переселения соотечественников?

Для получения жилищной субсидии переселенец лично подает в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту постановки на учет в качестве участника Государственной программы заявление о получении жилищной субсидии (далее — заявление).

Что такое региональная целевая программа?

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF Регулирование регионального развития страны является одной из важнейших функций современного государства. Путем осуществления целенаправленной и последовательной региональной политики государство стремиться повысить уровень социально-экономического развития территории, сгладить дифференциацию регионов по основным социально-экономическим показателям, обеспечить хороший инвестиционный климат в регионе и т.

Исследователи А. Жуковский, С. Васильев под целевой комплексной программой понимают увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки.

Целевые программы являются ключевым средством реализации государственной политики, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Целевые программы являются средством управления и регулирования стратегиями социального, научно-технического и экономического развития, способом аккумулирования ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Целевые программы как видно из рисунка 1 по направленности и источнику финансирования делятся на федеральные, региональные и муниципальные Рис. 1 Классификация целевой программы по направленности и источнику финансирования [9, с.

18]. Региональные целевые программы – это комплекс мероприятий и проектов, направленных на достижение целей и конкретных задач экономического, социального или экологического характера, требующих согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и финансируемых полностью или частично из областного бюджета [9, с.

  1. 12];
  2. Разработка региональных программ — это целенаправленный и последовательный процесс аккумулирования всех возможностей регионов на различных уровнях;
  3. Региональные программы обладают строгой целевой направленностью и по сравнению с федеральными государственными программами относительно небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, адресностью, ограничением временных интервалов и связываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны;

Базовыми методологическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются [4, с. 79]:

    комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения; целевая направленность и системность мероприятий программы; вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации; ресурсная обеспеченность программы; адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и т. ); обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).

Классификация региональных программ Исследователи А. Жуковский, С. Васильев, Д. Штрейс классифицируют региональные целевые программы по таким признакам как уровень значимости или государственный статус, территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, отраслевая локализация, характер возникновения проблемы, срок реализации программ и т.

По государственному статусу программы подразделяются на федеральные региональные программы, реализуемые средствами только Российской Федерации (ФЦП) и собственно региональные, которые утверждаются региональными органами власти.

Программы по характеру подразделяются на сводные, социально-экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные. По срокам действия различают программы краткосрочные (продолжительность до 2 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например: конкретная региональная программа может быть по территориальной принадлежности – областной; по функциональной ориентации – экологической; по масштабности проблемы – узкоспециализированной; по продолжительности – среднесрочной и т.

Таким образом, основной целью региональной программы является эффективное использование и развитие в рыночных условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона, преимуществ его участия в национальном и международном разделении труда и повышение на этой основе уровня жизни населения региона.

  • Методика разработки региональных целевых программ социально-экономического развития Программа социально-экономического развития – целевая программа, направленная на достижение стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития регионов;

Сегодня стратегия и прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе Федерального закона от 28. 06. 2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Согласно статье 32 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.

  1. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе законов субъекта Российской Федерации, актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом других документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации;

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации содержит: 1) оценку достигнутых целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; 2) приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики субъекта Российской Федерации; 3) показатели достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии; 4) ожидаемые результаты реализации стратегии; 5) оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии; 6) информацию о государственных программах субъекта Российской Федерации, утверждаемых в целях реализации стратегии; 7) иные положения, определяемые законами субъекта Российской Федерации.

  1. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
Читайте также:  Какие Есть Сферы Общества?

В стратегию социально-экономического развития входят проекты и мероприятия, финансируемые в рамках региональных целевых программ, которые реализуются на территории субъекта Российской Федерации, проекты и мероприятия, реализуемые на основе средств федерального бюджета в рамках механизмов государственно-частного партнерства (особые экономические зоны, режим промышленной сборки, технопарки, наукограды и другие), а также все иные проекты и мероприятия, реализация которых необходима для развития региона. Как видно из рисунка 2 в работе с региональными программами выделяются следующие этапы : 1) стадия разработки (входят определение проблем и постановка целей, объяснение применения программно-целевого подхода, разработка комплекса мероприятий и системы применения ресурсов и, наконец, согласование программы с заинтересованными лицами); 2) оценка потенциала (оценка социально-экономического потенциала реализации программы, разработка критериев оценки программ и выбор программы); В стадию оценки потенциала входят :

    определение ресурсных возможностей региона и сопоставление их с потребностями для решения проблем; предварительная ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материальных, земельных, трудовых, информационных и временных ресурсах); расчет полезной результативности решения каждой из проблем, конкретизация конечных результатов; ранжирование проблем для выбора проблем по значимости и приоритетности; принятие решения о разработке конкретных программ

3) инициация (стадия включает принятие необходимых законодательных актов и создание управляющего органа программы); На данной стадии происходит определение управляющего органа программы, ответственного за формирование и реализацию программы. Определяются функциональный «Заказчик» и «Исполнитель» программы. Взаимоотношения между «Заказчиком» и «Исполнителем» регламентируются на основе заключаемых контрактов на разработку конкретной программы; Выбор головного разработчика (как правило, научно-исследовательская проектная организация, специально созданная комиссия, рабочая группа) проводят на конкурсной основе по согласованию с «Заказчиком» и ответственным «Исполнителем».

  • Головным разработчиком могут быть как местная организация (всех форм собственности), так и специализированные организации других регионов или творческие коллективы, составленные из представителей разных ведомств и имеющие соответствующий опыт решения поставленных в программе проблем;

На основе утвержденного перечня программ организация-заказчик подготавливает и выдает головному разработчику исходное задание на формирование региональной программы, которое содержит – формулировку главной цели, состав программы в рамках региона, примерную потребность в ресурсах, объем ориентировочных затрат; реализация (стадия состоит из реализации комплекса запланированных мероприятий, регулярной оценки эффективности программы и оперативной корректировки программы); оценка результатов (анализ эффективности реализованной программы и подготовка отчета о реализации программы).

Таким образом, процесс разработки программы социально-экономического развития региона содержит целый комплекс процедур, которые необходимо выполнять для успешного претворения в жизнь разработанной программы.

Только последовательная разработка и реализация всех элементов программы даст плодотворный результат в будущем и будет иметь положительный эффект. Рис. 2 Последовательность разработки и реализации программы социально-экономического развития Механизм реализации региональных целевых программ социально-экономического развития Непосредственно на местах управление программами социально-экономического развития осуществляют исполнительные органы власти территорий.

Основные их функции заключаются в принятии к исполнению новых программ, координация их с основными направлениями и приоритетами правительственной политики Российской Федерации, подготовка концепции развития региона, распределение бюджетных ассигнований между программными и непрограммными потребностями, принятие программ к исполнению, внесение изменений в действующие программы и т.

Региональные властные структуры формируют и утверждают органы программно-целевого управления (заказчики), на которые возлагается ответственность за проектирование и реализацию программы. Все уровни управления региональными программами взаимодействуют между собой и вносят корректировки по ходу реализации программы.

Сам процесс осуществления контроля регламентируются органами власти региона когда они принимают решение об утверждении программы. Также обязательно регламентируются процедуры несения ответственности за некачественное и несвоевременное исполнение программ.

В процессе разработки и реализации областных целевых программ участвуют: государственный заказчик целевой программы, головной исполнитель областной целевой программы, дирекция программы и разработчики программы. У каждого из них есть свой специфический ряд функций в разработке и реализации программы социально-экономического развития региона. К основным функциям заказчика программы относятся :

    подготовка и согласование проекта программы с заинтересованными органами власти региона и федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке, представление на утверждение уполномоченным органам государственной власти региона; координация исполнения программных мероприятий; непосредственный контроль над ходом мероприятий, обеспечивающих институциональные и структурные преобразования, формирование финансовых и инновационных институтов, а также работ в области региональной кооперации и реализации мероприятий федеральных целевых программ на территории региона; подготовка отчетов о реализации программы, внесение предложений в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти по корректировке программы.

После того как утверждается программа социально-экономического развития региона государственный заказчик на основе договоров заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование целевой программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственный заказчик целевой программы может на договорной основе передавать предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых исполнительными органами власти. Государственный заказчик имеет право создавать дирекцию из представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнителей ведущих мероприятий Программы.

Общее руководство и контроль за реализацией региональной программы социально-экономического развития осуществляет заказчик программы, обладающий достаточным объемом полномочий и ресурсов для эффективного управления ходом реализации программы.

Дирекция Программы может создаваться как с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица. Дирекция региональной Программы действует на основании Положения о ней, утверждаемого государственным заказчиком Программы. Разработку и реализацию всех стадий программы координирует специальный орган управления программой.

В зависимости от типа региона создаются различные органы управления: специальный региональный комитет или комиссия, дирекция программы, орган управления программой в рамках межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия.

Готовить свои предложения по региональным программам может орган управления программой. Также данный орган осуществлять (совместно с заказчиком) финансовый контроль за использованием средств федерального и регионального бюджетов, выделенных на реализацию программы.

  1. Ежегодно готовит отчеты о выполнении программы;
  2. Исполнителями программы являются конкретные министерства, ведомства, департаменты и комитеты в зависимости от профильности того или иного программного мероприятия;

К исполнителям предъявляют очень жесткие требования по реализации всех намеченных мероприятий. Разработчиком программы могут являться как профильные департаменты и комитеты органов власти регионов, так и различные консалтинговые компании (в этом случае говорят об использовании метода аутсорсинга, когда региональные власти поручают разработать программу опытный консалтинговой компании).

  1. Цель разработчика программы составить наиболее рациональную и комплексную программу социально-экономического развития, которая бы удовлетворяла все требования органов власти как федеральных, так и региональных;

Разработка программы – это процесс достаточно сложный и последовательный. Опираясь на анализ теоретического и эмпирического материала, разработчик должен сформировать сбалансированную программу регионального развития, которая бы способствовала повышению уровня развития региона.

  • Обеспечение комплексного контроля за реализацией программы, требует увязки механизма ее реализации и организационно-экономических мер по стимулированию программы; постоянного информационно-аналитического мониторинга по всем проблемам и целевым установкам; Реализация самой программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком программы со всеми исполнителями программных мероприятий;

В случае принятия решения о целесообразности разработки проблемы программным методом с учетом материалов, поступивших от инициатора, орган исполнительной власти (государственный орган), определенный пунктом настоящего Порядка (далее — разработчик концепции), разрабатывает концепцию областной программы и направляет ее на рассмотрение в министерство экономического развития региона.

Министерство экономического развития в двухнедельный срок после получения концепции региональной программы подготавливает и направляет ее разработчику соответствующее заключение. Разработчик программы направляет программы и соответствующее заключение министерства экономического развития Губернатору региона.

Губернатор на основании представленной концепции областной программы с учетом заключения министерства экономического развития принимает решение о целесообразности разработки соответствующей областной программы. Основанием для разработки областной программы является распоряжение (поручение) Губернатора соответствующему органу исполнительной власти (государственному органу) обеспечить разработку соответствующей региональной программы и внести указанный документ на рассмотрение Правительства региона.

Правительство на своем заседании принимает решение об утверждении областной программы, о ее доработке либо отклонении. Одобренные высшим органом исполнительной власти региона проект Программы представляется в Минрегион России, который организует его рассмотрение в федеральных органах исполнительной власти и при необходимости возвращает проект на доработку.

Согласованный с федеральными органами исполнительной власти проект Программы докладывается субъектом Российской Федерации на заседании Экспертного совета Минрегиона России и в случае его одобрения вносится в реестр региональных Программ (в дальнейшем – реестр). Важным элементом в ходе контроля на реализацией программы является процедура оценки эффективности программы и она включает такие показатели :

    увеличение валового регионального продукта (ВРП) и объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;
    бюджетный эффект и бюджетная эффективность для федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации;

Финансирование программы В качестве источников финансирования региональных программ социально-экономического развития могут быть использованы :

    средства федерального бюджета; средства бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований, в него входящих; собственные источники финансирования заявителя проекта. В качестве данного источника могут выступать: нераспределенная прибыль, амортизация; другие внебюджетные источники финансирования.

Важными источниками финансирования программ являются региональные бюджеты и внебюджетные региональные фонды. Самостоятельность бюджетов регионов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. Суммы на финансирование региональных программ включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расхода.

  • Внесенная в реестр Программа утверждается законодательным актом высшего представительского органа субъекта Российской Федерации;
  • Для проектов и мероприятий включенных в Государственные (федеральные) целевые программы, внесение Программы в реестр является основанием для заключения договоров о софинансировании по объектам государственной собственной субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности (при наличии комплексной программы развития муниципального образования);

В расходной части региональных бюджетов предусматривается статья (отдельная строка). Такая процедура дает возможность персонифицировать ответственность за эффективное использование бюджетных денежных средств. Затраты на программы должны быть сбалансированы в расходной части бюджета с доходами.

Количество одновременно реализуемых программ, объемы и сроки программных работ определяются в зависимости от наличия в регионе финансовых ресурсов. Органы исполнительной власти регионов определяют приоритеты, осуществляют выбор первоочередных целей, на которые следует направить требуемые бюджетные ассигнования, осуществляют уточнение проектов бюджетных заявок.

Кредиты государственного и коммерческих банков и других кредиторов на программные нужды представляются органам программно-целевого управления под гарантию исполнительных органов власти регионов на конкретные объекты программных мероприятий. Основная часть финансовой помощи регионам предоставляется из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.

Основным по своему значению и объемам предоставляемых средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий.

Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей. Фонд софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.

Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в регионах создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Фонд финансирует- программы которые выиграли конкурс (такие программы включают обязательства по регулированию бюджетного процесса и проведение административной реформы и т.

Фонд компенсаций занимает особое место в системе финансовой поддержки регионов. Средства из этого фонда поступают в распоряжение регионов и органов местного самоуправления для реализации федеральных полномочий, например. Таким образом, основная цель при формировании программы социально-экономического развития это создание комплексной сбалансированной программы повышения уровня регионального развития, в которой увязаны возможности и ресурсы региона, а также определены перспективные направления развития региона.

  1. Актуальные проблемы применения программно-целевого подхода при планировании социально-экономического развития регионов России Программы социально-экономического развитая региона играют колоссальную роль в достижении целей региональной политики;

Они способствуют укреплению экономических связей, территориальной целостности, становлению и развитию региональных рынков, институциональной и рыночной инфраструктуры, обеспечению занятости населения, повышению его жизненного уровня. Однако, несмотря на все преимущества, более чем 30-летний опыт разработки и реализации региональных программ в России позволяет на основе изучения российского опыта проведения региональной политики выявить ряд проблем, снижающих эффективность их использования: 1) Процесс разграничения полномочий между различными уровнями власти в соответствии с законодательно установленными принципами нуждается в оптимизации, организация эффективного исполнения полномочий обеспечивается не в полной мере; процесс осуществляется недостаточно динамично и не всегда последовательно.

Не разграничены не только законодательные, но и финансовые полномочия федеральных и региональных властей. На основе Конституции невозможно определить соотношение расходов федеральных и региональных бюджетов и, следовательно, необходимые пропорции разделения доходных источников между Федерацией и ее субъектами.

Распределение расходных полномочий между различными уровнями власти регулируется многочисленными законодательными и подзаконными актами. Конституция России не предусматривает конкретные механизмы осуществления региональной экономической политики: они регламентируются другими самыми разнообразными нормативно-правовыми актами.

2) Недостаточно эффективной является координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на комплексное социально-экономическое развитие регионов, создание благоприятных инвестиционных условий.

Законопроект о «О регулировании государственной региональной политики», который был разработан еще в 2007 году до сих пор не принят. Хотя с его принятием можно было окончательно бы решить проблему разграничения полномочий в сфере государственного регионального управления и закрепить саму процедуру разработки и реализации региональных программ социально-экономического развития, которая по настоящее время не имеет четко выраженной закрепленной законодательным образом формы.

Как следствие, регионы России развиваются не в соответствии с едиными направлениями и согласно закрепленным процедурам, а по принципу «кому как выгоднее». 3) Неэффективность перераспределительной модели финансирования региональной политики.

В России государственная региональная политика реализуется через перераспределительную модель, главный смысл которой состоит в том, что государство концентрирует финансовые ресурсы на общенациональном уровне, чтобы затем перенаправить их в более слабые регионы с целью сглаживания межрегиональных контрастов.

4) Разрыв в деятельности управления региональным развитием, когда нет канала доведения управленческих решений федерального уровня до конкретных действий на уровне территорий и городов. 5) Отсутствие четкого механизма разграничения деятельности внебюджетных фондов.

Вопросы бюджетных взаимоотношений Федерации и ее субъектов регламентируются, в основном, ежегодно принимаемыми законами о федеральном бюджете, где устанавливаются пропорции разделения налогов между федеральным и региональными бюджетами, объемы предоставляемой из федерального бюджета финансовой помощи региональным бюджетам, причем методика распределения трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов ежегодно меняется.

Читайте также:  Что Должен Уметь Социолог?

6) Финансовые меры государственного регулирования, и в первую очередь выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, являются малоэффективными. Сложившаяся система бюджетного федерализма, во-первых, частично снижает существующую дифференциацию (после выравнивания разница в уровне бюджетной обеспеченности между отдельными субъектами Российской Федерации снижается, но все равно этот уровень различается в 3-4 раза), а во-вторых, не способствует развитию, так как не стимулирует дотационные субъекты Российской Федерации повышать уровень доходов в ожидании выравнивающих трансфертов, а субъекты Российской Федерации-доноры – предпринимать дополнительные усилия по развитию экономики.

При этом выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации должно быть направлено на ограниченный перечень параметров (обеспечение конституционных гарантий прав граждан) по фиксированному минимальному уровню. Государственная политика регионального развития должна быть направлена на повышение этого минимального уровня, то есть на повышение уровня жизни граждан (создание рабочих мест, развитие социальной сферы, транспортной и иной инфраструктуры).

7) Отсутствие четкой методологической базы выделения регионов «доноров » и «реципиентов» и эффективных механизмов повышения уровня обеспеченности бюджета. Регионы, которые формируют налоговые доходы бюджета РФ – города федерального значения, такие как Москва и Санкт-Петербург, Свердловская, Самарская и Московская области, республики Татарстан и Башкортостан, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область.

Низкий уровень бюджетной обеспеченности наблюдаются в таких субъектах Российской Федерации как Республика Алтай, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Республика Дагестан, Республика Тыва, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Чеченская Республика, Республика Ингушетия.

Очевидно, что необходимо создавать действенные механизмы перераспределения доходов высокоразвитых регионов и направлять их через инвестиции в развитие регионов-реципиентов. 8) Несовершенство долгосрочной стратегии регионального развития.

Формы и показатели прогноза, а также методические рекомендации Минэкономразвития РФ сформированы таким образом, что отражают главным образом потребности министерства и не решают насущных проблем регионов: не обеспечивается согласование разделов и показателей прогноза, нет региональных балансов, не предусмотрено выявление экономических и социальных проблем общерегионального и локального значения; даже не обозначены методические подходы к решению проблемы согласования общероссийских и региональных прогнозов.

А ведь это относится к одной из ключевых задач региональной политики – согласованию интересов Федерации и регионов. 9) распределительный принцип построения программ, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов, неувязка программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации.

10) отсутствие системного подхода и адекватного современным требованиям стратегического планирования развития региона. В основном программы носят бессистемный характер. Срок реализации программы закончился и как правило проходит где-то 1-1,5 года пока примут новую программу.

  1. Хотя программы должны сменять друг друга одна за другой без задержек и простоев во времени;
  2. 11) Недостаточная теоретическая и методологическая проработка;
  3. В России основной накопленный опыт в части реализации целевых программ относится либо к планово-директивной экономике, либо к развитой рыночной экономике зарубежных стран;

То есть опыта реализации программ в рамках трансформирующейся экономики нет и поэтому комбинирование директивного подхода и рыночного не всегда бывает успешным. 12) Отсутствие эффективных организационно-правовых и финансовых механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), которые являются важными компонентами успешной реализации значительной части целевых программ.

13) Отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России.

14) Отсутствие четкого механизма контроля за ходом реализации программы и итогами самой программы. Не продуманы показатели оценивания итоговых результатов проведения программы. Отсутствуют напрочь механизмы ответственности за неудовлетворительную реализацию программы.

15) Наблюдается рассогласованность программ социально-экономического развития на федеральном, региональном и местном уровнях. 16) Ключевой проблемой регионов является нехватка квалифицированных кадров. Ни в одной программе стратегического развития не уделяется внимание данной проблеме.

Хотя грамотный и квалифицированный управленческий кадр играет ведущую роль в процессе разработки и реализации стратегии регионального развития. 17) Непрозрачность информационного механизма реализации и разработки программ. Невозможно отследить и осуществлять постоянный мониторинг за реализацией тех или иных задекларированных направлений.

Для преодоления этих сложных проблем необходимо комплексно и последовательно модернизировать уже сложившуюся систему управления региональным развитием, внося в нее определение корректировки по мере необходимости.

Основные механизмы совершенствования регионального планирования социально-экономического развития в России Конечно, применение и использование программно-целевого подхода к решению региональных проблем на опыте России имеет ряд недостатков. Если эффективно и рационально построить систему программно-целевого планирования то она принесет ожидаемо высокие показатели развития региона. Отталкиваясь от Концепции Стратегии регионального развития России до 2030 года можно предложить следующие методы совершенствования регионального планирования социально-экономического развития: 1) Разграничение системы полномочий региональных, федеральных и муниципальных властей и создание согласованной системы законодательных актов:

    принятие закона «О государственном регулировании регионального развития» с целью окончательного закрепления за каждым из уровней власти их полномочий; принятие закона также даст возможность выработать и законодательно закрепить сам процесс регионального планирования (основные стадии, процедуры и механизмы реализации программ социально-экономического развития); разработка четкой схемы и процедур работы и функционирования органов власти касательно проведения региональной политики система законодательных актов должна быть согласована, взаимоувязана с федеральным законодательством (по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов. система регионального законодательства должна учитывать требования международных инвестиционных и финансовых институтов, для аккредитации регионов при них и для участия в международных проектах и программах. на основе основных законодательных актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана региональная нормативно-правовая база.

2) Глубокая и детальная проработка механизмов оценки состояния региона (перспективные направления деятельности, текущие возможности расширения производства и создание новых производств, оценка экспортного потенциала регионов).

    должна быть создана система показателей и методика оценивания текущего состояния регионального развития (так например, использование SWOT-анализа и подобных инструментов) чтобы региональным властям было проще вычленять действительно требующие решения проблемы; создание индикаторов эффективности внедрения региональных программ и разработка процедур отчетности и ответственности региональных властей за реализацию программы; стимулирование региональных и местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регионов, создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры и содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов; стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов; обеспечение полной прозрачности всего процесса планирования и реализации программ социально-экономического развития; ускорение процесса разработки и внедрения региональных программ социально-экономического развития через упрощение процедур рассмотрения и анализа; разработка ведущих проектов социально-экономического развития; Также одним из направлений социально-экономического развития регионов Российской Федерации должно стать создание условий модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров.

3) Совершенствование механизма финансово-бюджетного процесса.

    Основой построения структуры программы социально-экономического развития региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития. Необходимо сформировать четкую законодательную базу в сере регулирования и планирования бюджетных процессов как на региональном так и на федеральном уровне. Создавать стимулы для региональных властей уходить от высокого уровня дотационности региона и искать пути самофинансирование региональных программ (или хотя бы на уровне 85-90 %).

4) Создание эффективной системы инструментов оценивания и совершенствования социальных и экономических показателей региона:

    необходимо при анализе ситуации в регионе отражать не только рядовые показатели типового уровня рождаемости, численности населения и т. , но прежде всего, сосредотачивать внимание на определение социальных приоритетов региона, что позволит в условиях дефицита бюджетных ресурсов сосредоточиться на основных социальных проблемах, создать организационные, налоговые и законодательные стимулы их разрешения; разрабатывать социальные нормы, которые дадут возможным планировать социальное развитие региона, оптимально использовать отчисления в бюджет при заключении тендерных соглашений; создавать объективные анализы тенденций социально-демографического развития региона, что даст возможность реально прогнозировать перспективы социально-экономического развития; внедрять жесткий комплекс показателей текущего состояния экономического развития с привлечением экспертов и консалтинговых агентств; создавать комплекс показателей, определяющих эффективность внедрения программы социально-экономического развития.

5) Совершенствование финансовых и инвестиционных инструментов и механизмов. Мобилизация ресурсов для обеспечения бюджета и региональных программ. К развиваемым (помимо традиционных) региональным инвестиционным инструментам следует отнести:

    бюджетные гарантии субъекта Федерации, акцептованные региональными, федеральными банками; экспортное покрытие инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты и программы региона; межгосударственные двухсторонние и многосторонние соглашения о технической помощи и целевому финансированию; целевое финансирование международных инвестиционных институтов и организаций программ российских регионов; создание системы льгот и преференций для потенциальных инвесторов проведение согласованной политики в отношении реструктуризации предприятий региона.

Механизмы реализации этих возможностей необходимо организационно и законодательно обеспечить, что можно и должно реализовать в рамках программы социально-экономического развития региона. 6) Создание эффективной системы регионального маркетинга. Одним из важных источников привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов являются международные, межрегиональные связи. С одной стороны, расширение трех связей соответствует нынешним преобразованиям в России, тенденциям приобщения нашего государства к европейским интеграционным процессам.

законодательно закрепить полномочия региональных властей в сфере регулирования бюджетных процессов; постепенно уменьшать уровень оказания финансовой помощи из федерального бюджета на решение региональных вопросов; создавать механизмы и инструменты для более эффективного выравнивания диспропорций в региональном развитии, но не искусственно с помощью вливания определенных финансовых ресурсов и их перераспределения между нуждающимися регионами, а создавая законодательные, институциональные и инфраструктурные механизмы для выравнивания уровней развития регионов.

С другой стороны, в государствах Европы и других континентов наметилась тенденция делового сотрудничества с региональными структурами, где более конкретны инвестиционные цели и задачи, короче путь принятия организационных и административных решений. Кроме того, учитывая, что развитие межрегионального сотрудничества — один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно и необходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно между регионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы.

Развитие эффективной информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионе. Должна быть создана инфраструктура понятная и привычная иностранному инвестору, способная комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный проект, региональных соискателей инвестиций.

7) Создание оптимальных условий для подготовки и профессионального развития менеджеров-управленцев.

    организация системы повышения квалификации переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации программы развития региона; организация управленческого консультирования путем создания собственных органов консалтинга внутри органов власти или привлекая аутсорсинговые компании.

Таким образом, только используя комплексный подход к решению проблем программно-целевого планирования можно достичь высокого уровня развития региона. Применение программно-целевого подхода для регионального развития России позволит сконцентрировать и мобилизовать все необходимые средства и ресурсы для повышения качества жизни населения и решения основных экономических задач органов государственной власти.

Список литературы 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (действующая редакция 21. 07. 2014) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www. consultant. ru/popular/cons/ (дата обращения 20.

11. 2014) 2) Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (действующая редакция 11. 07. 2014) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online.

cgi?req=doc;base=LAW;n=164841 (дата обращения 05. 12. 2014) 3) Распоряжение Правительства Российской Федерации №1662-р от 17 ноября 2008 г. «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

» (действующая редакция от 8 августа 2009 г. ) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=90601;dst=0;ts=C0F91659AAB1F937869338BC1B95C9DE;rnd=0. 24464036030547331 (дата обращения 23.

11. 2014) 4) Видяпин В. , Степанов М. Региональная экономика: Учебник. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 666 с. 5) Гранберг А. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. 5-е издание — М. : ГУ ВШЭ, 2006. — 495 с. 6) Жуковский А. , Васильев С.

Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ. Учебник – М. : «ДИАЛОГ», 2006. – 175с. 7) Зенчева Н. , Экономический анализ дифференциации социально-экономического развития регионов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 96 с. 8) Коваленко Е. , Зинчук Г.

, Кочеткова С. Региональная экономика и управление. — СПб. : Питер, 2008. — 288 с. 9) Любовный В. , Зайцев И. , Воякина А. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации.

-М: Московский общественный научный фонд, 2002. — 91с. 10) Митерев М. Программно-целевые методы планирования как инструмент государственного управления развитием социально-экономических систем. // Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал». -2009.

  1. -№ 3(2);
  2. Режим доступа: http://mognovse;
  3. ru/ 11) Рисин И;
  4. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона / Е;
  5. Рисин, Ю;
  6. Трещевский, Л;
  7. Никитина; пд ред;
  8. Трещевского;
  9. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004;

– 176с. 12) Столяров О. , Полищук К. Совершенствование использования программно-целевого метода для решения проблем развития регионов//Труды Института системного анализа Российской академии наук: Электронный научный журнал. — 2008. -№ 34. 13) Стратегии и программы развития регионов.

  1. Аналитический доклад;
  2. -М;
  3. : ФБК, 2007;
  4. — 29 с;
  5. 14) http://www;
  6. gks;
  7. ru/ — Сайт государственной статистики Российской Федерации 15) http://www;
  8. minregion;
  9. ru/ — министерство регионального развития Российской Федерации 16) http://www;

economy. gov. ru/ — министерство экономики Российской Федерации 17) http://bujet. ru/ — Электронные ресурс, посвященный Бюджетному процессу РФ.