Что Должен Делать Специалист По Социальной Работе?

Что Должен Делать Специалист По Социальной Работе
Специалист по социальной работе должен уметь :

  • проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации;
  • осуществлять социальное консультирование;
  • анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения;

Meer items.

Какие основные функции социальной работы выделяются специалистами?

Р. Куприянов, Д. Шарифуллина, Е. Берецкая ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Рассмотрены функции социального работника в контексте процесса реабилитации. Описана иерархическая модель функциональной структуры деятельности. Выделены функции, связанные непосредственно с процессом социальной реабилитации Специалист социальной работы является специалистом в области жизненных отношений и обстоятельств, где в принципе нет готовых решений возникших проблем.

  1. Особенность данного вида деятельности заключается в том, что, с одной стороны, социальный работник обеспечивает значимые изменения, с другой, — делает все, чтобы клиенты продолжали успешно действовать без него;

Суть социальной работы заключается в том, чтобы достигнуть актуализации потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и создать такие условия, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и достигнуть такого результата, когда необходимость в помощи социального работника отпадет.

Как следствие, социальная работа находит реализацию в социальном обслуживании, реабилитации, социальном патронаже и других областях. Особую роль специалисты социальной работы играют в процессе социальной реабилитации, так как их деятельность сопровождает весь реабилитационный процесс.

Рассматривая цель социальной реабилитации как интеграцию индивида в общество, можно согласиться с мнением, что «основная задача социального работника — социальная реабилитация дезадаптированных групп населения». В этом случае возможными клиентами социального работника могут быть: 1) безработные; 2) лица, дезадаптированные вследствие болезни или длительного лечения, и их родственники; 3) лица, дезадаптированные вследствие пребывания в пенитенциарных учреждениях; 4) семьи с детьми-инвалидами; 5) лица, пережившие посттравматический стресс, и члены их семей; 6) дети из детских домов и закрытых воспитательных учреждений, а также из асоциальных и антисоциальных семей; 7) лица, дезадаптированные вследствие пребывания в деструктивных культах; 8) пенсионеры; 9) дети и подростки с девиантным поведением (употребляющие наркотики, алкоголь, совершавшие суицидальные попытки, делинквентные и противоправные действия).

Как видно, контингент лиц, проходящих социальную реабилитацию, очень широк. В связи с этим социальная реабилитация предъявляет серьезные требования к организатору реабилитационной деятельности — специалисту социальной работы.

Не случайно, квалификационный справочник содержит весьма длинный перечень его разнообразных должностных обязанностей. Итак, специалист социальной работы: 1) выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; 2) устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учёбы и т.

, оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; 3) содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; 4) оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; 5) проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением; 6) выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; 7) организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; 8) участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодёжных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.

; 9) организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы. Очевидно что, многие из этих требований напрямую связаны с процессом социальной реабилитации.

  • Осуществление выше названных требований происходит на основе реализации функций деятельности социального работника;
  • По мнению Н;
  • Шмелевой, функциональная природа социальной работы представляет собой «один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности;

Социальный работник осуществляет все многообразие функций организации, координации, обеспечения, поддержки (психологической и физической), правовой и административной помощи, коррекции и др. Рассмотрим функции социального работника, описанные в научной литературе.

  1. Павленок перечисляет следующие профессиональные функции специалиста социальной работы;
  2. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и постановку «социального диагноза»;

Прогностическая функция реализуется путём программирования и прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определённой модели социального поведения этих объектов. Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция позволяет привести в действие социально-правовые, юридические, психологические, социально-медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организовать социотерапевтическую, социально-бытовую, психоло-го-педагогическую, медицинскую, юридическую и иную помощь нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женщин, подростков, детей, молодёжи.

Правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различные учреждения, организации, общественные, творческие и другие союзы, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.

Психологическая функция предполагает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся. Социально-медицинская функция проявляется в организации работы по профилактике здоровья, помощи в овладении основами первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организации работы по планированию семьи, формировании ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействии подготовке молодёжи к семейной жизни, развитию трудотерапии, способствовании формированию здорового образа жизни.

Социально-бытовая функция. Социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (особенно инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.

) в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта. Реализуя коммуникативную функцию, социальный работник устанавливает контакты с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывает обмен информацией, способствует включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогает восприятию и пониманию другого человека, больных и здоровых, нуждающихся и не нуждающихся в помощи и поддержке.

Рекламно-пропагандистская функция социальной работы проявляется в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей социальной защиты человека. Нравственно-гуманистическая функция (как своеобразная концентрация определённых свойств, черт всех других функций) придаёт социальной работе высокие гуманистические цели, создаёт условия для достойного функционирования человека, групп и слоёв в обществе.

Реализация организационной функции состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищённым слоям и группам, отдельным личностям.

  1. Отечественный ученый Панов А;
  2. выделяет следующие функции;
  3. Диагностическая — установление причин возникающих у человека трудностей;
  4. Аналитико-прогностическая — заключается в изучении тенденций социального напряжения в обществе, демографических ситуаций, причин социального и семейного неблагополучия, общественного мнения о состоянии социальной помощи и защиты, потребностей в ней, программировании и прогнозировании развития событий, процессов, происходящих в семье, группе людей, обществе и выработке определенных моделей социального поведения;

Системно-моделирующая — определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Активационная функция — содействие активации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Действенно-практическая — проявляется в помощи направленной на улучшение взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением: консультирование, помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или времен- ное социальное обслуживание для опеки и попечительства, содействие в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения; представление в соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформление усыновления и т.

Правозащитная — использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту, содействует применению государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента.

Организационно-методическая — способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению; организует работу по взаимодействию клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями; систематизирует информационные материалы, законодательства и иные правовые акты, организует их изучение среди населения.

Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) — приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др. ) предупреждения и преодоления негативных явлений; организует оказание социо-терапевтической помощи нуждающимся; обеспечивает защиту прав в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального определения.

Нравственно-гуманистическая функция — обеспечивает уважение к человеческой личности; создает условия для достаточности человека как главного субъекта общества, содействует в становлении и реализации его интересов и потребностей.

Социально-медицинская — организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т. Психологическая — оказание различных видов консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации личности.

Социально-бытовая — способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т. ) в улучшении их жилищных условий. Социалъно-интегративная — объединение разных областей на решение проблем в социальной сфере, направление усилий специалистов различных профессий на социальную поддержку и защиту населения, выработку совместной комплексной программы самореализации личности.

Эвристическая — повышение своей квалификации и профессионального мастерства и др. Холостова определяет следующие функции : c воспитательная — обеспечение целенаправленного влияния всех социальных институтов на поведение и деятельность клиента; ставится задача полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса; c организаторская — организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, организаторская работа во взаимодействии клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями; c прогностическая — программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности; c предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая — социальный педагог и социальный работник совместно предусматривают и приводят в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организуют оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивают защиту их прав в обществе, оказывают помощь подросткам и молодежи в период их социального и профессионального определения; c организационно-коммуникативная — способствуют включению добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивают информацию и налаживают взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом; c охранно-защитная — используют весь арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействия в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента.

  • Басов к вышеперечисленным функциям добавляет : c посредническую функцию, которую часто называют основной функцией, когда специалист социальной работы, обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему службами; c инновационную функцию, когда специалист социальной работы в деятельности, направленной на преобразование социума, стремится к использованию наиболее эффективных методов и технологий работы;

Чтобы совершенствовать систему социальной поддержки населения, деятельность специалиста должна носить инновационный характер, т. включать себя новые методические, технологические компоненты. c мотивационная функция социального работника выражается в создании мотивообразующих условий для включения клиента в деятельность по преодолению трудной жизненной ситуации, а не в том, чтобы решить за_него его проблему.

Представленный обзор научной литературы показывает, что в настоящее время отсутствует единое понимание функций социального работника, как в отношении всей его деятельности, так и процесса реабилитации в частности.

Представленные выше классификации далеки от идеала, рядоположными в них являются функции, направленные на решение задач различного вида и уровня сложности. Таким образом, в представленных классификациях происходит пересечение выделенных функций между собой, что, естественно является недопустимым для научной классификации.

  1. Подобных примеров можно привести множество;
  2. Что бы разрешить данное противоречие, необходим системный подход;
  3. Мы предлагаем построить иерархию уровней функций специалиста социальной работы по аналогии с моделью управленческих функций Р;

Шакурова. Первый уровень — это «целевые функции»; они образуют вершину иерархии и определяют задачи, которые решаются на более низком уровне. К ним можно отнести: гуманистическую функцию, функции социальной поддержки и реабилитации и т. Второй уровень — «операционные функции».

Они направлены на реализацию конкретных задач, и здесь можно выделить два подуровня: «общие функции» и «специфические функции». К первым относятся функции, направленные на организацию деятельности: диагностическая, проектировочная, коммуникативная, контрольно — оценочная и т.

К «специфическим функциям» относятся социально — педагогическая, психологическая, социально — медицинская, правозащитная и др. Предложенная модель находится еще в стадии становления, но уже сейчас позволяет построить непротиворечивую классификацию функций и дает возможность для социально — психологического анализа деятельности социального работника.

  1. Из описанных выше функций можно выделить следующие, связанные непосредственно с процессом социальной реабилитации (таб;
  2. 1): Таблица 1 — Функции социального работника в процессе социальной реабилитации Функции Действия по реализации функции 1 2 Аналитико- диагностическая — Изучает и анализирует особенности физического, физиологического, психологического, социального развития клиента; — определяет причины, последствия, степень существующих у человека ограничений жизнедеятельности; — Оценивает потенциальные возможности клиента к восстановлению социального функционирования, а также к саморазвитию и самореализации в новой жизненной ситуации; — Выясняет позицию клиента по отношению к проявлению собственной активности в работе по преодолению депривационных обстоятельств, а также к самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию в новой жизненной ситуации; — Изучает особенности социальной среды, оказывающей влияние на личность человека, выявляет факторы, способствующие его самореализации;
Читайте также:  Что Такое Социальные Услуги Населению?

Прогностическая На основе анализа информации о клиенте и окружающем его жизненном пространстве социальный работник: — программирует, прогнозирует, проектирует процесс социального влияния конкретного микросоциума, а также деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывающих помощь в социальной адаптации, саморазвитии и самовоспитании личности человека; — определяет перспективы развития личности человека в процессе ресоциализации, прогнозирует динамику изменения позиции клиента в направлении самоизменения, самовоспитания, саморазвития в новой жизненной ситуации; — планирует деятельность специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, принимающих участие в решении реабилитационных проблем клиента, оценивает собственные возможности в обеспечении оптимального изменения позиции клиента в направлении самостоятельного решения собственных проблем.

Конструктивно -Организационная: — Принимает участие в разработке индивидуальных (общественных) программ реабилитации граждан, организует их практическую реализацию; — Координирует деятельность специалистов разного профиля и учреждений разной ведомственной принадлежности, осуществляющих комплексную реабилитацию, в процессе реализации индивидуальных программ реабилитации; — Координирует деятельность общественных и благотворительных организаций, принимающих участие в реабилитации граждан; 1 2 — Организует работу по включению реабилитируемых в движение само- и взаимопомощи; — Организует работу по включению реабилитируемых в трудовую и общественно-полезную деятельность; — Создает условия для поддержания культурно-досуговой активности.

Образовательно -воспитательная — Обеспечивает целенаправленное влияние всех социальных институтов и общества в целом на поведение и деятельность человека с целью активизации его жизненной позиции; — Создает условия для формирования в окружающей человека социальной среде актуальных знаний, умений, навыков, социальнопедагогических отношений, способствующих полноценному социальному функционированию человека в обществе.

Коррекционная — Осуществляет коррекцию деятельности всех социальных институтов, оказывающих человеку помощь в процессе его социальной адаптации и ресоциализации; — Осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, направленных на активизацию усилий человека в решении собственных проблем, его саморазвитие и самовоспитание; — Осуществляет коррекцию базовых психологических характеристик (состояний, установок, отношений) личности человека с целью формирования у него активной жизненной позиции.

Охранно- защитная — Способствуют приведению в действие социально-правовых, юридических, психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний в отношении реабилитируемых лиц в целом; — Обеспечивают защиту прав и интересов реабилитируемых категорий граждан в обществе; — Используя весь арсенал правовых норм, обеспечивает защиту прав человека в обществе; — Содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия в отношении реабилитируемой группы лиц; — Обеспечивает взаимодействие учреждений разной ведомственной принадлежности в процессе комплексного решения реабилитационных проблем клиента.

  • Таким образом, нами выделены функции социального работника, осуществляемые непосредственно в процессе реабилитации;
  • Предложенная классификация позволяет целенаправленно подготавливать социальных работников к осуществлению социальной реабилитации;

Литература 1. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность. , 2005. 208. Социальная работа / Под общей редакцией проф. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». /Д: Феникс, 2000. 105. Дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённый постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам.

  1. , 1991;
  2. Шмелева Н;
  3. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы;
  4. Ульяновск, 1997;
  5. 43;
  6. Павленок П;
  7. Теория, история и методика социальной работы: Учеб;
  8. пособие;
  9. — М;
  10. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005;

197-198. Панов А. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности специальность в системе высшего профессионального образования // Российский журнал социальной работы. , 1995. № 1. 3-5. Холостова Е. Социальная работа: Учеб. пособие. , 2005. 659-660. Основы социальной работы: Учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Басова. , 2004. 37-42. © Р. Куприянов — канд. психол. наук, доц. каф. социальной педагогики и психологии КГТУ; Д. Шарифулина — асп. той же кафедры; Е. Берецкая — канд. пед. наук, доц. каф.

социальной работы Сибирского государственного университета.

В чем заключается социальная работа?

Социальная работа – это вид профессиональной деятельности, заключающийся в оказании помощи людям, имеющим потребность в ней и не способным на данный момент в силу различных обстоятельств своими силами справиться с возникшей жизненной ситуацией, с целью содействия социальному функционированию, повышения их уровня социального благополучия. Клиентами социальных работников, нуждающимися в социальной защите, могут быть:

    дети, оставшиеся без попечения родителей; малообеспеченные и многодетные семьи; семьи, имеющие в своем составе инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей; граждане, пострадавшие от стихийных бедствий; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы; безработные граждане; граждане пожилого возраста, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Среди учебных дисциплин, изучаемых студентами направления подготовки «Социальная работа»:

    История, теория и технология социальной работы Экономические и правовые основы социальной работы Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе Методика исследований в социальной работе Организация, управление и администрирование в социальной работе Социальная политика Занятость населения Социальная работа в психиатрии.

Помимо российских специалистов в учебном процессе участвуют иностранные ученые и профессионалы, есть возможности для стажировок за границей. Студенты Факультета социальных наук, обучающиеся по направлению «Социальная работа», имеют уникальную возможность принять участие в международной программе «Добровольный социальный год», пройдя годовую стажировку в Германии. Трудоустройство выпускников:

    благотворительные фонды, общественные организации, службы добровольцев организации социального обслуживания (управления социальной защиты населения; комплексные центры социального обслуживания населения; центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; кризисные центры помощи женщинам; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; отделения Пенсионного Фонда РФ) организации, регулирующие занятость (центры занятости) организации сферы здравоохранения организации сферы образования (органы опеки и попечительства несовершеннолетних; образовательные организации общего, профессионального и дополнительного образования) исправительные учреждения (воспитательные и исправительные колонии).

Перспективными направлениями для выпускников является:

    социально-проектная деятельность, направленная на обеспечение социального благополучия разных групп населения; социальное предпринимательство.

О поступлении в бакалавриат на направление «Социальная работа» :

    Форма обучения и нормативный срок обучения: очная — 4 года, заочная — 5 лет; Вступительные экзамены — русский язык, история, обществознание; Профили (специализации) — организация социальной работы с разными группами населения.

Поступающим в магистратуру на направление «Социальная работа» :

    Срок обучения — 2 года Форма обучения – очная Предмет вступительных испытаний – социология

Магистерская программа «Организация социальной работы с разными группами населения» Организации-партнеры направления «Социальная работа».

Какое образование должно быть у специалиста по социальной работе?

Специалистам по социальной работе необходимо получить высшее или среднее профессиональное образование по специальности ‘ Социальная работа ‘.

Какая зарплата у социальных работников?

Сложная ситуация — Что Должен Делать Специалист По Социальной Работе Сотрудники социальной защиты населения повсеместно жалуются на сложную ситуацию. Московским соцработником обслуживается от 7 до 15 человек/24 ч. Размер проездного ТАТ составляет 1,0 тыс. руб. Если человек не укладывается в эту сумму, доплачивать ему приходится из собственного кармана. Расход бензина также оплачивается самостоятельно. В сельской местности ситуация еще более сложная.

  1. При средней ставке 16-18 человек и 8-часовом рабочем дне, заработная плата социального работника варьируется от 9000 до 10000;
  2. В Свердловской области с января 2017 г;
  3. были в очередной раз изменены условия;

Сотрудники социальной защиты населения, работающие в частном и благоустроенном секторе, стали получать одинаковую заработную плату. Средняя заработная плата в 2022 году выглядит так:

Ставка Заработная плата (руб. ) Рабочий день Кол-во человек на обслуживании
0,25% 2500 2,5 часа 6
0,5% 9500 8:30-12:30 9
0,75% 13500 8:30-15:30 13
100% 18000-30000 8:30-17:30 18 (9 человек/24 ч. )

Как иронизируют сами соцработники, они одновременно являются экономистами, юристами и психологами. Помимо своих прямых обязанностей, они обязуются оформлять огромное количество документов, «забивать» в планшет отчеты, сводить акты и самостоятельно находить людей, нуждающихся в помощи. Переподготовка осуществляется за свой счет.

Какая зарплата у специалиста по социальной работе?

Сколько зарабатывает Специалист по социальной работе в России? По данным ГородРабот. ру, средняя зарплата Специалиста по социальной работе в России за 2022 год ‒ 23 993 рубля. За месяц заработная плата изменилась на 2. 2% ‒ с 23 472 до 23 993 рубля. А чаще всего в вакансиях встречается зарплата 15 000 рублей (модальная).

Как мы считали? Мы считаем среднюю, медианную и модальную зарплаты на основе российских вакансий. Наша статистика показывает предложения работодателей, а не реальные зарплаты, которые получают работники с учётом премий, надбавок и переработок.

Мы включаем в расчёты все вакансии с любым типом занятости: стажировка, вахта, временная работа, полная занятость.

  1. .

    Чем отличается специалист по социальной работе от социального работника?

    Краткое описание — Социальный работник – это специалист, который помогает незащищенным слоям населения (например, одиноким пожилым, инвалидам, сиротам, многодетным семьям). Люди, о которых заботится социальный работник, называются подопечными. Основная задача социального работника – улучшение материально-бытовых условий жизни подопечных, психологическая поддержка, обеспечение социально-правовой защиты.

    1. Специалист обеспечивает подопечных продуктами питания, занимается уборкой и приготовлением пищи, покупает лекарства, ходит в поликлинику за рецептами на лекарства и результатами анализов, посещает подопечных в больнице;

    Социальный работник занимается сбором документов для различных государственных учреждений, добивается назначения льгот и субсидий. Кроме того, специалист проводит консультации по правовым, психологическим и педагогическим проблемам, а также предлагает пути преодоления трудных жизненных ситуаций.

    1. Например, предлагает родителям ребенка, имеющего трудности в обучении, перевести его в специализированное учебное заведение;
    2. Также в обязанности социального работника входит отслеживание и выявление нуждающихся в помощи людей;

    Помимо этого, социальный работник может заниматься и работой с молодежью : проводит профилактику асоциальных явлений в молодежной среде, организует помощь молодым семьям, выявляет и решает проблемы молодежи в области трудоустройства.

    Каким должен быть социальный работник?

    Социальный работник — это и друг, и помощник, и психолог. В непростые времена он помогает справиться с навалившимися проблемами, поддерживает. В период самоизоляции они и вовсе стали незаменимы. Например, социальные работники приносят людям лекарства и продукты, поддерживают, помогают с оплатой коммунальных услуг.

    • Особенно это важно для пожилых, ведь они в особой группе риска;
    • Без поддержки не остаются и женщины с детьми, и беременные, и просто люди, которые попали в трудную ситуацию;
    • О важности профессии социального работника рассказывает специалист семейного центра «Красносельский» Василина Кузьминская;

    Не работа, а призвание Индивидуальный подход к каждому — самая яркая черта профессии. Соцработниками движет огромная жажда помощи людям. Они относятся к этому делу, как к призванию. Представителей этой профессии отличают такие качества, как доброта, отзывчивость, внимательность, способность к сопереживанию.

    Для эффективного выполнения своих обязанностей социальный работник должен быть общительным, стрессоустойчивым, аккуратным, организованным, сдержанным, честным, справедливым. Завоевать доверие своих подопечных помогают трудолюбие, целеустремленность и ответственность.

    Многогранность дела Специалисты в этой области решают самые разнообразные вопросы: начиная от медицины и психологии и заканчивая юриспруденцией и педагогикой. Широкая польза налицо: какой бы сложной проблема ни была и какой бы сферы она ни затронула, социальный работник всегда сможет помочь.

    • Кто лучше него знает обратную сторону всех наших кризисов: душевных, общественных, экономических? Кто, как не социальный работник, готов подать вам руку помощи в трудной жизненной ситуации? Кто, как не он, решает ежедневно общественные задачи на благо людей;

    Эти и другие вопросы ставит перед собой профессия социального работника. Маловероятно встретить в наши дни иную сферу деятельности, где милосердие, сострадание и великодушие играли бы такую важную роль, как в социальной работе. Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

    Где работают социальные работники?

    Прослушать описание профессии История профессии Примерный распорядок дня Названия профессии Социальный работник Специальность:

      СПО «Социальная работа» (040101); ВПО «Социальная работа» (040400: уровень подготовки – бакалавр, магистр).

    В начало Сферы профессиональной деятельности Здравоохранение Наука, Образование Обслуживание В начало Классификация профессии Тип профессии по предмету труда: работа социального работника связана с постоянным общением с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек». Дополнительно профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система» так как социальный работник занят анализом и составлением большого количества документов. Тип профессии признаку цели: гностический, преобразующий. Тип профессии по средствам труда: ручной.

    Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь людей. Класс профессии: творческий (по характеру труда профессия социального работника предполагает анализ, планирование, организацию и управление, принятие нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления).

    В начало Описание профессии Социальный работник – специалист, занимающийся организацией оказания бытовой, материальной, моральной и правовой помощи незащищенным слоям населения (инвалидам, одиноким и престарелым людям, одиноким матерям, многодетным семьям, детям-сиротам, беженцам и др. К основным обязанностям социального работника относятся:

      выявление семей, лиц, групп населения, нуждающихся в социальной помощи и услугах; оказание помощи по охране их нравственного, психического и физического здоровья; предоставление консультативной и специализированной помощи клиентам; участие в организационно-управленческой работе социальных служб, объединений, организаций (предприятий); организация работы исполнителей; контроль качества предоставляемых услуг.

    В начало Требования к индивидуальным особенностям специалиста Социальный работник должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие. К профессионально важным качествам социального работника относятся:

      умение быстро принимать решения; организаторские способности; практицизм; развитая интуиция; компетентность в социально-правовых и психолого-педагогических вопросах, в области экономики, социологии, занятости населения, этики, нравственно-гуманитарных знаний.

    В начало Медицинские противопоказания К медицинским противопоказаниям , препятствующим работе социальным работником, относятся:

      судороги, потери сознания; сердечно-сосудистые заболевания; вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия; расстройства координации движений; заболевания центральной нервной системы.

    В начало Требования к профессиональной подготовке Социальный работник должен хорошо знать: сущность профессиональной этики; теорию и методику социальной работы; основы социальной помощи и благотворительности; специфику работы в различной социальной среде и с различными субъектами социальной работы; структуры, способные оказать помощь в разрешении ситуации клиента; педагогические и психологические требования к социальному работнику. Социальный работник должен уметь:

      оказывать социальную помощь людям, нуждающимся в ней; активизировать потенциал собственных сил и возможностей человека, семьи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; сохранять психологическую устойчивость в различных ситуациях; строить взаимоотношения и общение с людьми в конкретной ситуации с учетом их возраста, пола, религиозной принадлежности, социального статуса, психологических и физических особенностей, состояния; проводить работу по предупреждению возникновения факторов, угрожающих жизнедеятельности личности; находить, отбирать и использовать информацию, необходимую в профессиональной и иной деятельности; принимать управленческие решения, организовывать работу трудовых коллективов.

    В начало Область применения Социальные работники могут работать в школах, приютах, домах престарелых, колониях, центрах социального обслуживания, отделах социального обеспечения местных администраций. В начало Условия труда Социальные работники могут работать самостоятельно (в школе, приюте и т. ) и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещении. Существенную часть рабочего дня занимает инспектирование граждан – подопечных социального работника. Рабочая поза — преимущественно сидя. В работе социальный работник использует ручные средства труда, современные технические средства (штемпельное оборудование, множительную и другую оргтехнику) и персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет. Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

    1. Основная деятельность социального работника связана с обеспечением равных прав и возможностей социально незащищенных слоев населения;
    2. Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности);

    Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов. Специальной формы не предусмотрено.

    В начало Профессиональные риски Социальные работники постоянно работают с людьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях, поэтому существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.

    Деятельность социального работника связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и подопечных, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

    1. В начало Требуемое профессиональное образование Получить профессию социального работника можно в профессиональных образовательных организациях или организациях высшего образования (специальность «Социальная работа»);

    В начало Образовательные учреждения В начало Карьерный рост Перспективы карьерного роста социального работника связаны с повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и усовершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации). В начало .

    Кто может стать социальным работником?

    Какое образование должно быть у социального работника Профессиональный стандарт позволяет трудоустроиться на должность соцработника людям с любым средним специальным образованием, либо со средним общим образованием при прохождении стажировки на месте работы.

    В чем уникальность профессии социального работника?

    Социальный работник — это особая профессия, это люди особого душевного склада, отзывчивые, умеющие сострадать, всегда готовые прийти на помощь.

    Как работать социальным работником?

    Что Должен Делать Специалист По Социальной Работе Несомненно, абсолютно каждая профессия важна для общества. Довольно важной профессией является профессия социального работника. Удивительно, но далеко не все люди понимают, какие обязанности входят в эту профессию, а также какие навыки и умения требуются от социальных работников. Давайте попробуем ответить на эти вопросы! Итак, социальным работником называется человек, который оказывает помощь определенным слоям общества.

    К таким слоям общества относятся, например, пожилые люди или инвалиды. В обязанности социального работника входит уход за такими людьми. Естественно, что, к примеру, уход за пожилыми людьми, требует определенных умений и навыков.

    Так что неподготовленный человек не сможет работать социальным работником. Поэтому социальные работники получают соответствующее образование. Человек, который пожелал стать социальным работником, должен закончить средне-специальное учебное заведение по факультету «социальная работа» или пройти специальные подготовительные курсы.

    • Главным качеством, которым должны обладать все социальные работники, является человеколюбие;
    • Для того, чтобы справляться со всеми своими обязанностями, социальный работник должен искренне хотеть помогать людям;

    В противном случае эта работа просто-напросто не будет приносить никакого интереса. Еще одним довольно важным качеством является коммуникабельность. Социальные работники постоянно контактируют с людьми, которым они помогают. И для того, чтобы выполнять свою работу максимально хорошо, нужно уметь находить общий язык с разными людьми.

    Социальный работник должен понимать, что с некоторыми людьми, с которыми ему предстоит работать, найти общий язык не просто, а также уметь преодолевать эти трудности. У социального работника очень много разных обязанностей.

    И для того, чтобы хорошо исполнять их, социальный работник должен обладать стрессоустойчивостью. В противном случае человек просто-напросто не сможет долго проработать в данной профессии. Вообще, можно сказать, что профессия социального работника является настоящим призванием! Рабочих мест в данной сфере довольно много, однако большинство из них не отличается большой заработной платой.

    Сколько раз в неделю должен ходить социальный работник?

    СТОИМОСТЬ УСЛУГИ — Услуги социального работника оказывают платно тем пенсионерам, у кого есть дети трудоспособного возраста. Стоимость одного визита в сельской местности – 1 рубль 90 копеек, в городе – 1 рубль 30 копеек. За эту сумму в городе длительность визита 1 час 50 минут, в сельской местности – 2 часа 40 минут.

    • Учитывается, что в деревне есть придомовая территория и социальному работнику требуется больше времени на выполнение работы: к примеру, нужно принести в дом дрова и воду;
    • Количество визитов социального работника человек определяет сам – от двух до пяти раз в неделю (кроме выходных и праздничных дней);

    Те пенсионеры, у кого нет детей или дети сами стали пенсионерами, платят 60% от установленной суммы. Льгота даётся, если пенсия подопечного не превышает два бюджета прожиточного минимума (576 рублей). Что Должен Делать Специалист По Социальной Работе Социальный работник: кому положен, сколько это стоит и какие услуги он оказывает.

    Кому подчиняется социальный работник?

    Социальный работник не имеет работников в своем подчинении.

    Какую помощь оказывает социальный работник?

    Должностные обязанности социального работника заключаются в работе с незащищенными слоями населения:

      оказание помощи в быту; морально-психологическая и правовая поддержка.

    Что Должен Делать Специалист По Социальной Работе.

    Какие предметы изучают на социальной работе?

    Студенты изучают такие дисциплины как «Общая психология», «Психология личности», « Социальная психология», «Семейная психотерапия», «Современные методы психодиагностики», «Психосоциальная работа в кризисных ситуациях» и другие.

    Какие бывают социальные работы?

    Социальная работа осуществляется сегодня в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в образовании и Здравоохранении, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в воинской среде, в системе исполнения наказаний и др. В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и нормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированные технологии, создаются общественные условия для полной реализации функций социальной работы как профессионального вида деятельности.

    • Идея прав человека и концепция профессионализма | являются главными идеями социальной работы, вокруг которых накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
    • Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и основанием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества;

    Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться, — право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень. Каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага — это утверждение является базовой профессиональной установкой социального работника, в какой бы сфере он ни работал.

    И несмотря на то, что представления о правах человека в разное время подвергались коренному пересмотру, этот принцип существенных изменений не претерпел. Наоборот, к началу XXI в. количество людей, желающих профессионально или на общественных началах приблизиться к реализации этого принципа в жизнь, значительно возросло.

    Миллионы людей принимают участие в оказании помощи нуждающимся в качестве парапрофессионалов, это практические психологи, психотерапевты, социальные педагоги, социальные работники, а также «добровольцы» и др. Однако существует потребность более четко определить границы между профессиональной деятельностью названных специалистов, а также уяснить суть различий позиций людей, занятых в разных общественных системах помощи, обеспечивающих не только социальную защиту и социальное обслуживание, но и освобождение человека от нужды, бедности, несправедливости, маргинальность, помощь в преодолении ограничения возможностей, улучшение способности самостоятельно решать свои проблемы и преодолевать трудности.

    Социальная работа как профессия оказывается средоточием более глубокого знания масштабов человеческих бедствий. А это значит, что представители этой профессии могут обеспечить государству более адекватную обратную связь в ответ на претворяемые в жизнь правительственные решения, подсказать пути улучшения качества жизни, элементами которого являются состояние окружающей среды и физическое здоровье, уровень развития экономики, образования, здравоохранения, социальной защищенности и др.

    В какой бы сфере ни работал социальный работник, он обязан исходить из принципиальной профессиональной позиции: человек должен иметь условия, необходимые ему для развития и достойной жизни, облегчать повседневную жизнь людей, помогать им решать многочисленные социальные проблемы, исполнять свои функции с учетом специфики социальной сферы, конкретного социума.

    1. Объектом социальной работы является «личность в социуме»;
    2. Взаимодействие клиента социальной работы со специалистами, различными структурами и окружением составляет предмет социальной работы в любом социуме;

    Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности социальные проблемы многих категорий населения являются межведомственными, проблемами государства и общества, поэтому они требуют для своего разрешения скоординированных усилий государственных и негосударственных структур как на федеральном, так и на региональном уровне. Например, для оперативного и квалифицированного решения социальных проблем, связанных с занятостью инвалидов, может быть предусмотрено:

      прямое финансирование и льготное кредитование потенциальных работодателей; оказание активного содействия специализированным предприятиям, использующим труд инвалидов; ежегодное определение для инвалидов перечня профессий и специальностей. пользующихся устойчивым спросом и конкурентоспособностью; развертывание системы переобучения лиц с ограниченными возможностями более конкурентоспособным специальностям; обучение и переобучение инструкторов, ведущих обучение инвалидов; для детей-инвалидов создание сети спецшкол первичной трудовой адаптации, создание при детских домах-интернатах отделений медико-социальной а трудовой реабилитации для умственно отсталых детей и подростков-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

    Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека, является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы, необходимых общественных изменений по отношению к отдельному человеку или группе лиц, удается осуществить широкий спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и других мероприятий для решения проблем клиентов. Социальный работник помогает клиенту: а) обеспечивая выживание, обучая способам самостоятельного решения житейских проблем, б) открывая возможности самообеспечения и достижения достойного уровня существования; в) обеспечивая связь трудной жизненной ситуации, содействуя эффективной и слаженной работе этих систем; г) стремясь как посредник между человеком и государством изменить ситуацию социального функционирования своего клиента, найти эффективные и гуманные средства решения его проблем, заставить государственную систему учитывать его интересы и потребности, создать в социуме необходимые условия для быстрейшей социальной адаптации клиента.

    • Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни;

    Технология социальной работы — это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия.

    • Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей;

    Трудно переоценить значение технологий социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Благодаря им удается осуществить адресную социальную помощь, прежде всего, остро нуждающимся и слабо социально защищенным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    • Не менее значимы и частные технологии, научно обоснованные технологические стандарты работы с конкретными группами — инвалидами, пенсионерами, одинокими и больными людьми, безработными, беженцами и другими категориями, включающими необходимое описание задач, ресурсов, мер, действий, других составляющих;

    Они позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому клиенту и помочь в решении возникших у него проблем. Недостаточно пока методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом, все еще преобладают групповые технологии.

    Российские специалисты оказались не подготовленными к практической работе с такими социальными объектами, как безработные, беженцы, бомжи. Поэтому весьма актуальны: адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям организации социальной работы с учетом специфики различных групп населения; разработка новых технологий; ориентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресное™, интересов сети, максимальное использование местных ресурсов и возможностей для решения социальных проблем человека.

    Для ускорения разработки и внедрения более действенных средств социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества необходимо дальнейшее углубление научных исследований, призванных помочь в создании, апробации, улучшении новых методик, механизмов, систем, процедур.

    Нужны прикладные исследования новых инициативных авторских методик, которые могли бы лечь в основу новых технологий. Трудно переоценить значение оперативного мониторинга, осуществляемого в процессе оказания социальной помощи.

    Речь идет о стандартизированных тестах, систематических наблюдениях, используемых в работе с конкретным человеком, семьей, группой людей и т. Такие исследования помогают принимать верные решения, быстрее осваивать новые технологии, добиваться желаемого изменения в объекте исследования.

    Повышается значение междисциплинарного подхода к разработке и внедрению технологий, сочетания социальных, социально-технологических, социально-медицинских приемов, способов действия, процедур. Только усилиями специалистов различных отраслей знания могут быть разработаны высокоэффективные научно обоснованные технологические стандарты социальной работы с различными категориями клиентов, включающие результативные приемы и способы действий и позволяющие выделить конкретного человека с его потребностями и интересами, нуждами и проблемами, настроениями и заботами.

    Особую роль в осуществлении социальной работы с различных сферах жизнедеятельности общества играют территориальные социальные центры, социальные службы. Они могут быть специализированными: психолого-педагогические; экстренной психологической помощи по телефону; медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков; помощи беженцам и лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и межнациональных конфликтов; социальной помощи несовершеннолетним беременным; социальные приюты и т.

    ; а также комплексными: территориальные центры социального обслуживания населения; центры социальной помощи семье и детям; центры дошкольной и внешкольной работы с несовершеннолетними и т. Опыт свидетельствует о высокой результативности работы многих территориальных центров.

    Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как: организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности; оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи; осуществление ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство; предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах, и пр.

    Бесспорным достоинством центров является то, что они помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне.

    Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, означающий, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальные работники должны стимулировать его, реализовать потенциал собственных сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы.

    Это позволяет не просто оказывать социальные услуги, а осуществлять качественное, личностно ориентированное обслуживание клиентов, основанное на концепции самопомощи, включении возможностей личности клиента в механизмы социальной защиты.

    Состояние социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества в решающей степени определяется умением и способностью специалистов по социальной работе работать с людьми, в совершенстве владеть методами социальной работы с самыми разными типами клиентов.

    Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения.

    Именно в практической социальной работе в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности. В соответствии с таким общим подходом можно далее конкретизировать технологии, применяемые в социальной работе (имеются в виду все три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (деятельность)), Классификация технологий в социальной работе как виде практической деятельности в различных социальных сферах может быть осуществлена по различным основаниям, так как социальная работа включает в себя такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели.

    Главное здесь — учесть специфику объектов и видов социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества и их взаимосвязь. Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества.

    Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями.

    Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию. Несмотря на общность этих технологий в работе в разных сферах жизнедеятельности общества, они существенно разнятся в соответствии со спецификой объектов социальной работы социальных сфер.

    Поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов, особенностей видов социальной работы и сфер жизнедеятельности имеет принципиальное значение. Виды работ (технологий) весьма разнообразны. Приведем один пример — социальное обслуживание на дому пенсионеров.

    К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.

    ); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, при обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

    Поскольку социальную работу можно рассматривать в широком и узком смысле, в зависимости от этого различают и технологии. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со «слабыми» слоями населения, то в первом — о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому решать свои проблемы.

    Этого можно добиться также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих процесс функционирования и развития общества. Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

    Технологии в социальной работе различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях.

    Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений. Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить «внешние» по отношению к клиенту социальные технологии — государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц.

    Главное их содержание — создать такие условия, чтобы человек (группа, слой) сам решал свои проблемы. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т.

    способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, организация собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др. Кроме того, различают технологии в социальной работе с проживающими на территории страны и с населением, группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычное население, русские в государствах СНГ), а также социальные технологии, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

    1. Существует тесная связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями;
    2. В социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии;
    3. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высокой наукоемкостью;

    Их применение связано обычно с оказанием нуждающимся людям элементарной помощи, не требующей специальной подготовки. Примером инновационных технологий могут служить, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, в основе которого лежит активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых свойств и характеристик обучения.

    Какие компоненты включает социальная работа?

    Выделяя социальные технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об определенной действительности — социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле — социальных отношениях, социальной сфере).

    1. Одной из ее важнейших задач как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения;

    Характеризуя технологии социальной работы как науки, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т.

    В этом случае социальные технологии представляют собой способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки — органическое единство знаний и умений.

    Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т. эти технологии имеют в основном обучающий, информационный характер.

    В этой связи важно различать общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего образования (с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования.

    В самом учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, выборочных, факультативных; формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная), видами занятий (аудиторными, самостоятельными и т.

    В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.

    Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения.

    Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

    Такой общий подход позволяет, сделать следующий шаг на пути конкретизации технологий, применяемых в социальной работе (имеются в виду фактически все три упомянутых аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно: — в форме знаний — наука, — в форме знаний и умений — обучение, — в форме знаний, умений, опыта, практики — деятельность).