Какая Служба Забирает Детей?

Какая Служба Забирает Детей
Сейчас детей из семей изымают полиция и опека. Последнюю нередко критикуют за несправедливые решения — Сейчас отобрать ребенка из семьи органы опеки могут только «при непосредственной угрозе жизни или здоровью» по статье 77 Семейного кодекса. После этого опека обязана уведомить прокуратуру и в течение недели обратиться в суд с требованием лишить семью родительских прав.

  • Такой подход не предполагает, что опека намерена возвращать детей в семью, из которой их забрали;
  • Из-за этого нынешнее законодательство критикуется общественниками;
  • Они считают формулировку «угроза жизни и здоровью» слишком размытой;

Органы опеки не могут прийти с проверкой в семью просто так — им нужна жалоба, например, от врачей, учителей или соседей. Тем не менее в СМИ нередко освещаются истории, когда детей забирают и из благополучных семей, например, за шлепок по попе, а из неблагополучных, наоборот, не забирают, несмотря на опасность для ребенка.

Такое случилось, например, с сестрами Хачатурян, которые обвиняются в убийстве своего отца (за то, что он много лет подвергал их домашнему и сексуальному насилию). Органы опеки навещали сестер, которые тогда были школьницами, но не предприняли никаких действий.

Но случается и наоборот. Русская служба Би-би-си описывала историю московской пары, которая взяла трех сестер из приюта. Пару лишили опеки над девочками из-за того, что сестры подрались и мать заподозрили в «умышленном причинении легкого вреда здоровью». Однако отобрание ребенка по 77-й статье Семейного кодекса — сложный бюрократический механизм.

Опеке нужно собрать документы и доказательства для будущего суда. Поэтому чаще опека вызывает полицию и просит составить акт о безнадзорности ребенка. Автор фото, Sergei Savostyanov/TASS Подпись к фото, Сейчас отобрать ребенка из семьи органы опеки могут только «при непосредственной угрозе жизни или здоровью» В этом случае полиция пользуется широкой формулировкой о «безнадзорности».

Но этот подход не такой радикальный и оставляет возможность опеке вернуть ребенка в семью. Опека чаще пользуется именно этим способом — это проще, чем отобрать ребенка по 77 статье. По статистике на 2016 год, которую приводит «Коммерсант», по 77-й статье Семейного кодекса забрали около 3,3 тысячи детей.

Что могут органы опеки?

Родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством.

Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Как опекуны, так и попечители обязаны:

    Заботится о содержании подопечных (т. предоставлять им питание, одежду и т. Обеспечивать подопечного уходом и лечением. Заботиться о воспитании ребенка (о его психическом, духовном и нравственном развитии) (опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства).

    При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного.

    Обеспечить получение ребенком основного общего образования; опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования. Заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии.

Это фактические действия, которые в соответствии со статьей 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязаны совершать опекуны и попечители несовершеннолетних. Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных. Опекуны и попечители обязаны защищать интересы подопечных, а, следовательно, имеют право и обязаны:

    Подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий; Подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного; Принимать меры по защите прав собственности подопечного (подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности и прочие); Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному; Обращаться в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг как на безвозмездной, так и на возмездной основе; Защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.

Опекуны и попечители не вправе:

    Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование; Предоставлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка. Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

    1. Заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения;
    2. Представлять и защищать права и интересы ребенка;
    3. ; Обращаться с заявлением ко всем другим гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения;

    Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением.

    Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет.

    В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Опекуны и попечители вправе:

    Опекун или попечитель вправе требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка. Опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации.

В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного. Любые действия (бездействие) по осуществлению опеки или попечительства опекуном или попечителем ребенка могут быть обжалованы родителями или другими родственниками либо усыновителями ребенка в орган опеки и попечительства. В случае если опекун или попечитель не подчиняется решению органа опеки и попечительства, родители или другие родственники либо усыновители ребенка вправе обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов ребенка и (или) своих прав и законных интересов.

  • Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного;

Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Ответственность опекунов и попечителей:

    Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного.

При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Почему могут прийти органы опеки?

Многие родители подвержены фобии, связанной с органами опеки: придут люди, увидят, что на полу грязно, найдут синяк у ребенка и заберут его в детский дом. «Медуза» попросила президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елену Альшанскую рассказать, на что имеют право сотрудники опеки и какими критериями они руководствуются, когда приходят в семью. Вообще закон предполагает только один вариант «отобрания» ребенка из семьи не по решению суда.

Это 77-я статья Семейного кодекса, в которой описывается процедура «отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью». Только нигде вообще, ни в каком месте не раскрывается, что называется «непосредственная угроза жизни и здоровью».

Это решение полностью отдают на усмотрение органов. И в чем они эту угрозу усмотрят — их личное дело. Но главное, если все же отобрание происходит, они должны соблюсти три условия. Составить акт об отобрании — подписанный главой муниципалитета. В трехдневный срок — уведомить прокуратуру.

И в семидневный срок подать в суд на лишение либо ограничение прав родителей. То есть эта процедура вообще пути назад для ребенка в семью не предусматривает. Если сотрудникам опеки непонятно, есть непосредственная угроза или нет, но при этом у них есть какие-то опасения, они ищут варианты, как ребенка забрать, обойдя применение этой статьи.

Также на поиски обходных путей очень мотивирует необходимость за семь дней собрать документы, доказывающие, что надо семью лишать или ограничивать в правах. И мороки много очень, и не всегда сразу можно определить — а правда за семь дней надо будет без вариантов уже требовать их права приостановить? Вообще, никогда невозможно это определить навскидку и сразу, на самом деле.

  1. Как обходится 77-я статья? Например, привлекается полиция, и она составляет акт о безнадзорности — то есть об обнаружении безнадзорного ребенка;
  2. Хотя на самом деле ребенка могли обнаружить у родителей дома, с теми же самыми родителями, стоящими рядом;

Говорить о безнадзорности в этом смысле невозможно. Но закон о профилактике беспризорности и безнадзорности и внутренние порядки позволяют МВД очень широко трактовать понятие безнадзорности — они могут считать безнадзорностью неспособность родителей контролировать ребенка.

Полицейские могут сказать, что родители не заметили каких-то проблем в поведении и здоровье ребенка или не уделяют ему достаточно внимания — значит, они не контролируют его поведение в рамках этого закона.

Так что мы можем составить акт о безнадзорности и ребенка забрать. Это не просто притянуто за уши, это перепритянуто за уши, но большая часть отобраний происходит не по 77-й статье. Почему полиция не возражает и не протестует против такого использования органами опеки? Мне кажется, во-первых, некоторые и правда считают, что безнадзорность — понятия такое широкое.

Но скорее тут вопрос о «страшно недобдеть», а если и правда с ребенком что-то случится завтра? Ты уйдешь, а с ним что-то случится? И ответственность за это на себя брать страшно, и есть статья — за халатность.

Второй, тоже очень распространенный вариант — это добровольно-принудительное заявление о размещении ребенка в приют или детский дом, которое родители пишут под давлением или угрозой лишения прав. Или им обещают, что так намного проще будет потом ребенка вернуть без лишней мороки.

Сам сдал — сам забрал. Самое удивительное и парадоксальное, что иногда получается, что, выбирая другие форматы, органы опеки и полиция действуют в интересах семьи и детей. Потому что, если бы они все-таки делали акт об отобрании, они бы отрезали себе все пути отступления — дальше по закону они обязаны обращаться в суд для лишения или ограничения родительских прав.

И никаких других действий им не приписывается. А если они не составляют акт об отобрании, то есть всевозможные варианты, вплоть до того что через несколько дней возвращают детей домой, разобравшись с той же «безнадзорностью». Вроде «родители обнаружились, все замечательно, возвращаем».

Опека никогда не приходит ни с того ни с сего. Никаких рейдов по квартирам они не производят. Визит опеки, как правило, следует после какой-то жалобы — например, от врача в поликлинике или от учителя. Еще с советских времен есть порядок: если врачи видят у ребенка травмы и подозревают, что тот мог получить их в результате каких-то преступных действий, он обязан сообщить в органы опеки.

Или, например, ребенок приносит в школу вшей, это всем надоедает, и школа начинает звонить в опеку, чтоб они приняли там какие-то меры — либо чтобы ребенок перестал ходить в эту школу, либо там родителей научили мыть ему голову. И опека обязана на каждый такой сигнал как-то прореагировать.

  • Формально никаких вариантов, четких инструкций, как реагировать на тот или иной сигнал, нет;
  • В законе не прописаны механизмы, по которым они должны действовать в ситуациях разной степени сложности;
  • Скажем, если дело во вшах, стоило бы, например, предложить школьной медсестре провести беседу с родителями на тему обработки головы;

А если речь о каком-то серьезном преступлении — ехать на место вместе с полицией. Но сейчас на практике заложен только один вариант реакции: «выход в семью». О своем визите опека обычно предупреждает — им ведь нет резона приходить, если дома никого нет, и тратить на это свой рабочий день.

  • Но бывает, что не предупреждают;
  • Например, если у них нет контактов семьи;
  • Или просто не посчитали нужным;
  • Или есть подозрение, что преступление совершается прямо сейчас;
  • Тогда выходят, конечно, с полицией;
  • Поведение сотрудников опеки в семье никак не регламентировано — у них нет правил, как, например, коммуницировать с людьми, надо ли здороваться, представляться, вежливо себя вести;

Нигде не прописано, имеет ли сотрудник право, войдя в чужой дом, лезть в холодильник и проверять, какие там продукты. С какого такого перепугу, собственно говоря, люди это будут делать? Тем более что холодильник точно не является источником чего бы то ни было, что можно назвать угрозой жизни и здоровью.

Почему это происходит и при чем тут холодильник? Представьте себя на месте этих сотрудников. У вас написано, что вы должны на глазок определить непосредственную угрозу жизни и здоровью ребенка. Вы не обучались специально работе с определением насилия, не знаток детско-родительских отношений, социальной работы в семье в кризисе, определения зоны рисков развития ребенка.

И обычно для решения всех этих задач уж точно нужен не один визит, а намного больше времени. Вы обычная женщина с педагогическим в лучшем случае — или юридическим образованием. Вот вы вошли в квартиру. Вы должны каким-то образом за один получасовой (в среднем) визит понять, есть ли непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка или нет.

Понятно, что вряд ли в тот момент, когда вы туда вошли, кто-то будет лупить ребенка сковородкой по голове или его насиловать прямо при вас. Понятно, что вы на самом деле не можете определить вообще никакой угрозы по тому, что вы видите, впервые войдя в дом.

У вас нет обязательств привести специалиста, который проведет психолого-педагогическую экспертизу, поговорит с ребенком, с родителями, понаблюдает за коммуникацией, ничего этого у вас нет и времени на это тоже. Вам нужно каким-то образом принять правильное решение очень быстро.

И совершенно естественным образом выработалась такая ситуация, что люди начинают смотреть на какие-то внешние, очевидные факторы. Вы не понимаете, что смотреть, и идете просто по каким-то очевидным для вас вещам, простым: грязь и чистота, еда есть — еды нет, дети побитые — не побитые, чистые — грязные.

То есть по каким-то абсолютно очевидным вещам: у них есть кровать — или им вообще спать негде, и валяется циновка на полу, то есть вы смотрите на признаки, которые на самом деле очень часто вообще ни о чем не говорят. Но при этом вы поставлены в ситуацию, когда вы должны принять судьбоносное решение в отсутствие процедур, закрепленных экспертиз, специалистов, вот просто на глазок и сами.

  • Пустые бутылки под столом? Да;
  • Значит, есть вероятность, что здесь живут алкоголики;
  • Еды в холодильнике нет? Значит, есть вероятность, что детям нечего есть и их морят голодом;
  • При этом в большинстве случаев все-таки сотрудники органов опеки склонны совершенно нормально воспринимать ситуацию в семье, благоприятно;

Но у них есть, конечно, какие-то маркеры, на которые они могут вестись, на те же бутылки из-под алкоголя например. Риск ошибки при такой вот непрофессиональной системе однозначно есть. Но вообще эти сотрудники — обычные люди, а не какие-то специальные детоненавистники, просто у них жуткая ответственность и нулевой профессиональный инструмент и возможности.

  1. И при этом огромные полномочия и задачи, которые требуют очень быстрого принятия решений;
  2. Все это вкупе и дает время от времени сбой;
  3. Если говорить о зоне риска, то, конечно, в процентном отношении забирают больше детей из семей, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков, сильно маргинализированы;

В качестве примера: мама одиночка, у нее трое детей, ее мама (то есть бабушка детей) была алкогольно зависимой, но вот сама она не пьет. Уже не пьет, был период в молодости, но довольно долго не пьет. И живут они в условиях, которые любой человек назвал бы антисанитарными.

То есть очень-очень грязно, вонь и мусор, тараканы, крысы бегают (первый этаж). Туда входит специалист органа опеки, обычный человек, ему дурно от того, в каких условиях живут дети, и он считает, что он должен их спасти из этих условий.

И вот эти антисанитарные условия — это одна из таких довольно распространенных причин отобрания детей. Но внутри этой грязной квартиры у родителей и детей складывались очень хорошие, человеческие отношения. Но они не умели держать вот эту часть своей жизни в порядке.

  • По разным причинам — по причине отсутствия у мамы этого опыта, она тоже выросла в этой же квартире, в таких же условиях, по причине того, что есть какие-то особенности личности, отсутствия знаний и навыков;

Конечно, очень редко бывает так, что опека забирает ребенка просто вообще без повода или вот таких вот «видимых» маркеров, которые показались сотрудникам опеки или полиции значимыми. Все статьи в СМИ и обыденное мнение большинства на эту тему как будто делят семьи на две части.

  • На одном краю находятся совершенно маргинальные семьи в духе «треш-угар-ужас», где родители варят «винт», а младенцы ползают рядом, собирая шприцы по полу;
  • А на другом краю — идеальная картинка: семья, сидящая за столиком, детишки в прекрасных платьях, все улыбаются, елочка горит;

И в нашем сознании все выглядит так: опека обязана забирать детей у маргиналов, а она зачем-то заходит в образцовые семьи и забирает детей оттуда. На самом деле основная масса случаев находится между этими двумя крайностями. И конечно, ситуаций, когда вообще никакого повода не было, но забрали детей, я практически не знаю.

То есть знаю всего пару таких случаев, когда и внешних маркеров очевидных не было, — но всегда это была дележка детей между разводящимися родителями. А вот чтобы без этого — не знаю. Всегда есть какой-то очевидный повод.

Но наличие повода совсем не значит, что надо было отбирать детей. В этом-то все и дело. Что на сегодня закон не предусматривает для процедуры отобрания обратного пути домой. А в рамках разбора случаев не дает четкого инструмента в руки специалистам (и это главное!), чтобы не на глазок определить экстренность ситуации, непосредственность угрозы.

  1. И даже тут всегда могут быть варианты;
  2. Может, ребенка к бабушке пока отвести;
  3. Или вместе с мамой разместить в кризисный центр на время;
  4. Или совсем уж мечта — не ребенка забирать в приют из семьи, где агрессор один из родителей, а этого агрессора — удалять из семьи;

Почему ребенок становится зачастую дважды жертвой? Надо менять законодательство. Чтобы не перестраховываться, не принимать решения на глазок. Чтобы мы могли защищать ребенка (а это обязательно надо делать), не травмируя его лишний раз ради этой защиты. Записал Александр Борзенко.

Какие вопросы решают органы опеки?

Органы опеки и попечительства в соответствии с нормами СК РФ наделены полномочиями рассматривать вопросы, возникающие между родителями при осуществлении своих родительских прав, в случае их разногласий.

Почему могут забрать в интернат?

Отобрание — Действующее законодательство не содержит термина «изъятие», есть понятие «отобрание». Его порядок закреплен в статье 77 Семейного кодекса РФ. Для немедленного отобрания есть единственное основание – непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.

Когда Пдн может забрать ребенка?

Основания установлены ст. 77 СК РФ: При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. А если был беспорядок но исправин могут сотрудник пдн забрать детей из семьи.

В каком случае могут забрать детей?

Сейчас детей из семей изымают полиция и опека. Последнюю нередко критикуют за несправедливые решения — Сейчас отобрать ребенка из семьи органы опеки могут только «при непосредственной угрозе жизни или здоровью» по статье 77 Семейного кодекса. После этого опека обязана уведомить прокуратуру и в течение недели обратиться в суд с требованием лишить семью родительских прав.

Такой подход не предполагает, что опека намерена возвращать детей в семью, из которой их забрали. Из-за этого нынешнее законодательство критикуется общественниками. Они считают формулировку «угроза жизни и здоровью» слишком размытой.

Органы опеки не могут прийти с проверкой в семью просто так — им нужна жалоба, например, от врачей, учителей или соседей. Тем не менее в СМИ нередко освещаются истории, когда детей забирают и из благополучных семей, например, за шлепок по попе, а из неблагополучных, наоборот, не забирают, несмотря на опасность для ребенка.

Такое случилось, например, с сестрами Хачатурян, которые обвиняются в убийстве своего отца (за то, что он много лет подвергал их домашнему и сексуальному насилию). Органы опеки навещали сестер, которые тогда были школьницами, но не предприняли никаких действий.

Но случается и наоборот. Русская служба Би-би-си описывала историю московской пары, которая взяла трех сестер из приюта. Пару лишили опеки над девочками из-за того, что сестры подрались и мать заподозрили в «умышленном причинении легкого вреда здоровью». Однако отобрание ребенка по 77-й статье Семейного кодекса — сложный бюрократический механизм.

Опеке нужно собрать документы и доказательства для будущего суда. Поэтому чаще опека вызывает полицию и просит составить акт о безнадзорности ребенка. Автор фото, Sergei Savostyanov/TASS Подпись к фото, Сейчас отобрать ребенка из семьи органы опеки могут только «при непосредственной угрозе жизни или здоровью» В этом случае полиция пользуется широкой формулировкой о «безнадзорности».

Но этот подход не такой радикальный и оставляет возможность опеке вернуть ребенка в семью. Опека чаще пользуется именно этим способом — это проще, чем отобрать ребенка по 77 статье. По статистике на 2016 год, которую приводит «Коммерсант», по 77-й статье Семейного кодекса забрали около 3,3 тысячи детей.

Когда нужно обращаться в органы опеки?

В соответствии с действующим законодательством уполномоченные органы и граждане, узнавшие об угрозе жизни и здоровью ребенка, обязаны сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего.

Как называется ребенок под опекой?

В том случае, если гражданин принял решение об оформлении опеки (попечительства) над ребенком, орган опеки и попечительства принимает акт о назначении опекуна (попечителя), который является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным.

Можно ли не пускать органы опеки домой?

Можно ли не впустить представителей опеки в дом, и что за это будет? — Какая Служба Забирает Детей Гражданин вправе не впустить в свой дом сотрудников органа опеки и попечительства. Но такой подход может иметь двоякие последствия. С одной стороны, не открывать дверь посторонним – это не преступление. Сотрудники опеки напишут в акте проверки жилищно-бытовых условий, что им не обеспечили доступ в жилое помещение. Зато они не смогут раскритиковать санитарное состояние квартиры и зафиксировать отсутствие готовой еды.

  1. Наконец, они не смогут забрать ребенка в приют, где его будут опрашивать чужие люди;
  2. Ведь неизвестно, как истолкуют детские рассказы посторонние лица, даже опытные и компетентные, и как эта информация будет использована потом, на суде о лишении родительских прав;

С другой стороны, получившие сигнал об угрожающей ребенку опасности сотрудники органа опеки могут вызвать полицию. А полиция, если сочтет угрозу реальной, взломает дверь. После чего ребенка все равно могут забрать. Причем, если окажется, что родителей в этот момент нет дома, даже если другие взрослые (например, бабушка) в доме есть, ребенка могут счесть безнадзорным.

Что смотрят органы опеки в квартире?

При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

Кого забирают в детский дом?

Правила и сроки помещения детей в дом ребенка определяются положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г.

№ 481, а также типовым положением о доме ребенка (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2012 г. № 344н). В дом ребенка помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, дети, чьи родители временно не могут исполнять свои обязанности, находящиеся в трудной жизненной ситуации в возрасте с 0 до 4 лет включительно.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

  • Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей на основании следующих документов: а) личное дело ребенка, сформированное органом опеки и попечительства в соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г;

№ 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»; б) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданного в установленном субъектами Российской Федерации порядке.

Дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее — законные представители) согласно пункту 2 статьи 155. 1 Семейного кодекса Российской Федерации не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей.

Для временного помещения в организацию для детей-сирот детей законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, примерная форма которого утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

  • В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения;

В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот, определенных в соглашении, главный врач дома ребенка информирует об этом орган опеки и попечительства. При временном помещении в организацию для детей-сирот детей, имеющих законных представителей, в целях обеспечения пребывания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, органом опеки и попечительства в организацию для детей-сирот представляются: а) личное заявление законного представителя о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот с указанием причин и срока такого помещения; б) копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка; в) копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей; г) сведения о близких родственниках ребенка (при наличии); д) заключение медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по месту жительства или пребывания ребенка, о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования ребенка, временно помещаемого в организацию для детей-сирот; е) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при его наличии) — для детей с ограниченными возможностями здоровья; ж) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (при ее наличии); з) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданное в установленном субъектами Российской Федерации порядке; и) акт обследования условий жизни ребенка.

  • Дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в медицинские организации в случае, если состояние здоровья ребенка требует оказания первичной специализированной медицинской помощи (медицинской реабилитации) в условиях этой организации;

Период пребывания ребенка может быть продлен до достижения ребенком возраста 4 лет включительно только по решению главного врача дома ребенка при наличии согласия органа опеки и попечительства. Согласно порядка содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2012 г. № 343н:

    Дети, поступившие из медицинских организаций, учреждений системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, при благополучном эпидемиологическом окружении в течение 21 дня до перевода в дом ребенка определяются в воспитательные группы. Дети, поступившие из семей, помещаются в карантинную группу или в изолятор в доме ребенка, где они содержатся в течение 21 дня со дня своего поступления.

Какой орган занимается детьми?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 6 октября 2021 года; проверки требуют 3 правки. О́рган опе́ки и попечи́тельства (орган опеки) в России — орган государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по опеке и попечительству.

  • Действуют в рамках федерального закона «Об опеке и попечительстве» , который в редакции 2009 года позволяет передавать данные функции органам местного самоуправления (ст;
  • 6, п;
  • 1);
  • Обязанности и права органа опеки распространяются на сферу взаимоотношений, связанных в первую очередь с опекой и попечительством над несовершеннолетними , оставшимися без попечения родителей, а также совершеннолетними недееспособными (ограниченно дееспособными) лицами;

К функциям органов опеки и попечительства относятся также надзор за правами несовершеннолетних (в том числе и имеющих родителей), урегулирование споров между родителями, отнесённых к компетенции органов опеки (споры о воспитании детей, об установлении имени ребёнка и некоторые другие), контроль за управлением имуществом подопечных и некоторые другие вопросы.

Российское законодательство защищает права несовершеннолетних детей и при проведении сделок с недвижимостью, в том числе и ипотечных сделок. Такая защита приводит к небольшим ограничениям при проведении сделок и необходимости совершать дополнительные действия.

Эти действия заключаются в необходимости согласования сделки с органами опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства вправе отбирать детей у любых лиц, включая родителей, для защиты жизни и здоровья ребёнка, выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют устройство таких детей в семьи или специализированные учреждения.

Чем могут помочь органы опеки?

Прежде всего задачей органа опеки и попечительства является защита законных прав и интересов несовершеннолетнего ребенка. Именно ребенка, а не родителей, не иных родственников. И не всегда понимание интересов ребенка у специалистов органа опеки совпадает с мнением родителей или иных родственников.

  • Что может сделать орган опеки по вашему обращению? Единого и полного перечня вопросов, отнесенных к компетенции органов опеки и попечительства, нет;
  • И не только обычному человеку, но и специалисту порой бывает сложно понять, есть ли повод для обращения в орган опеки и обязан ли орган опеки принять меры по существу поданного обращения;

Неоднократно сталкивался с ситуацией, когда даже опытные адвокаты, не занимающиеся постоянно семейными спорами, совершенно ошибочно представляют себе функции органа опеки и попечительства. Законодатель в различных ситуациях наделяет органы опеки совершенно различными полномочиями, начиная от простой профилактической беседой и заканчивая правом на незамедлительное отобрание ребенка.

При этом далеко не всегда орган опеки и попечительства обладает правовым механизмом воздействия на нарушителя интересов ребенка. «Понять и простить» Родственники очень любят писать заявления об аморальном поведении матерей, о нарушении кем-то из родителей режима бодрствования и отдыха ребенка, и даже о постоянном курении родителей (родителя) в квартире при ребенке.

У самого органа опеки и попечительства во всех подобных случаях нет правового механизма, чтобы повлиять на «нехорошего» родителя. Однако, поскольку закон определяет, что «органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» ( статья 34 Гражданского кодекса Российской Федерации ), и нет единого требования к тому, как этот самый «орган» должен выглядеть в действительности, то во многих регионах помимо специалистов-чиновников, непосредственно исполняющих функции органа опеки и попечительства, создаются и существуют различного рода общественные комиссии, состоящие, как правило из представителей различных служб и ведомств, так или иначе занимающихся работой с несовершеннолетними.

Именно эти комиссии на практике и рассматривают от имени органа опеки и попечительства те обращения, по которым требуется прежде всего профилактическая беседа, признание поведения «виновного» лица недопустимым и общественное порицание, с предупреждением, что дальше уже последуют более жесткие санкции.

Правового значения решение такой комиссии не имеет, но практика показывает, что, во-первых, это решение учитывается при последующем рассмотрении поведения «нехорошего» родителя или родственника всеми прочими органами, включая судебные. А во-вторых, это действительно имеет положительный эффект – порядка половины лиц, заслушанных на заседаниях таких комиссий, делают выводы и корректируют своё поведение.

Зато другая половина граждан не реагирует ни на что, и история заканчивается лишением родительских прав. От разговоров к делу Законодательством предусмотрены категории спорных, конфликтных ситуаций, при рассмотрении которых требуется участие органа опеки и попечительства.

В Семейном кодексе Российской Федерации четко определены случаи, когда орган опеки и попечительства должен принять участие в разрешении спорной ситуации в семье. Так, при наличии разногласия между родителями в вопросах воспитания и образования детей, родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства ( статья 65 СК РФ ).

  1. При отсутствии согласия между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства ( статья 58 СК РФ );
  2. Дедушки и бабушки, а также другие родственники могут защитить свое право на общение с ребенком путем обращения в орган опеки и попечительства, который вправе обязать родителей (родителя) не препятствовать такому общению ( статья 67 СК РФ );

Отмечу, что у органа опеки и попечительства нет механизма принудительного исполнения своих решений. Поэтому если второй участник конфликта не согласен с решением органа опеки и не исполняет его (а в подавляющем большинстве случаев так и происходит), то остается только один путь – обращение в суд.

Хотя сам факт обращения в орган опеки и принятое им решение, равно как факт неисполнения этого решения, всегда затем учитываются судами. Встретимся в суде Существуют категории судебных споров, в которых участие органа опеки и попечительства обязательно.

Семейным кодексом прямо предусмотрено, что в случае, если один из родителей проживает отдельно, и между родителями существуют разногласия по вопросу осуществления отдельно проживающим родителем его родительских прав, спор разрешается судом с обязательным участием органа опеки и попечительства ( статья 66 СК РФ ).

  • Предусмотрено участие органа опеки и попечительства в рассмотрении судом дел о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, ограничении родительских прав;
  • В этих случаях орган опеки и попечительства наделен правом самостоятельно обратиться в суд с соответствующим иском;

Более того, в соответствии со статьей 77 СК РФ орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей или иных лиц, при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего, и обязан в течение семи дней после отобрания обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

  • В том случае, когда орган опеки и попечительства участвует в судебном разбирательстве, он обязан представить суду устное или письменное (в зависимости от существа дела) мотивированное и обоснованное с правовой точки зрения заключение о том, следует ли удовлетворить заявленные исковые требования;

Также во многих случаях специалисты органа опеки должны выйти в адреса проживания истца и ответчика и составить акты обследования жилищно-бытовых условий, в которых отразить общие технические характеристики жилья, количество и состав проживающих, бытовое и санитарное состояние жилого помещения.

  • Затем эти акты также предоставляются органом опеки в суд, который рассматривает их в качестве доказательств по делу;
  • Законом всё не предусмотреть На практике помимо вышеперечисленных ситуаций орган опеки и попечительства привлекается к участию в судебном споре в случаях, если решением по такому делу могут быть затронуты права и интересы несовершеннолетнего ребенка;

К такого рода спорам можно отнести случаи выселения семьи из занимаемого жилого помещения (за неуплату коммунальных платежей, в связи с утратой права собственности на данное жилое помещение, в связи с расселением жилого дома, признанного аварийным, и так далее), оспаривание сделки, где одним из собственников имущества является, или являлся несовершеннолетний (как правило это сделки купли-продажи недвижимости), споры о порядке пользования жилыми помещениями и ряд других.

При этом исчерпывающего перечня подобных случаев не существует, и суд в каждом конкретном случае решает вопрос о привлечении к участию в деле органа опеки и попечительства, непосредственно исходя из обстоятельств данного дела.

Верховный суд Российской Федерации, обобщая весьма разнообразную региональную судебную практику разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, отдельно затронул вопросы, связанные с участием органа опеки и попечительства в делах данной категории (Обзор утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июля 2011 года).

И что же нам делать? В заключение дам совет. Обращайтесь в органы опеки попечительства, привлекайте их к участию в судебных спорах! Вы при этом ничего не теряете. Если затронутый вами вопрос не входит в компетенцию органа опеки – вам об этом сообщат.

Если суд придет к выводу, что орган опеки не должен участвовать в вашем судебном споре – судья информирует вас об этом и объяснит почему. Но есть высокая вероятность того, что именно органы опеки и попечительства смогут вам помочь в разрешении вашей жизненной ситуации или склонить весы правосудия в вашу сторону.

Что делает соц опека?

Функции отдела по опеке и попечительству: В соответствии со ст. 7 Федерального Закона №48-ФЗ от 24. 04. 2008 года « Об опеке и попечительстве » к компетенции работы отдела опеки и попечительства Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский относится:

  1. защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  2. надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а так же организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью недееспособные граждане;
  3. контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, или иные организации, в том числе для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами:

  • Проводит обследование жилищно-бытовых условий и условий воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите и лиц, изъявивших желание стать опекунами (попечителями), усыновителями. Приемными родителями;
  • организовывать ведение учета граждан Российской Федерации, проживающих на территории Муниципального образования Муниципального округа «Васильевский» Санкт-Петербурга, изъявивших желание быть опекунами (попечителями), усыновителями. Приемными родителями, и давать заключение об их возможности выполнять эти обязанности;
  • осуществлять подготовку документов и устройство детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для воспитания, а приемную семью, на усыновление, а при отсутствии такой возможности – в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другие учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организовывать работу по передаче в региональный банк данных сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, по установленной форме, в случае выявления несовершеннолетнего, подлежащего передаче на усыновление, которому не удалось подобрать кандидатов в усыновители на территории муниципального образования муниципального округа Васильевский.
  • готовить материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного, приемных детей, о распоряжении их текущими доходами и управлении имуществом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • осуществлять контроль за условиями жизни подопечных и приемных детей и за состоянием их здоровья в случае необходимости подготовить проекты распорядительных документов об освобождении, отстранении опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей;
  • осуществлять контроль, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за условиями жизни, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, другие учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществлять подбор лиц и давать заключения об их способности к выполнению обязанностей опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей; готовить проект договора о передаче ребёнка (детей) в приемную семью;
  • оказывать помощь опекунам (попечителям), усыновителям, приемным родителям в воспитании, организации отдыха, лечении, трудоустройстве и социальной защите приемных детей, подопечных, усыновленных;
  • подготавливать заключения для органов судебной власти об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка, отмене усыновления;
  • по доверенности от Администрации принимать участие в разбирательстве дел в судах всех инстанций, связанных с опекой и попечительством;
  • подготовить заключения и проекты постановления Главы Администрации о целесообразности раздельного проживания попечителя и подопечным, достигшим 16-и летнего возраста;
  • подготавливать заключения и проекты постановления Главы Администрации о возложении объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) при достижении им 16-и летнего возраста;
  • подготавливать проекты постановления Главы Администрации о снижении брачного возраста для лиц, достигших 16-и летнего возраста;
  • подготавливать документы для возбуждения в суде дел о лишение родительский прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьёй 21 Семейного кодекса Российской Федерации; подготавливать заключения по данным вопросам;
  • подготавливать заключение по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных прав и охраняемых законом интересов;
  • подготавливать проекты договоров о доверительном управлении имуществом подопечных;
  • подготавливать проекты распорядительных документов о разрешении, либо согласии на отчуждение и передачу имущества ребенка в дар, обмен жилой площади, совершение сделок, не влекущих нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих на территории муниципального образования муниципального округа Васильевский;
  • подготавливать проекты соглашений о порядке участия родственников в воспитании ребёнка;
  • участвовать в исполнении решения судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • рассматривать спорные вопросы между родителями о воспитании детей;
  • представлять интересы несовершеннолетних детей, давать заключения по вопросам о назначении представителя для защиты прав и законных интересов ребенка в случае установления противоречий между интересами родителей и детей;
  • рассматривать вопросы, подготавливать проекты распорядительных документов о присвоении и изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; рассматривать предложения, заявления, жалобы, запросы и иные обращения физических и юридических лиц по вопросам опеки и попечительстве и принимать по ним необходимые меры в пределах своих полномочий;
  • вести в установленном порядке документацию, хранить все материалы, связанные с опекой и попечительством в сейфе до передачи их в архив, соблюдать сроки хранения документации, нести персональную ответственность за сохранность документов, связанных с опекой и попечительством;
  • подготавливать заключения и проекты документов об установлении опеки и попечительства, назначении опекунов и попечителей, об освобождении и отстранении опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей;
  • подготавливать заключения о помещении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в психоневрологические дома-интернаты на полное государственное обеспечение;
  • принимать меры по защите жилищных прав приемных детей и подопечных;
  • подготавливать заключения и проекты распорядительных документов на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав;
  • подготавливать заключения и проекты постановления Главы Администрации об установлении попечительства в форме патронажа и назначении попечителей (помощников) над несовершеннолетними дееспособными лицами;
  • подготавливать заключения и проекты постановлений Главы Администрации о прекращении попечительства в форме патронажа;
  • вести учет лиц, в отношении которых установлены опека, попечительство, патронаж;
  • вести приём граждан в помещении Администрации по вопросам опеки и попечительства.

Как лишить опеки?

Опека или попечительство прекращается: 1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного; 2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя; 3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей; 4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

  • Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей;
  • Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае: 1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей; 2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; 3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом;

В случаях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.

Что входит в обязанности опекуна?

Как опекуны, так и попечители обязаны: предоставлять им питание, одежду и прочее). Обеспечивать подопечного уходом и лечением. Заботиться о воспитании ребенка (о его психическом, духовном и нравственном развитии).

В каком случае опекуны могут быть отстранены от своих обязанностей?

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

(в ред. Федерального закона от 24. 04. 2008 N 49-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 2. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 24. 04. 2008 N 49-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 3. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Сколько видов полномочий у органов опеки?

Раздел содержит материалы:

    Перечень полномочий органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» Статья: О. Теплякова «Правовой статус и функции органов опеки и попечительства» Статья: Сапожникова Т. , Цымбал Е. «Актуальные вопросы повышения эффективности правового регулирования опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»// Вестник Московского государственного областного университета. Хватова «Проблемы приобретения несовершеннолетними гражданской дееспособности при вступлении в брак»

Перечень полномочий органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Специалисты отмечают, что круг полномочий органов опеки и попечительства весьма обширен. Полномочия органов опеки и попечительства определены в значительном количестве федеральных законов, предусматривающих комплекс полномочий органов опеки и попечительства, которые раскрываются и конкретизируются в законодательстве субъектов РФ и муниципальных нормативных актах, в случае их наделения соответствующими полномочиями.

  1. Серия: Юриспруденция с;
  2. 41- 56 Обзор: С;
  3. Красикова «Об урегулировании споров, связанных с воспитанием детей (подготовлен для системы КонсультантПлюс) Статья: Тарасова Анна Евгеньевна , доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Южно-Российского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук «Правовые проблемы реформы организаций для детей-сирот: новые стандарты, семейное воспитание, квартирный тип проживания» Круглый стол: Тарасова Анна Евгеньевна , кандидат юридических наук «Правовое значение предварительного разрешения органов опеки и попечительства на сделки с имуществом несовершеннолетних» Статья: М;

В настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, определяющий полномочия органов опеки и попечительства. Так, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» устанавливает 13 полномочий данных органов, однако не закрепляет весь их перечень, указывая, что иные полномочия могут быть установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

  • Статьи, регулирующие полномочия органов опеки и попечительства, содержатся в кодексах — Гражданском, Семейном, Трудовом;
  • Таким образом, с научной точки зрения возникает необходимость дать классификацию функций и полномочий органов опеки и попечительства, а с практической — обобщить перечень полномочий данных органов;

Теплякова «Правовой статус и функции органов опеки и попечительства» Данная статья интересна с точки зрения проходящей сейчас дискуссии о реформировании органов опеки Органы опеки и попечительства — это органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органы местного самоуправления, если им переданы указанные полномочия.

Передача полномочий органов опеки и попечительства на уровень субъектов Федерации вызвана необходимостью обеспечивать права детей, что является государственно важной задачей. До 2008 г. органами опеки и попечительства были органы местного самоуправления.

Авторами выделены следующие возможные модели формирования органов опеки и попечительства: 1) государственная модель, которая предполагает, что в качестве органов опеки и попечительства выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по опеке и попечительству не передаются на уровень местного самоуправления; 2) смешанная модель, которая предполагает, что в качестве органов опеки и попечительства выступают органы местного самоуправления с переданными государственными полномочиями при осуществлении контроля со стороны регионального уровня.

  • Авторы также рассматривают вопрос о недопустимости произвольного вмешательства государственных органов в дела семьи;
  • Статья: Сапожникова Т;
  • , Цымбал Е;
  • « Актуальные вопросы повышения эффективности правового регулирования опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» Вопросы о профессиональной семье ведутся уже несколько лет;

В 2014 году был разработан законопроект (автор – депутат О. Баталина), которая предложила социальное воспитание и социального воспитателя как профессионального родителя для детей-сирот. Социальным воспитанием признавалась опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по трудовому договору, заключаемому между социальным воспитателем и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.

  1. 1 настоящего Кодекса);
  2. Социальным воспитателем считалось лицо, заключившее с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, предусмотренной в статье 155;
  3. 1 Семейного кодекса Российской Федерации, трудовой договор о выполнении трудовой функции по защите прав и законных интересов и воспитанию взятых под опеку или попечительство детей;

Трудовой договор заключался с социальным воспитателем на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Трудовой договор с социальным воспитателем должен был содержать программу развития детей, переданных ему на воспитание.

  1. В профессиональную семью передавались дети-сироты сложных категорий;
  2. К сожалению, законопроект не был поддержан рядом профильных министерств;
  3. В настоящей статье авторы анализируют деятельность приемной семьи и рассматривают ее под углом профессионализма, называя ее профессиональной;

Кроме того, авторы отслеживают влияние вознаграждения на качество работы приемных родителей Воспитание ребёнка всегда сопряжено с трудностями. Эти трудности многократно возрастают, когда речь идёт о воспитании приёмных детей, особенно подростков, детей, имеющих психические расстройства или нарушения поведения.

  1. Граждане, принявшие решение о приёме в свою семью таких детей, заслуживают материального стимулирования;
  2. В настоящее время денежное вознаграждение за воспитание подопечных выплачивается опекунам и попе­чителям, выполняющим свои обязанности на основании договора о приёмной семье;

Действующее законодательство предъявляет к приёмной семье те же требования, что и к безвозмездной опеке. Именно поэтому приёмная семья стала всего лишь формой дополнительной материальной поддержки замещающей семьи. По мнению авторов, договор о приёмной семье может заключаться, если воспитание подопечных связано с дополнительными сложностями.

Например, воспитание ребёнка с тяжёлой инвалидностью, воспитание 3-х или более подопечных. Договор о приёмной семье может заключаться и при наличии иных сложностей. В этих случаях необходимо определить результаты, которых должен достигнуть приёмный родитель, а сам договор будет срочным (на 1–2 года).

Приёмная семья должна быть более открытой для мониторинга, активнее использовать ресурсы профессиональной помощи, поскольку решает она более сложные задачи. В таком случае приёмные родители станут действительно профессиональными воспитателями, осуществляющими свои обязанности в условиях семьи.

Это даст основание включать время выполнения обязанностей приёмного родителя в трудовой стаж граждан, заключивших договор о приёмной семье. Обзор: С. Красикова «Об урегулировании споров, связанных с воспитанием детей (подготовлен для системы КонсультантПлюс) Большую часть времени специалиста ООП занимает участие в судах.

Эта статья интересна не только специалистам ООП, служб сопровождения, но и замещающим родителям и усыновителям. Согласно российскому законодательству каждый ребенок имеет: — право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно; — право знать своих родителей, право на их заботу; — право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Это также дополняется п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ: местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов; — право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства ( ст.

54 Семейного кодекса РФ). Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Закон исходит из равенства прав и обязанностей родителей и приоритета прав и интересов детей.

Вместе с тем, родители: — имеют право и обязаны воспитывать своих детей; — несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботится о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей; — имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами; — согласно ст.

65 Семейного кодекса РФ при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей; — согласно ст.

  1. 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании, решение вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию;

Статья: Тарасова Анна Евгеньевна , доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Южно-Российского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук «Правовые проблемы реформы организаций для детей-сирот: новые стандарты, семейное воспитание, квартирный тип проживания» Дети-сироты передаются на воспитание в семьи из организаций для детей-сирот, которые сегодня должны отвечать требованиям Постановления правительства РФ № 481.

  1. В новые обязанности организации теперь входит подготовка воспитанников, прежде всего, – детей сложных категорий к жизни в приемной семье;
  2. Сама организация может «сопровождать» замещающие семьи;
  3. Статья позволяет увидеть, как эти новые требования отражаются на семейном устройстве детей-сирот;

Круглый стол: Тарасова Анна Евгеньевна , кандидат юридических наук «Правовое значение предварительного разрешения органов опеки и попечительства на сделки с имуществом несовершеннолетних» Участники круглого стола рассмотрели проблемы правового статуса несовершеннолетних в РФ, соотношение прав детей и прав родителей; – вопросы реализация и защиты жилищных прав детей, являющихся членами семьи собственника жилого помещения, при расторжении брака между родителями, при отсутствии между родителями зарегистрированных отношений, при отчуждении родителями жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, при приобретении жилых помещений с использованием кредитных средств под залог жилой недвижимости; – проблемы реализации и совершенствования законодательства в области жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; – проблемы использования материнского капитала для улучшения жилищных условий семьи, а также осуществления контроля органами опеки и попечительства, Пенсионным фондом РФ целевого расходования средств материнского капитала и соблюдения прав детей; – пробелы и несправедливость норм гражданского законодательства в части наследственных прав детей; – сложности в реализации новелл гражданского законодательства об открытии и ведении номинальных счетов, бенефициарами по которым выступают несовершеннолетние и на которые должны зачисляться суммы алиментов, пенсий, пособий и иных средств на содержание детей; – проблемы реализации новых положений о недействительных сделках ГК РФ при совершении с имуществом несовершеннолетних сделок без предварительных разрешений органов опеки и попечительства либо в нарушение предусмотренных в таких разрешениях обязательных указаний органов опеки и попечительства; – проблемы реализации обязанности законных представителей содержать своих детей и подопечных несовершеннолетних, выявление пределов алиментной обязанности родителей с учетом норм семейного, гражданского и жилищного законодательства.

Статья: М. Хватова «Проблемы приобретения несовершеннолетними гражданской дееспособности при вступлении в брак» Материалы данной статьи интересны не только специалистам ООП, но и приемным родителям, воспитывающим старших подростков.

К сожалению, ранняя беременность нередко встречается у девочек-подростков. В статье рассматриваются вопросы, возникающие при приобретении несовершеннолетним полной гражданской дееспособности в связи с вступлением в брак. Родители или попечители обоих будущих супругов нередко бывают прямо заинтересованы в том, чтобы либо ребенок не родился вне брака, либо несовершеннолетний «обольститель» не был привлечен к уголовной ответственности, либо в том и другом вместе.

  1. Если проанализировать ст;
  2. 13 СК РФ и законов субъектов РФ, устанавливающих основания и порядок снижения несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, брачного возраста, то, к сожалению, вопрос о степени их физической, психической, интеллектуальной и социальной зрелости практически не учитывается или, во всяком случае, не является главным;

Автор указывает на необходимость пересмотра подхода к решению этого вопроса и предлагает рассматривать и разрешать его в судебном порядке с применением не нормативного, а индивидуального подхода.