Что Такое Социальная Сфера Примеры?

Что Такое Социальная Сфера Примеры
Социальная сфера – это совокупность отраслей, обслуживающих базовые социальные потребности населения: образование детей и взрослых, медицинское сопровождение, культурный и спортивный досуг, социализация молодёжи и т. К социальной сфере относится всё, что обеспечивает жизнедеятельность человека. .

Что относится к социальной сфере примеры?

Понятие социальной сферы — В широком смысле социальная сфера жизни общества — это система, которая создана для удовлетворения потребности в общении, объединении с другими людьми. Социальная сфера включает в себя:

  1. Образовательные и воспитательные учреждения: детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты.
  2. Организации, которые занимаются медицинским обслуживанием: больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории.
  3. Спортивные организации: спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры.
  4. Социальное обеспечение: организации, которые оказывают материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства.
  5. Коммунальное обслуживание: водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции.
  6. Пассажирский транспорт, связь.

Благодаря многочисленным организациям социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании. В узком смысле социальная сфера — это демографические группы населения, которые различаются между собой по возрасту, полу, личным особенностям. Что относится к социальной сфере в этом случае: старики, дети, подростки, мужчины, трудоспособные граждане, женщины, пенсионеры. Что Такое Социальная Сфера Примеры Теперь мы знаем, что входит в социальную сферу. Продолжим изучать задачи, функции, элементы и виды соцсферы общества.

Что входит в социальную сферу?

Социальная сфера общественной жизни — Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия. У социальной сферы есть две формы:

    общество в целом, которое включает в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет. совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения.

Что такое духовная сфера примеры?

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом. К базовым элементам духовной сферы относятся:

    образование;мораль;религия;политическое сознание;наука;искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества. Каждый из них направлен на решение определённых задач. Например: Что Такое Социальная Сфера Примеры Обрати внимание! Духовная сфера общества — комплекс определённых социальных подсистем, в которых живут и действуют люди. Сущность каждой из них в том, что они представляют деловую, интеллектуальную, нравственную или идеологическую составляющую человеческих взаимоотношений. Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека.

Пример: духовная сфера (культура) включает университеты, академии, научно-исследовательские институты, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные сокровища, религиозные общины, литературные и музыкальные произведения и т.

Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для духовного развития личности. Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создаёт своё нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых ещё не имеет в своём интеллектуальном потенциале. Целеустремлённость заставляет её рождать:

    различные теории;художественные произведения;значимые идеи.

Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить её духовные запросы.

Какие есть сферы общества?

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни общественной жизни: духовная, социальная, экономическая, политическая.

Что такое социальная сфера?

Социальная сфера – это совокупность отраслей, обслуживающих базовые социальные потребности населения: образование детей и взрослых, медицинское сопровождение, культурный и спортивный досуг, социализация молодёжи и т. К социальной сфере относится всё, что обеспечивает жизнедеятельность человека. .

Что такое социальная жизнь простыми словами?

Смотреть что такое «социальная жизнь» в других словарях: —

    Социальная жизнь животных — выражается в различных формах. Во первых, в форме более или менее постоянного сожительства двух или большего числа особей различных видов на принципах симбиоза в широком смысле слова (см. Симбиоз вообще и Симбиоз животных). Во вторых, в форме… … Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И.

    • Ефрона Жизнь социальная — совокупность многообразных видов и форм совместной деятельности людей, направленной на обеспечение условий и средств существования, реализацию потребностей, интересов, ценностей;

    Главной особенностью социальной жизни является ее совместный… … Экология человека Жизнь социальная — совокупность многообразных видов и форм совместной деятельности людей, направленной на обеспечение условий и средств существования, реализацию потребностей, интересов, ценностей.

    • Что такое жизнь,спрашивал К;
    • Маркс,если она не есть… … Социологический справочник СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА — СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА;
    • В обычном в буржуазных странах понимании С;
    • означает «учение о воздействиях общественных и экономических влияний на народное здоровье? (Вольф);

    Гротьян различает «дескриптивную» С. ,… … Большая медицинская энциклопедия СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп.

    возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий.

    В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия Социальная инженерия — Социальная инженерия это метод несанкционированного доступа к информации или системам хранения информации без использования технических средств. Основано Ириной Михайловной Посновой, католичкой по вероисповеданию, дочерью русского историка Церкви Михаила Эммануиловича… … Википедия Социальная психология и общество (журнал) — Социальная психология и общество Специализация: взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество» Периодичность: 4 раза в год Язык: русский … Википедия Жизнь в цитадели (фильм) — Жизнь в цитадели Жанр драма Режиссёр Герберт Раппапорт Автор сценария Леонид Трауберг В главных … Википедия

Что такое социальная сфера 6 класс?

Важными элементами социальной сферы общества являются различные социальные группы (семья, школьный коллектив, нация и другие). Любой человек входит в состав самых различных групп, которые могут возникать на основе родства, схожих интересов, профессиональной деятельности и т.

  • Люди могут объединяться для совместной деятельности, чтобы быстее решить важные вопросы или добиться большего результата;
  • На социальную деятельность людей оказывает влияние взаимодействие внутри групп и между группами;

Обрати внимание! В социальной группе происходит формирование личности человека, когда он реализует свою потребность в самовыражении. Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру.

  • Ключевым понятием социальной сферы общества является социальная структура;
  • Существует широкое и узкое понимание социальной структуры общества;
  • Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным жизненно важным признакам;

Социальная структура в узком смысле слова — это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоёв и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической эпохе свойственна своя социальная структура как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. В социальную структуру общества входят:

    социальные группы; социальные классы; социальные слои; социальные страты.

Группа — совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь, воспринимаемая другими как некое сообщество. Классы — большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.

Социальные слои — это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса.

Страта — социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру — тип профессии, уровень дохода и т. Социальную сферу общества можно представить ещё в двух смыслах: В широком смысле социальная сфера — это совокупность организаций, учреждений, отвечающих за благосостояние населения.

В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь. В этом значении охватываются все слои общества. В узком смысле социальная сфера подразумевает только социально незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеров, инвалидов, безработных, малообеспеченных, многодетных, органы социальной защиты и социального обеспечения.

В этом значении к социальной сфере относятся, как правило, беднейшие слои общества.

Почему социальная сфера самая важная?

Социальная сфера – это самая чувствительная сфера деятельности, так как она затрагивает интересы абсолютно всех граждан от рождения до самой смерти, влияет на качество жизни каждого человека.

Сколько сфер в обществе?

• Сфера управления общественными процессами — Системный подход к анализу общества. Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом.

С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества.

Общество как система обладает еще одной важной характеристикой — целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

  • Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией;
  • Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда;

И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей — материальных, социальных, духовных — выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы.

Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.

Одним словом, общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно стремится к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно ее определять или отрицать ее наличие.

  1. Но самое поведение общества, его конкретные действия говорят гораздо больше о наличии такой цели, чем слова и теории;
  2. Читатель, видимо, уже догадался, что речь идет о кибернетико-информационном аспекте рассмотрения общества как целостной самоуправляющейся системы;

Субъект управления на основе имеющейся у него информации о состоянии окружающей среды и самого общества формулирует команды объекту управления о дальнейших его действиях по взаимодействию с окружающей средой. Сигналы, идущие от управляющей подсистемы, называются прямой связью.

  1. В управленческой цепочке существует также и обратная связь — информация о полученных результатах и степени их соответствия поставленным целям, которая поступает от исполнителя к субъекту управления;
  2. От того, насколько верной окажется корректировка им целей и практических действий, будет зависеть в конечном счете судьба общества как системы;

С таких предельно абстрактных позиций можно еще многое сказать об обществе. Существует и большая литература на эту тему. Однако важно четко представлять, каким образом системный подход способствует углублению философского взгляда на общество. Прежде всего системный подход требует, чтобы были выявлены действительно всеобщие стороны, связи и отношения общества, то есть такие, которые присущи обществу на всех этапах его исторического развития и, стало быть, носят необходимый и достаточный характер.

Сложность реализации этой установки заключается в том, что каждая из указанных всеобщих сторон и связей может иметь разную полноту исторического осуществления. Скажем, наука как теоретический способ описания закономерностей объективного мира лишь во второй половине XX века стала приобретать решающее значение для существования и развития человеческой цивилизации.

И она далеко еще не до конца раскрыла свои возможности. Философия призвана показать специфику всеобщности науки, как и всех других сторон и связей общественной жизни. Количество и сущность всеобщих сторон, связей и отношений общества обусловливается в первую очередь специфически общественным, человеческим взаимодействием с природой.

Правильно, но недостаточно сказать, что общество постоянно и целенаправленно осуществляет вещественно-энергетически-информационный обмен с окружающей его средой на основе обратной связи. Говоря философским языком, речь должна идти о таких различных формах или способах освоения обществом окружающей действительности, которые в своей совокупности раскрывают универсальный характер отношения общества (человека) к природе и соответственно к самому себе.

Философская мысль Запада на протяжении долгого времени трудилась над правильной постановкой этой проблемы. Кант в своей «Критике чистого разума» дал наиболее точную формулировку трех аспектов этой проблемы, которая и была в дальнейшем принята: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» [Кант И.

Соч. : В 6 т. , 1964. 661. ] Впоследствии Кант пояснил, что все три вопроса могут быть сведены к одному — вопросу о человеке. Общественный человек осваивает окружающую действительность тремя возможными способами.

Это — чувственно-практическое освоение, теоретическое освоение и, наконец, ценностное освоение. Все эти три способа обретают свой смысл и свое назначение, когда общество функционирует, действует, преследует вполне конкретные цели. Философский взгляд на природу общества не должен упускать из виду внутреннюю напряженную связь между целевыми устремлениями системы и ее настоящим состоянием.

Таково еще одно требование системного подхода, которое вытекает из признания телеологического характера системы. Тем самым системный подход позволяет глубже понять специфику философии, которая призвана выходить за рамки повседневного опыта и создавать представления о мыслимом на сегодня совершенстве системы.

Только при таком взгляде на сущее, на реальное состояние общественной жизни она обретает философскую глубину и смысл. Всеобщие сферы жизнедеятельности общества. Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы.

Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию.

Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых.

  1. Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности;
  2. Этим занимаются, прежде всего, философия, искусство, религия;
  3. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности;

Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность. Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой.

С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. Субъектом управления начинает выступать определенная группа лиц, которая вырабатывает общие для всего государства цели, с которыми так или иначе согласовываются все остальные более частные цели отдельных сфер и деятельности индивидов в обществе.

Сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма. И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом.

В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.

Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой.

  • Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной;
  • Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы;

Таковы пять всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе: сфера материального производства, сфера производства теоретического знания, сфера оценивающей деятельности, сфера управления социальными процессами (политическая сфера) и социальная сфера. Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным.

  • Но главное здесь в другом;
  • Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними;
  • От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости;

Обратимся теперь к краткому анализу выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, их взаимодействия между собой. Сфера материального производства. Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания из вещества природы самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей.

  • Чувственно-практическое освоение обществом окружающей природной действительности коренным образом отличается от приспособления животных к реальным условиям их существования;
  • Воздействие общественного человека на природу представляет собой трудовой процесс, такую целенаправленную деятельность, которая предполагает использование ранее созданных орудий и средств труда, самой разнообразной техники для достижения заранее поставленных целей;

Труд изначально носил коллективный характер, однако формы трудового коллективизма, который всегда включал в себя и индивидуальный труд, менялись от одного исторического этапа развития общества к другому. Соответственно менялись орудия и средства труда — от примитивного каменного топора и рубила до современных полностью автоматизированных заводов, компьютеров и атомных электростанций.

Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, то есть рассмотрение всего процесса трудовой деятельности как чисто природного процесса, протекающего по вполне определенным законам.

С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности. Хотя точнее будет сказать, что эти производственные отношения между людьми служат той социальной формой, которая и делает возможным сам процесс их совместной трудовой деятельности.

  1. Наконец, труд в сфере материального производства выступает одной из важнейших форм реализации человеком своих жизненных сил и способностей;
  2. Говоря о технико-технологической стороне материального производства, следует прежде всего отметить, что вполне закономерный рост потребностей людей и их разнообразия побуждал общество к совершенствованию техники, к появлению у нее новых функций и возможностей;

Вместе с тем антропогенная нагрузка на природу становилась все более мощной, что постепенно вело к нарушению многих естественных процессов, к деградации огромных участков земной поверхности, масштабным загрязнениям воздуха и воды. Системный подход к анализу взаимодействия общества с окружающей средой предполагает также анализ последствий их взаимодействия для каждой из сторон.

  • Удовлетворение растущих потребностей общества не может далее идти за счет все большего поглощения обществом вещества и энергии природы;
  • Необходимо иметь в виду, что природа была, есть и будет естественной основой существования человеческого общества;

И ее разрушение в результате глобальной экологической катастрофы может оказаться роковым для всей цивилизации. Поэтому современное общество должно поставить под контроль размеры и формы производственной, антропогенной нагрузки на природу. Решение этой проблемы зависит от характера производственных отношений, которые выступают, как сказано ранее, общественной формой материально-практического воздействия людей на природу.

В основе производственных отношений лежат отношения собственности между людьми по поводу орудий и средств труда и полученных продуктов труда. Истории известны три главные формы собственности: государственная (общественная), коллективная и частная.

Каждая из них сыграла и продолжает играть свою незаменимую роль в развитии производства материальных благ. Их борьба в истории общества, за которой стояли определенные слои и классы общества с их экономическими интересами, нередко сопровождалась драматическими и трагическими событиями.

  1. В принципе возможно нахождение такого баланса различных форм собственности в современном обществе, который способствовал бы наиболее эффективной работе производственной сферы;
  2. Но в любом случае человек, занятый в этой сфере, выступает не только как непосредственный производитель материальных благ или как собственник орудий и средств труда, но и как личность, как активное, волевое и творческое начало;

В экономической литературе под трудом обычно понимается деятельность людей в сфере материального производства. Это вполне естественно и объяснимо. Однако труд в широком смысле слова есть универсальная, родовая характеристика человека. Любая социально значимая деятельность людей может быть определена как трудовая деятельность, будь то работа ученого, политика, писателя, предпринимателя или космонавта.

  • Однако противопоставление труда в сфере материального производства другим видам трудовой деятельности имело и продолжает иметь сегодня большой теоретический и практический смысл;
  • Со времени распада первобытной общности важнейшим условием прогрессивного развития общества становится общественное разделение труда;

Огромное большинство населения вынуждено было заниматься малопроизводительным и нетворческим, чисто физическим трудом. В то же время незначительная часть населения — правящие, привилегированные слои общества — освобождалась от этого бремени. Она имела свободное время и возможность для занятий творческой деятельностью в сфере управления государством, в науке, искусстве, но чаще всего вела праздный образ жизни, лишенный возвышенных целей.

Общественное разделение труда стало постоянным и неизменным свойством общества как целостного, функционирующего социального организма. На протяжении многих столетий философская мысль искала пути преодоления сословно-классового разделения общества, превращения труда в сфере материального производства в разновидность творческой деятельности.

Научно-техническая революция впервые в истории человеческого общества создает объективные предпосылки для коренного преобразования всей сферы материального производства. Это связано с принципиальным изменением места и роли науки в современном обществе. Превращение науки в непосредственную производительную силу постепенно делало научные знания важнейшим условием деятельности человека в сфере производства.

Следует, однако, заметить, что такая трансформация сферы производства представляет собой лишь одну из тенденций ее развития, хотя и ведущую, но не единственную, поскольку ей противостоит обратная тенденция, связанная с появлением в новом автоматизированном и компьютеризированном производстве большого количества профессий с малотворческим, рутинным характером труда.

Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности общества. Коренное изменение положения науки в современном постиндустриальном обществе делает не только возможной, но и практически актуальной постановку вопроса о науке как особой всеобщей сфере жизнедеятельности общества.

  • Ранее уже отмечалось, что научное знание и оценочное знание принципиально отличны друг от друга;
  • Вместе с тем теоретическое и ценностное освоение действительности общественным человеком является продуктом духовного производства, если понимать здесь под духом, духовностью способность человеческого сознания к трансцендированию, то есть к высказыванию суждений, выходящих за рамки эмпирического опыта;

(Но духовность может обнаруживать себя в суждениях различной модальности. Заметим, кстати, что светское понимание духовности коренным образом отличается от ее религиозного понимания. ) Научное знание отражает объективно существующие закономерности объективной действительности.

Оно имеет функции описания, объяснения и предвидения. Это духовно-теоретическое знание. Оценивающая деятельность имеет своей целью определение значимости тех или иных явлений действительности, в том числе и научных теорий, для удовлетворения потребностей человека, для реализации его жизненных сил и устремлений.

Исторически сложилось так, что на протяжении многих веков наука как вид деятельности по производству достоверного знания не имела четких границ в духовной сфере общества и была растворена в философии, практическом знании, магии и т. Лишь в Новое время наука начинает оформляться как относительно самостоятельная сфера человеческой деятельности, как социальный институт, признаваемый обществом и государством.

  1. Так, в 1660 году в Англии возникло первое научное сообщество — Лондонское королевское общество;
  2. Наука сознательно провозгласила опытный характер добываемого ею знания;
  3. Наука на Западе сделала благодаря этому огромный скачок вперед в своем развитии по сравнению с наукой на Востоке, которая по-прежнему оставалась встроенной в различные религиозно-философские системы;

Это серьезно ограничивало ее познавательные возможности. К примеру, конфуцианское мировоззрение опиралось на учение о вечно существующей космическо-нравственной гармонии, осуждало активное практическое отношение к природе, устанавливало перед пытливой мыслью человека безусловные нравственные запреты.

Культ разума в эпоху Просвещения породил в западном обществе огромные надежды на науку как спасительницу от всех природных и социальных зол, что послужило огромным стимулом к ее развитию. С начала XIX века происходит формирование теоретического естествознания в точном смысле слова.

Однако вплоть до 20 — 30-х годов XX века теоретическая наука в отличие от массового изобретательства и прикладных практических знаний оставалась занятием одиночек, небольших коллективов ученых-энтузиастов. И лишь в межвоенное время возникают огромные по численности научные учреждения, главным образом военного назначения.

Известно, что главным импульсом к появлению кибернетики как научной дисциплины послужили поиски решения задач эффективного поражения в воздухе высокоскоростных боевых самолетов. Научно-техническая революция, начавшаяся в 50-е годы XX века, за короткое время полностью преобразила всю науку как сферу деятельности, ее место и функции в жизни общества.

Прежде всего изменились взаимоотношения материального производства и науки. Если раньше наука шла как бы вслед за материальным производством, стремилась к теоретическому объяснению принципов действия изобретенных человеком инструментов и машин, то теперь научные открытия приводят к появлению целых отраслей производства (автоматизированные линии, атомная промышленность, электронно-вычислительная техника).

Новейший этап научно-технической революции, ведущий к возникновению информационного общества, делает ненужными многие отрасли, характерные для индустриальной фазы развития. Современное производство получило новую технологическую базу, основанную на ресурсосберегающих и наукоемких технологиях (так называемых высоких технологиях).

Занятия наукой во всех развитых странах стали массовой профессией. Миллионы людей заняты производством и своевременной передачей знаний посредством информационных сетей к месту потребления — в университеты, производственные объединения, фирмы, государственные учреждения.

Одним словом, постиндустриальное общество — это общество, основанное на знании и информации, которые становятся условием динамичного и устойчивого развития экономики и всего общества. Естественно-научное знание по своей природе является ценностно-нейтральным.

Но XX век наглядно показал, для достижения каких бесчеловечных, варварских целей можно использовать величественные достижения науки. Общественные науки также прошли свой нелегкий путь. Классовая ангажированность нанесла им немалый ущерб, хотя для такой ориентации также были свои исторические оправдания.

Тенденции развития современного общества, как мы видим, требуют, с одной стороны, все большего взаимопроникновения науки и ценностей, а с другой стороны, признания за ними права на самостоятельное существование.

Наука все очевиднее утверждает себя в качестве самостоятельной сферы общественной жизни, что открывает перед ней неограниченные возможности для свободного развития. Но подлинная свобода предполагает ответственность. Поэтому современная наука и в выборе направлений исследований, и в формах применения научных результатов в значительной степени начинает все больше определять себя ценностными ориентирами, гуманистическими устремлениями, что далеко не всегда находит понимание во властных и военных структурах.

Ценностная сфера жизнедеятельности общества. Можно без преувеличения сказать, что научное знание стремительно проникает во все стороны жизни общества и самого человека. Но это «онаучивание» не должно вновь порождать сциентистской эйфории, веры в способность науки решить в будущем все сложнейшие проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией.

Наука не всемогуща, и не только потому, что она не разрешила еще множество загадок природы. Ведь далеко не все смысложизненные для человека проблемы могут вообще быть предметом анализа для бесстрастного аналитического ума ученого. Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе.

Оценочное суждение приводит в конечном счете к рождению ценности, которая может оказаться как с положительным знаком, так и с отрицательным (такие ценности именуются антиценностями, или ложными ценностями).

К одному и тому же явлению, скажем стремлению к богатству, наживе, может сложиться прямо противоположное отношение со стороны разных субъектов оценивающей деятельности. Чем они будут руководствоваться в том или в другом случае? Видимо, следует говорить, в самом общем плане, о целевой природе ценностей.

  • Для корабля, не имеющего цели, нет попутного ветра;
  • Человек, не имеющий сколько-нибудь ясных представлений о том, во имя чего он живет, остается, как правило, равнодушным к окружающим его людям, к исторической памяти, политическим институтам (парламент, выборы), к произведениям искусства и т;

В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной. С одной стороны — идеология, с другой — философия, искусство. Особняком стоит религия, которая может становиться на ту или иную сторону. В этом раздвоении ценностных систем заложена духовная движущая сила общественного развития.

  • Раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга;
  • Идеология есть совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп людей — слоев, сословий, классов, профессий или всего общества;

В последнем случае наиболее общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически.

  • Идеология, несомненно, есть духовное образование, поскольку в своем содержании она всегда выходит за границы повседневного, эмпирического опыта;
  • Но при этом создаваемая и работающая в обществе идеология имеет сугубо практическое назначение;

Она сплачивает всех людей, разделяющих основные положения идеологии, определяет их непосредственную мотивацию к конкретным делам и поступкам. Особую роль в обществе играет общенациональная и государственная идеологии, хотя они не всегда совпадают. Общенациональная шире государственной по содержанию.

  • Последняя включает в себя разветвленную иерархическую структуру ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандистской машиной, в известной мере буквально навязывается всем гражданам государства;

Без их сплочения в единую общность, без осознания ими своей принадлежности к государству оно просто не сможет существовать и развалится. Миллионные массы людей сознательно, а чаще неосознанно руководствуются в своей жизни идеологическими оценками. Это тот привычный мир жизненных смыслов и оценок (моральных, политических и экономических), в который оказывается погруженным бытие отдельного человека.

Выше уже было сказано, что в этой иерархической структуре не все ценности могут быть отнесены к собственно духовным. Есть жизненно важные потребности в еде, одежде, лекарствах, которые напрямую связаны с повседневностью.

Но в том-то и дело, что только при наличии высших духовных ценностей в самой идеологии все иные ценности обретают свое законное, должное место в системе пропагандируемых идеологией ценностей. Отсюда та колоссальная роль, которую играет духовный аспект идеологии в обществе.

Бездуховность — серьезная болезнь, которая поражала и продолжает поражать многие общества. Главным виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении, неважно чего — кино, развлечений, еды или одежды, то такая идеология будет создана профессионалами-идеологами.

Обычно говорят, что духовности никогда не бывает мало. Но духовные поиски высших идеалов, тем более в идеологии, не самоцель. Человек — существо еще и земное, и общественное. Поэтому стремление к гармоничному сочетанию в человеке природного, социального и духовного выглядит гораздо более привлекательным, чем предельно возвышенная духовность при недостатке в обществе элементарных материальных средств к жизни.

  1. Философия, искусство и связанные с ними другие виды духовной деятельности как раз и выполняют критико-рефлексивную функцию в обществе прежде всего по отношению к государственной идеологии или ее заменителям, хотя к этому не сводится их роль в общественной жизни;

Философия есть учение об общих принципах бытия и познания, она представляет собой рациональную форму обоснования и выражения ценностного отношения человека к миру. Философия вырабатывает наиболее общую систему взглядов общественного человека на мир и его место в нем.

Знакомство с философскими системами приобщает человека к коллективному опыту человечества, к его мудрости, как, впрочем, и заблуждениям, ошибкам, позволяет выработать созвучные его устремлениям идеалы, цели и ценности.

Специфика искусства заключается в чувственно-наглядном, образном освоении действительности, в отличие от теоретико-понятийного освоения, свойственного научному знанию. За многообразными социальными функциями философии и искусства нельзя не видеть их главной критико-рефлексивной функции.

  • Идеология, с одной стороны, философия и искусство — с другой, будучи духовно-практическими видами деятельности, как раз и позволяют, каждая по-своему, связать воедино все сферы жизни общества, в том числе научную теорию и материальную практику;

По мере развития сфер науки и материального производства место и роль ценностного освоения мира не только не понижается, но, напротив, возрастает. С этой точки зрения философия и искусство выполняют, говоря управленческим языком, функцию той обратной связи, которая занимается оценкой результатов деятельности общества под определяющим воздействием целей, сформулированных идеологией.

Особую роль в сфере ценностной деятельности играет религия. Способность человека к трансцендированию приобретает в ней особую форму. Духовность с религиозной точки зрения есть абсолютная, всеобъемлющая, надындивидуальная реальность.

Этот мир, составляющий подлинную основу жизни общества (а также природы), открывается только верующим. В отличие от философии, апеллирующей к разуму, исходное начало религиозного мировоззрения — вера. Верующий полностью находится внутри этой реальности, которая открывает ему вечные, неизменные нормы индивидуального поведения, принципы организации общественной жизни, то есть все, что называется общественно-нравственным идеалом.

  • В течение многих столетий религия стремилась реализовать свои цели и идеалы посредством аппарата государственной власти;
  • Превращение религиозного учения в господствующую в обществе систему ценностей, а тем более в государственную идеологию неоднократно приводило к появлению теократического государства;

Религиозные взгляды, которые навязываются силой государства, ведут к дискредитации религии, к отходу от нее широких масс населения. В светском государстве религия, как, впрочем, и философия и искусство, не должна быть орудием государственной власти и политики.

Каждое из них разрабатывает свою систему ценностей, свое воззрение на мир. Несмотря на нынешние трудности так называемого переходного периода, в современной России ценностная (прежде всего критико-рефлексивная) сфера общественной жизнедеятельности людей все больше утверждает себя в качестве особой всеобщей сферы.

Социальная сфера общества. Социальная сфера жизнедеятельности людей также выступает одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. Однако понимание ее сущностных сторон остается на сегодняшний день довольно запутанным и противоречивым, вызывающим большие споры.

Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы.

Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной. Социальная сфера — это сфера производства и воспроизводства человека.

Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства — научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий.

Социальная сфера — это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это — общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это — продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения. Если бы люди были совершенно одинаковыми по условиям своей жизни и уровню развития, то замена выбывших из общественной системы решалась бы весьма просто.

  • Недаром сегодня стали много писать о модульном человеке как массовом продукте современного западного общества;
  • Модульный человек обладает набором готовых свойств, и он может быть легко встроен в любую организацию массового распространения;

Но, как известно, реально живущие люди занимают в обществе самое разное положение по отношению друг к другу. Поэтому необходимо выяснить, каков реальный механизм воспроизводства человека в обществе в его всеобщих характеристиках. Три аспекта здесь представляются особенно важными: классовый, половозрастной и семейный.

  1. О классовом аспекте анализа социальной сферы в отечественной литературе последних лет почти перестали писать;
  2. Однако в той мере, в какой собственность, получение на ее основе дохода будут определять социальное положение собственника в обществе, остается в силе анализ классового расслоения общества и все вытекающие из него последствия;

Можно с полной уверенностью сказать, что отношения собственности, которые складываются между людьми в обществе по поводу средств производства и произведенных ими материальных благ, определяют способы распределения общественного богатства между людьми и особенности индивидуального потребления.

  1. В древних и средневековых обществах основу социального расслоения составляли касты и сословия, то есть официально закрепленные в той или иной форме привилегии для одних больших групп людей (дворянство) и ограничения для других групп (крестьянство);

Крестьянин не мог стать дворянином, а человек из касты «неприкасаемых» не мог стать полноправным общинником в индийской деревне. В обществе классического капитализма отчетливо выявилась экономическая основа деления общества на классы — буржуазию, то есть собственников, и пролетариев, не имеющих никакой собственности, кроме собственных рабочих рук.

  • Разительный контраст в социальном положении между ними породил многочисленные революционные выступления пролетариата, вплоть до идеи диктатуры пролетариата;
  • Впоследствии государство в капиталистических странах стало принимать действенные меры по перераспределению накопленных обществом богатств;

В современном обществе наряду с собственностью начинают играть огромную роль знания. Во всех странах и на всех этапах развития общества главной проблемой всегда являлось существование социального неравенства между людьми. Сложилось два альтернативных подхода к решению этой проблемы: предоставление каждому человеку равных возможностей для устройства своей жизни; успех или неудача является его личным делом, а не делом государственных организаций; предоставление государством каждому человеку определенного набора благ для создания ему более или менее достойной жизни в обществе, а остальное зависит от личных усилий, часто не поощряемых государством. Практика показала, что оба эти подхода в своих крайних проявлениях не приносят обществу пользу, вызывая, с одной стороны, чрезмерное его расслоение на богатых и бедных, а с другой — сильные уравнительные тенденции. Коллизия — личная свобода или социальное равенство — не имеет единого решения. В сегодняшних условиях речь должна идти о справедливом социальном неравенстве, когда все социальные слои, имеющие разное отношение к собственности, к накопленному обществом богатству, в основном согласны с тем, как распределяются между людьми эти богатства, как осуществляется доступ к ним со стороны различных социальных слоев и групп общества.

Но не только отношения собственности определяют особенности воспроизводства человека в обществе. Второй существенный аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности людей — это половозрастное деление общества.

Дети, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые и глубокие старики-пенсионеры по-разному включены в общественную жизнь. Одни еще несамостоятельны, другие — уже несамостоятельны. Потребности и интересы у этих возрастных групп разные, как и способы их удовлетворения.

В этой связи возникают различные проблемы взаимоотношений между поколениями, и одна из граней этих проблем — социальная. Эгоистические устремления части молодежи к обладанию такими материальными благами, которые мало связаны с ее реальным вкладом в рост общественного богатства, вызывают негативную реакцию со стороны взрослых поколений.

Особое место занимает проблема социального равенства мужчины и женщины в обществе. Массовое вовлечение женщин в трудовую деятельность наравне с мужчинами оборачивается для общества огромными потерями прежде всего в ослаблении семейного уклада жизни. Двойная нагрузка на женщину — на работе и дома — приводит к сокращению рождаемости, к отсутствию должного контроля со стороны родителей за поведением детей и т.

Третий важнейший аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности общества — семья как малая социальная группа. Она занимает особое место в социальной структуре общества. Здесь складываются биосоциальные отношения между мужем и женой, связанные с продолжением человеческого рода.

Размеры семьи и внутрисемейные отношения существенно зависят от материальных условий жизни. Крестьянская семья являлась фактически трудовой ячейкой в сельской общине. Современная городская семья, как правило, лишена трудовых функций. Семейная жизнь, быт — это место, где человек восстанавливает свои силы к труду, к творчеству.

Впрочем, новейшие тенденции в развитии производства, особенно научной, информационной деятельности, вызывают появление различных форм трудовой занятости членов семьи на дому. Сегодня можно работать на фирму, не выходя из дома.

Для этого достаточно иметь компьютер. Это — новое явление в семейной жизни, и оно получает неоднозначную оценку. Анализ социальной сферы раскрывает механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.

  1. Социальные слои и группы людей по мере осознания своего положения в обществе стремятся изменить его, особенно если считают себя обойденными, а сложившуюся ситуацию — несправедливой;
  2. Механизмы ее изменения располагаются в сфере управления общественными процессами;

Сфера управления общественными процессами. Сфера управления обществом как активно функционирующей и развивающейся системой является еще одной всеобщей сферой жизнедеятельности людей. Причем здесь имеется в виду не только согласование различных форм человеческой деятельности, многообразие общественных процессов, но и управление взаимодействием всего общества с окружающей его внешней средой.

  • Из каких элементов состоит целостный процесс управления системой? Прежде всего — власть как субъект управления;
  • Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целей для всего общества;

Эти решения принимаются некоторой группой лиц от имени общества или уполномоченных самим обществом. Они обязательны к исполнению, для чего у власти есть необходимые средства. Принятые решения затем переводятся на язык конкретных практических действий. Управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности (объекты управления), в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью.

Управление невозможно без наличия обратной связи, то есть получения информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты. Наконец, в обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов, чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью решения.

Центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью выступает субъект управления — власть. За исключением первобытного общества на всех последующих ступенях развития общества субъектом управления является государство, государственная власть.

  1. Обычно понятие государства употребляется в двух смыслах;
  2. Государство есть отдельный социальный организм;
  3. От другого социального организма его отделяет государственная граница;
  4. Но поскольку главное в государстве — это власть, то под ним подразумевают также устройство властных структур в стране или форму государственного устройства;

В литературе существуют различные классификации этих форм. Еще древние мыслители выделяли четыре формы государственного устройства — демократию, охлократию, тиранию, аристократию. В настоящее время наибольшее значение имеет деление государств на республику, монархию (абсолютную или конституционную), тиранию и деспотию.

С точки зрения идеологии можно разделять государства на теократические и идеократические. Государство как социальный организм и как власть исторически появляется на стадии разложения первобытного общества и становления раннеклассового общества.

С этой поры в обществе в той или иной мере начинает существовать политика, политическая жизнь. Политика связана с борьбой в обществе различных групп и слоев населения, имеющих разные интересы, за реальное участие в выработке и принятии государственных, властных решений, или, по крайней мере, за влияние на содержание этих решений.

Однако вплоть до начала Нового времени (XVII век) и появления раннекапиталистического общества только в отдельные периоды истории наблюдалась сколько-нибудь развитая политическая жизнь (Древние Греция и Рим).

В восточных империях деспотического типа политическая борьба сводилась к заговорам, тайным интригам, убийствам и переворотам. Полноценная политическая система западноевропейских стран складывалась на протяжении столетий в ходе отделения общества как свободной деятельности людей от государства.

Другими словами — в результате становления демократического правового государства и гражданского общества. Следствием такого отделения и явилось возникновение и устойчивое существование различных организаций — политических партий, союзов, движений, которые выступают основным звеном связи между государственными органами власти и основной массой населения.

Многие ученые правомерно утверждают, что в идеале демократическое государство есть государство, основанное на общественном мнении. Общественное мнение есть отношение массового сознания к тому или иному социально значимому событию на какой-то момент времени.

  • Оно и выступает практическим звеном в той самой обратной связи между объектом управления — народом и властью, народом, который и оценивает полученные в обществе результаты, степень их отклонения от первоначально поставленных целей;

Нынешние даже самые продвинутые в демократическом отношении государства Западной Европы и США далеки от идеала. Но тем не менее в их структуре управления обществом общественное мнение играет далеко не последнюю роль. В государствах, далеких от демократических принципов управления и власти, обратная связь от объекта управления к субъекту управления, то есть от народа к власти, бывает весьма затрудненной, а порою вообще может отсутствовать.

Ведь проблема обратной связи состоит в том, что информация о процессах, реально происходящих в толще народа, должна идти по другим каналам связи, чем властные распоряжения, идущие сверху вниз, от высших органов власти до рядового исполнителя.

Если в обществе отсутствует сколько-нибудь свободное выражение мнения, отсутствует общественная мысль в форме публицистики, литературной критики, открытых выступлений интеллигенции, то власть фактически оказывается без достоверной информации о результатах своей деятельности.

Это обстоятельство приводит к резкому снижению эффективности управления, особенно в условиях, когда государство стремится направить общество по пути ускоренного развития. В конечном итоге власти теряют контроль за происходящими процессами в обществе и наступает управленческая катастрофа, вызывающая огромные революционные потрясения.

В демократически устроенном обществе вмешательство государственной власти в ход экономических и других процессов строго ограничивается правовыми законами, которые принимает парламент или другой законодательный орган власти. В связи с усложнением современного общества, ростом численности населения, разнообразных форм объединения людей и отношений между ними во всем мире наблюдается рост самоуправленческих тенденций.

Самоуправление, то есть управление со стороны организаций, выведенное за рамки государственной административной власти, давно уже является нормой во многих странах мира, особенно в малых городах, в сельской местности, в производственных и научных организациях, в творческих объединениях.

Масштабы участия государственной власти в различных сферах общественной жизни зависят от конкретных обстоятельств и, разумеется, от состояния и особенностей этой сферы. Государство может по-разному воздействовать на производителей (от налоговых льгот до прямого вмешательства) с целью склонить их к выпуску современной и конкурентоспособной продукции.

Государство, как правило, крайне заинтересовано в развитии перспективных направлений в науке. Политическая жизнь в современном обществе приобрела широкие масштабы и разнообразные формы. Самые различные партии и политические организации пытаются уловить настроение тех или иных слоев населения, завоевать к себе доверие, стать их представителями прежде всего в законодательных органах власти.

Государственная власть тоже пытается повлиять на поведение и настроение населения, на общественное мнение. Общественное мнение оказывается на пересечении государственных и партийно-политических интересов и целей. Решающую роль здесь призваны играть средства массовой информации.

От них в первую очередь зависит, смогут ли народ и власть договориться или, точнее, постоянно корректировать ближайшие и более отдаленные цели развития общества. Корректировать так, чтобы общество эффективно управлялось и постоянно добивалось роста качества и уровня жизни людей.

Чтобы выполнить эту роль, средства массовой информации должны быть независимыми. К сожалению, сегодня их деятельность во всех странах оценивается скорее негативно, чем позитивно. Современная цивилизация вступила в последние десятилетия в новый этап своего развития, получивший название информационного общества.

Но появление компьютерной техники в массовых масштабах, возникновение локальных и мировых сетей, космических средств связи и т. демонстрируют формирование новой материально-технологической фазы общества, на которой могут возникнуть различные новые социальные организмы.

В ходе становления информационного общества сталкиваются и борются две тенденции в использовании информационной техники и информационных возможностей для более эффективного управления обществом. С одной стороны, многое делается для того, чтобы современное западное общество превращалось не просто в массовое общество, а в общество массового информационного манипулирования человеческим сознанием.

Основная задача здесь — добиться жесткого программирования выбора, который должен делать человек в конкретных ситуациях. Потребительский выбор, идет ли речь о политике или поп-звезде, о вещах или идеях, оказывается единственным творческим актом свободы человека.

Люди в обществе массовой манипуляции все больше перестают жить в подлинной истории, быть ее участниками и вершителями. Они начинают жить в выдуманном, иллюзорном мире, который тщательно планируется и создается средствами массовой информации, особенно телевидением.

  • Если же событие, политик, идея оказались незамеченными телевидением, они как бы и не существуют в реальной действительности;
  • Массовому сознанию они остаются неизвестными;
  • Другая тенденция, также пробивающая себе дорогу в современном мире, представлена в виде первых ростков возникающего коммуникативного общества, то есть общества, основанного на различных формах свободного общения людей между собой;

Одним из создателей теоретической модели коммуникативного общества стал немецкий ученый Ю. Хабермас. Он полагает, что между властью, государственно-политическими структурами и частной сферой гражданской жизни (предпринимательством, семейной жизнью и т. ) должны располагаться автономные, самодеятельные объединения граждан.

  • Цель деятельности этих объединений — достижение взаимопонимания и согласия между различными социальными слоями в обществе;
  • Средством их достижения выступает непрерывный диалог, непрерывное общение людей, взаимный обмен информацией, аргументами в пользу своей точки зрения, выслушивание иных мнений;

Причем все стороны, участвующие в диалоге, исходят из намерения достигнуть согласия. Эта концепция перекликается в своих выводах со взглядами ряда религиозных философов (Н. Бердяев, М. Бубер, Ж. Маритен и др. ), которые также стремились к соединению принципа личности как высшей ценности с принципом братской общности людей веры.

  1. Борьба двух указанных тенденций пронизывает все сферы и стороны общественной жизни на Западе;
  2. Что касается современной России, то системный кризис, разразившийся в ней в 90-е годы, ставит под сомнение возможность достижения сколько-нибудь эффективного управления общественными процессами в ближайшем будущем;

Пока же российское общество находится в сильно деструктированном состоянии брожения, столкновения разнородных фрагментов и осколков общественной жизни, принадлежащих к разным временам и эпохам.

Что включает в себя духовная сфера жизни?

Духовная сфера – это сложная система, которая представляет собой взаимоотношения между людьми, отражаемые в морально-нравственном представлении. Включает в себя духовная сфера такие элементы, как культура, религия, мораль, искусство и другие. Иначе говоря, духовная сфера является культурной частью жизни человека, которая позволяет ему развиваться нравственно. Произведения культурной сферы – это картины, книги, передаваемые устно легенды и другие предметы искусства, которые имеют большое значение для общества.

Что такое сфера жизни?

Сферы жизни человека — это разные направления деятельности, которым люди уделяют внимание в течение жизни. — Попытки систематизировать состав этих сфер неизменно наталкиваются на субъективное восприятие жизненных приоритетов каждого исследователя. И это вполне естественно.

Есть также такое понятие, как колесо баланса, через которое некоторые авторы связывают сферы жизни человека в единое целое в попытках найти их баланс и золотую середину. Но любая попытка сделать универсальную модель, подходящую для каждого человека, обречена.

Дело в том, что у каждого свои приоритеты и свое представление о том, какие сферы жизни должны развиваться, а какими можно пожертвовать. И это решение целиком и полностью зависит от того, каким человек видит своё будущее и свою позицию в нём. Поэтому невозможно навязать всем чьё-то видение того, как должен выглядеть жизненный баланс человека.

  • Чтобы ваша жизнь и ваши планы зависели только от вас необходимо разработать личную стратегию;
  • Мы изучали различные методологии, призванные достичь баланса в жизни человека, и выяснили, что сама идея сбалансированности противоречит динамике и самой природе;

Мы решили разобраться в этом вопросе подробнее и в этой статье, созданной на базе одного из уроков курса по разработке личной стратегии, представляем вашему вниманию инновационную методику самооценки по 20 сферам жизни.

Что такое сфера простыми словами?

Смотреть что такое «СФЕРА» в других словарях: —

    СФЕРА — (греч. sphaira шар). 1) твердое тело, в котором все точки поверхности одинаково отдалены от внутренней точки, называемой центром шар; изображение земли в виде глобуса. 2) часть пространства, в котором планета совершает свой путь. 3) в фигуральном … Словарь иностранных слов русского языка СФЕРА — жен.

    • , греч;
    • шар, шарообразное тело или пустота, или изображенье его на бумаге; в приложении к небесным телам: шар обращаемый на оси своей, представляющий землю нашу, или небесную твердь, с означеньем всех воображаемых кругов;

    Армилярная сфера,… … Толковый словарь Даля сфера — ы, ж. sphère f. <гр. sphaira. геом. Замкнутая поверхность, все точки которой одинаково удалены от одной точки (центра /. БАС 1. | перен. Сфер десять пролетев воздушных, Узрел вдали питейный дом. Наумов Ясон. // Ирои комич. поэма 560. … … Исторический словарь галлицизмов русского языка СФЕРА — сферы, жен.

    [греч. sphaira шар]. То же, что шар (мат. перен. Область, место, пределы, в к рых существует, действует, развивается, применяется что н. (книжн. «Смотря по свойству поэтического таланта и по степени его выработанности, сфера … Толковый словарь Ушакова СФЕРА — СФЕРА, ы, жен.

    Область, пределы распространения чего н. деятельности. влияния. Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах). Замкнутая поверхность, все точки к рой равно удалены… … Толковый словарь Ожегова сфера — См. область … Словарь синонимов Сфера — (Хабаровск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Переулок Дежнева 15, Хабаровск … Каталог отелей -сфера — сфера компонент сложных слов, означающих: 1) одну из оболочек планет и звёзд: астеносфера атмосфера барисфера биосфера геосфера гетеросфера гидросфера гомосфера ионосфера литосфера магнитосфера мезосфера стратосфера субстратосфера… … Википедия СФЕРА — (от греч.

    • sphaira шар) 1) область действия, пределы распространения чего либо (напр;
    • , сфера влияния);
    • 2) Общественное окружение, среда, обстановка … Большой Энциклопедический словарь СФЕРА — замкнутая поверхность, все точки которой одинаково удалены от одной точки (центра сферы);

    Отрезок, соединяющий центр сферы с какой либо ее точкой (а также его длина), называется радиусом сферы. Площадь поверхности сферы S=4?R2, где R радиус сферы … Большой Энциклопедический словарь

Что объединяет социальная сфера?

Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека — от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально -классовых и национальных отношений.

Какая самая важная сфера жизни общества?

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни. Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Какие отрасли называют социальными?

Социальная сфера – это совокупность отраслей, обслуживающих базовые социальные потребности населения: образование детей и взрослых, медицинское сопровождение, культурный и спортивный досуг, социализация молодёжи и т. К социальной сфере относится всё, что обеспечивает жизнедеятельность человека.

Что такое социальная сфера 6 класс?

Важными элементами социальной сферы общества являются различные социальные группы (семья, школьный коллектив, нация и другие). Любой человек входит в состав самых различных групп, которые могут возникать на основе родства, схожих интересов, профессиональной деятельности и т.

  1. Люди могут объединяться для совместной деятельности, чтобы быстее решить важные вопросы или добиться большего результата;
  2. На социальную деятельность людей оказывает влияние взаимодействие внутри групп и между группами;

Обрати внимание! В социальной группе происходит формирование личности человека, когда он реализует свою потребность в самовыражении. Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру.

Ключевым понятием социальной сферы общества является социальная структура. Существует широкое и узкое понимание социальной структуры общества. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным жизненно важным признакам.

Социальная структура в узком смысле слова — это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоёв и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической эпохе свойственна своя социальная структура как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. В социальную структуру общества входят:

    социальные группы; социальные классы; социальные слои; социальные страты.

Группа — совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь, воспринимаемая другими как некое сообщество. Классы — большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.

Социальные слои — это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса.

Страта — социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру — тип профессии, уровень дохода и т. Социальную сферу общества можно представить ещё в двух смыслах: В широком смысле социальная сфера — это совокупность организаций, учреждений, отвечающих за благосостояние населения.

В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь. В этом значении охватываются все слои общества. В узком смысле социальная сфера подразумевает только социально незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеров, инвалидов, безработных, малообеспеченных, многодетных, органы социальной защиты и социального обеспечения.

В этом значении к социальной сфере относятся, как правило, беднейшие слои общества.

Кто такие работники социальной сферы?

Самые распространенные — По мнению экспертов по трудоустройству, наиболее распространенными и актуальными являются такие специальности:

    Социальный работник. Так называют сотрудников, в обязанности которых входит оказание помощи пенсионерам, детям, инвалидам, кризисным семьям с целью улучшения условий их быта и правовой защиты. Услуги клиенты могут получать как в учреждении, так и непосредственно на дому. Соцработники могут консультировать граждан по разным вопросам, помогать по хозяйству, покупать медикаменты и продукты.

    1. Социальный педагог;
    2. Деятельность этого работника заключается в оказании помощи, направленной на социализацию ребенка в обществе, его адаптацию к жизненным условиям;
    3. Специалист может выявить проблемы в развитии подростка и своевременно принять меры по их устранению, он также работает с семьями (биологическими или приемными), консультируя их по вопросам воспитания детей;

    Трудится в школах или в других государственных и коммунальных учреждениях. Специалист органа опеки и попечительства. Он занимается защитой интересов и прав детей, а также людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, недееспособных и инвалидов.

    1. В его функции также входит контроль над попечителями и опекунами, профилактическая работа с несовершеннолетними во избежание совершения ними правонарушений;
    2. Социолог;
    3. Эта профессия не связана непосредственно с оказанием помощи гражданам, но ее представители во многом формируют государственную политику в социальной сфере;

    Ученые и специалисты изучают процессы, происходящие в обществе, актуальную проблематику, волнующую людей в целом и отдельные категории граждан в частности. Исследования могут проводиться по заказу государства или других структур, результаты принимаются во внимание при принятии управленческих решений.

Сейчас появляются новые направления, связанные с работой с людьми. На рынок труда выходят специальности, которые совсем недавно называли профессиями будущего.

    Геронтолог. Специальность ориентирована на решение проблем пожилых граждан, которых с каждым годом становится все больше. Представители этого профиля помогают людям лучше понять и безболезненно принять возрастные изменения, приспособить к ним свою жизнь. Геронтологи проводят консультирование по наиболее важным вопросам: состояния здоровья, сохранение двигательной и мозговой активности, правильное питание, личная гигиена.

    • Специалист по адаптации мигрантов;
    • Активное перемещение населения – один из признаков современного мира;
    • Люди, прибывающие в Россию из-за рубежа на постоянное место жительства или на работу, часто не готовы к местным реалиям, укладу жизни и традициям;

    Государству нужны рабочие руки, поэтому разрабатываются программы поддержки мигрантов во время их пребывания в нашей стране. Медиатор социальных конфликтов. В условиях многонациональности и многоконфессионности регулярно возникают проблемы в отношениях между отдельными личностями или группами людей.

    1. Имущественное расслоение общества и исчерпаемость природных ресурсов только усугубят конфликты, для разрешения которых будут необходимы посредники;
    2. Специалист по адаптации инвалидов посредством Internet;

    В некоторых вузах уже опробовали программы по этому профилю. Подготовленные сотрудники через различные каналы интернет-связи будут помогать людям с ограниченными физическими возможностями найти себя в этом мире. Психологическая поддержка, советы по организации полноценной жизни, поиск удаленной работы – лишь малая часть вопросов, которыми они будут заниматься.

Перечисленные профессии сейчас находятся в процессе своего становления, однако их необходимость с каждым годом становится все более очевидной.