В Чем Суть Программы Доступная Среда?

В Чем Суть Программы Доступная Среда
«Доступная среда» — это социальная программа, направленная на создание полноценных условий для интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в общественную жизнь. Она стартовала в 2011 году и сегодня набирает обороты. Основной целью программы является обеспечение максимального комфорта для инвалидов путем создания доступной среды для них. Она предполагает адаптацию объектов общего пользования, разработку проектных решений строительства и реконструкции общественных объектов, сооружений и прилегающей инфраструктуры с учетом требований доступности для людей с ограниченными физическими возможностями.

Сколько этапов включает программа Доступная среда?

Продление программы «Доступная среда» до 2025 года — Первоначально государственная программа «Доступная среда» разрабатывалась на 2011-2015 годы, ставились задачи определить объекты, которые в приоритетном порядке необходимо превратить в доступные для инвалидов. Государственная программа «Доступная среда» на 2020-2025 годы достаточно объёмна и ответственным за исполнение программы является Министерство труда и социальной защиты РФ, а также 14 министерств и ведомств, являющихся соисполнителями:

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Министерство связи и массовых коммуникаций РФ
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Фонд социального страхования РФ
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
  • Министерство промышленности и торговли РФ
  • Министерство транспорта РФ
  • Министерство финансов РФ
  • Министерство спорта РФ
  • Министерство культуры РФ
  • Пенсионный фонд РФ
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Федеральная служба государственной статистики

Государственная программа «Доступная среда» на 2020-2025 годы ставит перед собой цели : создать правовые, экономические и институциональные условия, способствующие интеграции инвалидов в общество, а также повысить уровень их жизни. Задачи программы:

  • создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству
  • обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Подпрограмма «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг» является основополагающей и максимально обширной. Ответственным исполнителем подпрограммы выступает Министерство труда и социальной защиты РФ, 9 министерств и ведомств помогают реализовывать комплексный подход и взаимодействие в создании доступной среды. Её главными направлениями работы являются:

  • повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми
  • оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта

Что такое карта доступности?

«Карта доступности» – это инновационный проект Фонда «Единая страна». Проект призван помочь людям с инвалидностью найти места, где они смогут заниматься паралимпийскими видами спорта, а также предоставить им информацию о находящихся неподалеку доступных объектах городской инфраструктуры. Уникальность проекта «Карта доступности» в том, что впервые карта доступных объектов будет составлена на основании данных, поступивших от жителей российских городов.

Какие ресурсы необходимы для формирования доступной среды?

Терскова Светлана Геннадьевна Сибирский государственный индустриальный университет кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Аннотация На сегодняшний день отсутствует четкое определение механизма формирования доступной среды.

Поэтому данная статья посвящена анализу основных компонентов механизма доступной среды для инвалидов. В работе представлен комплекс проблем, сдерживающих формирование доступной среды и пути решения данной проблемы.

Tereskova Svetlana Gennad’evna Siberian state industrial University candidate of sociological sciences, associate Professor of social and humanitarian disciplines Abstract Today, there is no clear definition of the mechanism of formation of the accessible environment.

Therefore, this article analyses the main components of the mechanism accessible environment for disabled people. The paper presents a set of problems hindering the formation of the accessible environment and the ways of solving this problem Библиографическая ссылка на статью: Терскова С.

Механизм формирования доступной среды для инвалидов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human. snauka. ru/2015/07/12062 (дата обращения: 02. 06. 2022). Проблема создания доступной среды жизнедеятельности уже на протяжении многих десятилетий является одной из самых актуальных для всего мирового сообщества.

  1. В России тема создания безбарьерной среды получила особую приоритетность лишь в последние десятилетия;
  2. В настоящее время в российском обществе пока не сложился четкий устойчивый механизм формирования доступной среды для маломобильных категорий населения, обеспечивающий реализацию всех прав и свобод людей с ограниченными возможностями здоровья;

Проблематику доступной среды исследуют ученые, среди них Н. Антонова, О. Баркунова, Л. Билалова, О. Иванова, М. Максимова, С. Орлов, А. Шакирова, Е. Ярская-Смирнова и другие. На сегодняшний день используют различные понятия, характеризующие комфортную среду обитания для инвалидов доступная среда, безбарьерная среда, универсальный дизайн, инклюзивная среда и др.

Попытаемся рассмотреть каждый из них. Доступная среда – это такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту.

Например, в Своде правил по проектированию и строительству зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, доступность определяется как свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой.

  • Конвенция ООН «О правах инвалидов» дает следующую трактовку понятия доступности как необходимой предпосылки для социальной интеграции и реализации прав человека: «… важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами»;

Таким образом, исходя из представленных определений, доступной является такая среда, которая создает условия для свободного перемещения, комфортного функционирования, успешной реабилитации и самореализации гражданина. В широком аспекте термин доступная среда включает комфортную городскую инфраструктуру, доступные услуги, доступность связи, толерантность со стороны населения, возможность для инвалида использовать любой транспорт, обучаться, заниматься трудовой деятельностью, беспрепятственно посещать культурные, образовательные, спортивные, медицинские и иные массовые учреждения.

Термин безбарьерная среда является синонимичным термином доступной среды, но исходя из формулировки первого термина, мы акцентируем свое внимание, прежде всего, на присутствии «барьеров». Барьеры бывают физические и нефизические, в первом случае – это ступеньки, узкие проходы, высокие бордюры, ямы и голдобины на тротуарах и т.

Эти барьеры можно преодолеть посредством обустройства пандусов, установкой поручней, частичной реконструкцией зданий и сооружений. Обратим внимание на термин «механизм формирования доступной среды». В целом, под механизмом принято понимать внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие.

  • В социологическом словаре социальных механизм – взаимодействие социальных структур, норм, институтов, образцов поведения и т;
  • , посредством которого обеспечивается четкое функционирование социальной системы;

Идея обращенности к доступной среде, и к механизму исправления ее качеств, впервые была выдвинута К. Линчем в работе «Образ города». Интерес представляет идея о создании механизмов связи между проектировщиками, пользователями и средой, служащей объектом деятельности.

Актуальность создания таких механизмов связи усиливается, если речь идет о людях, имеющих особые потребности к качеству и характеру городского пространства. Из-за позиции социального меньшинства их потребности часто игнорируются.

Обеспечение доступности создает предпосылки для реализации потенциала инвалидов и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства. По мнению автора, механизм формирования доступной среды включает учреждения, ресурсы, средства разработки и проведения политики доступности, правовые регуляторы, направляющие формирование безбарьерной среды, а также формы и методы их контроля.

  1. Данный механизм формируется на базе политики доступности – системе непрерывных мероприятий, осуществляемых на основе единой стратегии и заинтересованности всех субъектов политики, и осуществляется на различных территориальных уровнях;

Постараемся подробнее разобрать все компоненты механизма. Формирование доступной среды является обязанностью федеральных, региональных и местных органов власти. Законодательство РФ обязывает власти формировать и реализовывать районные и городские программы по обеспечению доступности объектов городской инфраструктуры.

В условиях децентрализации формирование политики доступности на местном уровне имеет приоритетное направление. Обратим внимание на сеть учреждений, участвующих в решении проблем по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов.

Она представлена различными ведомствами на муниципальном уровне: комитет градостроительства и земельных ресурсов, комитет социальной защиты, комитет ЖКХ, управление дорожно-коммунальным хозяйством и благоустройства, комитет по физической культуре и спорту, комитет по делам молодежи, комитет образования и науки, управление здравоохранения, управление по транспорту и связям, общественные организации инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС).

  • Например, комитет градостроительства и земельных ресурсов выступает первичным звеном в формировании доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Он осуществляет выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию зданий и сооружений;

К сожалению, мы можем наблюдать, что дома, которые недавно построены, в полной мере не соответствуют принятым нормам доступности. Возможно, это связано с недоработкой законодательной базы или с отсутствием заинтересованности со стороны работников служб.

Для осуществления активной деятельности представленных подразделений и организация по формированию доступной среды необходимы ресурсы: нормативно-правовые, материально-технические, информационные, финансовые, кадровые.

Нормативно-правовые ресурсы – документы, которые принимаются на уровне предприятия или подразделения, отражающие приоритетность и важность доступной среды и обязывающие ее исполнение. Материально-технические и информационные ресурсы представляют собой конкретные материальные приспособления и услуги, обеспечивающие комфортное перемещение и информированность маломобильных граждан.

Сюда можно отнести знаки доступности (информационные и предупреждающие), контрастную маркировку, мнемосхемы, информационные табло и таблички, звуковые маяки и информаторы, систему навигации, телефоны с крупными кнопками, видеоувеличители, бегущие строки, столы с микролифтом, информационные системы, FM-системы, информационные терминалы, оформление стоянок для инвалидов и др.

Читайте также:  Кто Может Получить Социальную Помощь?

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата двери с автоматическим открыванием, реализация системы вызова помощника, противоскользящие покрытия, мобильные и лестничные подъемники и др. Наиболее оснащенными материально-техническими и информационными ресурсами доступности являются крупные российские города (Москва, Санкт-Петербург), в остальных городах столь существенных изменений с постсоветского периода не наблюдается.

  • Финансовые ресурсы являются наиболее важными и дефицитными в современных условиях кризиса;
  • Финансирование мероприятий по созданию доступной среды на сегодняшний день осуществятся в основном за счет бюджетных средств и в рамках реализации программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг;

Общий объем финансирования программы составляет 452749,5 тысяч рублей. Финансирование распределено по приоритетным сферам жизнедеятельности:

  • социальная защита (63213,0 тыс. рублей);
  • культура (33810,0 тыс. рублей);
  • спорт (30041,6 тыс. рублей);
  • образование (117765,0 тыс. рублей);
  • транспорт (82889,0 тыс. рублей);
  • охрана здоровья населения (30700,0тыс. рублей);
  • труд и занятость (81880,9 тыс. рублей);

информация и связь (12450,0 тыс. рублей). Учитывая большой объём работы и материальных затрат, финансирования катастрофически не хватает, что обязывает искать дополнительные средства для создания доступной среды (спонсоры, налоговые послабления для работодателей и т. Без кадровых ресурсов, специалистов в области «доступной среды» очень трудно «построить» доступную среду, ведь необходимо, чтобы специалист был квалифицирован в данной сфере.

В последние годы в России проводятся курсы повышения квалификации и семинары для представителей социальных, архитектурно-строительных и транспортных подразделений региональных и муниципальных органов власти, учреждений социального назначения с целью их обучения в области эффективного развития доступной среды для людей с инвалидностью в России.

Однако специалистов, прошедших подобное обучение очень мало. К средствам формирования политики доступности можно отнести все формы СМИ, рекламные продукты, конкурсы тематических проектов, конференции, выставки специального оборудования, дополнительные образовательные программы по безбарьерной среде и др.

Одним из важнейших компонентов формирования доступной среды являются правовые регуляторы – совокупность определённых норм , законодательных актов, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в сфере доступной среды жизнедеятельности.

Они регламентируют и направляют формирование доступной среды и отношения во взаимодействии с инвалидами. Выделяют следующие уровни правовых регуляторов:

  • Первый уровень – это учредительные акты, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции международных организаций;
  • Второй уровень – это юридические акты федерального значения, включая федеральные законы, указы Президента и правительства Российской Федерации;
  • Третий уровень – деятельность региональных и муниципальных учреждений, которые руководствуются законодательными актами высшего уровня и нормативно-правовыми документами субъектов РФ.

На данный момент в России активно формируется политика доступности окружающей среды, что нашло свое отражение в ряде принятых нормативных документов и социальных программ на различных территориальных уровнях. 3 мая 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В результате наша страна взяла на себя обязательства выполнять положения Конвенции, направленные на обеспечение полного участия людей с инвалидностью в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества.

Первым нормативным документом РФ, в котором были четко освещены права инвалидов в вопросах доступности прав и услуг стал указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г.

Существует ряд других федеральных законов, которые направлены на формирование доступности окружающей среды для инвалидов. Среди них: Конституция РФ, ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г.

  • № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др;
  • Настоящим прорывом в политике доступности стало принятие программы «Доступная среда»;
  • В 2011 году Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Доступная среда», которая рассчитана на 2011 – 2015 гг;

Данная программа направлена на формирование к 2015 году условий, которые бы обеспечивали равный доступ инвалидов, наравне с другими людьми, к физическому окружению, транспорту, информации и связям, а также объектам и услугам открытым для населения. Основные ожидания от программы: во-первых, повышение уровня и качества жизни, уровня конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, эффективность их реабилитации за счет повышения доступности объектов социальной инфраструктуры; во-вторых, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов всех уровней на решение проблем инвалидности и инвалидов посредством внедрения унифицированных подходов, а также использование создаваемой информационной базы данных; в–третьих, повышение инвестиционной привлекательности производств товаров и услуг для инвалидов, развитие товаропроизводителей и рост конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг; в-четвертых, интенсификация процесса формирования доступной среды в стране, включая общероссийские общественные организации.

27 октября 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ №2136-р «О продление до 2020 года срока реализации государственной программы «Доступная среда». Для того, чтобы среда для инвалидов была доступной, необходимо при проектировании зданий и сооружений учитывать потребности людей с ограниченными возможностями.

В результате был принят нормативный документ «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» утвержденный Постановлением Госстроя РФ от 16. 07. 2001 года №70. Среди строительных норм и правил по формированию доступной среды можно выделить два наиболее важных: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-102-2001 Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам.

  • В настоящее время все нормативные документы в области технического регулирования (в том числе проектирования и строительства) делятся на две категории: обязательные и добровольные;
  • Среди обязательных СНиП 35–01–2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;

Разделы 3 (пункты 3. 1–3. 37, 3. 39, 3. 52–3. 72), 4 (пункты 4. 1–4. 10,4. 12–4. 21,4. 23–4. 32). , СНиП 31–06–2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 3 (пункты 3. 1–3. 13, 3. 15–3. 20, абзац первый пункта 3. 21, пункты 3. 22–3. 25), 4,5 (пункты 5. 1–5. 19,5. 30–5. 32, 5. 34–5. 40),7–9. К сожалению, стандарты и правила, не включённые в этот Перечень, не являются обязательными.

Из всех имеющихся сегодня нормативных документов в сфере обеспечения доступности (включая новые актуализированные редакции старых) только некоторые части СНиП 35–01–2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв.

Постановлением Госстроя РФ от 16. 07. 2001 г. №73) является обязательным для исполнения [5, C. 8]. Поэтому строители могут на законных основаниях не учитывать интересы инвалидов. В России в отличие от европейских государств [7, C. 40], ответственность за исполнение законодательства и оказание социальной поддержки и защите прав инвалидов ложится на структуры, занимающиеся проблемами незащищенных категорий населения (учреждения социальной защиты населения), остальные структуры выпадают из этого процесса.

Да и сама идеология формирования безбарьерного городского пространства предполагает, что отношения «инвалид-среда-общество» строятся так, что изменяться должны последние, а не наоборот, как это было принято считать долгие годы [7, C.

44]. Россияне, посетившие США отмечают абсолютную доступность окружающей среды, возможность всегда и везде попасть в любое здание и комфортно передвигаться по городу. Данный опыт подтверждает, что человека делает инвалидом несовершенство окружающей среды.

В 1991 г. в США был принят Акт о гражданах-инвалидах, который гарантировал возможность доступа людей с инвалидностью ко всем объектам жилой, социальной и транспортной инфраструктур, а также объектам коммуникации.

В результате было создано специальное агентство, которое следило за выполнением принятого Акта, в случае нарушений к виновникам применялись санкции, вплоть до судебного разбирательства. Коммерческие структуры, вкладывающие собственные средства в создание условий архитектурной доступности для инвалидов, получили возможность вывести потраченные на это суммы из налогооблагаемой базы [8, C.

25]. Подобный опыт практикуется и в российских городах, но среди работодателей нет особой заинтересованности, что связано с недоступностью городской среды, отношенческими барьерами и пассивностью населения.

Периодом активного внимания к инвалидам за рубежом были 1983 -1992 годы названные десятилетием инвалидов. Положительные результаты по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов были в тех странах, где инициаторами создания доступной среды были инвалиды.

На сегодняшний день программный подход формирования доступной среды является самым актуальным и самым действующим, так как ставит между собой большое количество целей, которые непременно нужно достичь совместными усилиями.

Контролирующим элементом механизма формирования доступной среды являются формы и методы контроля. Сюда можно отнести проведение социологических исследований (социологическое сопровождение), независимых экспертиз зданий со стороны общественных организаций инвалидов и иных учреждений, паспортизация зданий и сооружений и др.

  1. Таким образом, на сегодняшний день в России осуществляется институционализация механизма формирования доступной среды для маломобильных категорий населения;
  2. Комплекс предпринятых мер нацелен на то, чтобы сделать окружающую среду комфортной и удобной для всех людей;

Последовательно проводится работа, которая направлена на социальную защиту инвалидов, а также улучшение их социального положения, повышения доходов и улучшение качества жизни [4, C. 15]. Программный подход формирования доступной среды спровоцировал нарастание интереса со стороны научного сообщества и чиновников в вопросах создания безбарьерной среды для маломобильных категорий населения.

Достижение поставленных целей требует нормативных коррективов в области доступной среды для инвалидов, комплексной, системной и кропотливой работы различных служб, ведомств, организаций и местного сообщества.

Только совместными усилиями можно создать универсальную среду обитания. В результате можно выделить наиболее важные проблемы по формированию механизма доступной среды жизнедеятельности инвалидов на городском уровне:

  • ведомственная разобщенность в вопросах формирования доступной среды;
  • неэффективная координация и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализации ведомственных, региональных целевых программ и отдельных мероприятий;
  • несовершенство законодательства, связанное с необязательным исполнением нормативных документов при проектировании и строительстве капитальных объектов (в частности, Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») и как следствие незаинтересованность органов в сфере градостроительства и коммунального хозяйства вопросами доступности среды;
  • отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • отсутствие механизмов привлечения контролирующих органов и общественных объединений инвалидов по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов;
  • отсутствие четкой стратегии и мероприятий по формированию толерантного отношения к инвалидам в обществе.
Читайте также:  Кто Может Получать Социальные Услуги На Дому?

Для решения вышеперечисленных проблем, можно предложить ряд мероприятий:

  • Необходимо вести контроль за проектированием и строительством объектов и учитывать интересы инвалидов; систематически проводить независимые экспертизы в области строительства, проектирования, реконструкции зданий и сооружений с привлечением общественных организаций инвалидов и всех ответственных подразделений за создание доступной среды.
  • Внести изменения в нормативные документы, в частности, утвердить все нормативные документы в области проектирования и строительства как обязательные для исполнения, увеличить размер штрафных санкций за отсутствие пандуса, необорудованной территории возле здания, узких дверных проемов и т.
  • В первую очередь доступными нужно сделать дорожную инфраструктуру, а также формировать доступную среду в комплексе, а не отдельными элементами.
  • Необходимо обеспечить подготовку квалифицированных специалистов по доступной среде, исключить текучку кадров.
  • Больше уделять внимания инвалидам в СМИ с позиции активного субъекта; разработать мероприятия для привлечения волонтеров и автоволонтеров, обеспечивающих маломобильным инвалидам возможность получать инклюзивное образование и добираться до места работы и учебы.

Библиографический список

  1. Годовщина ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. РООИ Перспектива, 2014. Режим доступа: http://perspektiva-inva. ru/protec-rights/events/vw-1741/ , свободный. агл. с экрана. –Яз. рус.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175
  3. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www. dislife. ru/flow/theme/11175/ (дата обращения 20. 11. 2014)
  4. Киченина, В. Правове обеспечение программы «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями в системе МЧС России [ Текст ] // Технологии техносферной безопасности. 2012. № 6 (46).
  5. Мельникова О. , Рыбников Е. Доступная среда для инвалидов Волгоград: РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда», 2014.
  6. Об утверждении комплексной программы «Доступная среда в Кемеровской области» на 2013-2015 годы ( с изменениями на: 29. 12. 2014)[Электронный ресурс] Режим доступа:www. docs. cntd. ru, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
  7. Например, в Канаде программы, направленные на решение проблем людей с ограниченными возможностями, реализуются в более чем 30 министерствах, Агентствах и других социальных органах. Общую координацию социальной адаптации инвалидов осуществляет Министерство развития людских ресурсов. См. Ярская-Смирнова Е. Социальная работа с инвалидами. Питер : СПб, 2004.
  8. Новиков М. Открывая Америку… // Перспектива: информационный бюллетень / М. Новиков. 2007. №34-35.
  9. Терскова С. Реабилитация инвалидов как направление региональной социальной политики : монография. Новокузнецк, 2012.
  10. Чернецкая А. Технология социальной работы: Учебник / А. Чернецкая и др. Ростов н/Д:Феникс, 2006.

Количество просмотров публикации: Please wait Все статьи автора «Терскова Светлана Геннадьевна».

Что относится к доступной среде?

    Главная Памятки Что значит доступная среда

Доступность объектов и услуг («безбарьерная среда») – это возможность посещения мест, зданий и помещений, возможность получения услуг, пользования приспособлениями для всех: и для обычных людей и для маломобильных граждан, в том числе инвалидов разных категорий. Существует устойчивый стереотип, что доступная среда создается только для инвалидов, но, тем не менее, к маломобильному населению относятся также беременные женщины, родители с детскими колясками и маленькими детьми, временно маломобильные и пожилые люди, велосипедисты.

Получается, что практически каждый человек проходит в своей жизни циклы, связанные с маломобильностью. Поэтому с полным основанием можно говорить о том, что доступная среда является потребностью каждого человека и всего населения в целом.

Понятие «безбарьерная среда» характеризует определенную социальную среду, в которой созданы благоприятные условия для жизнедеятельности всех членов общества. Здравоохранение, транспорт, связь, образование, культура — все это должно быть доступно всем. Формирование безбарьерной среды невозможно без участливой социальной политики в отношении незащищенных или слабо защищенных социальных слоев (будь то инвалиды или граждане пожилого возраста).

В реализации такой политики должны участвовать федеральные и региональные государственные структуры: Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Формирование безбарьерной среды можно ускорить за счет достижений инженерной и научной мысли.

А именно — за счет внедрения соответствующих прикладных технологий в социальную практику.

Для чего нужны государственные программы?

Государственная программа «Электронная Япония» — В марте 2001 года Правительство Японии одобрило комплексную программу развития и внедрения в Японии перспективных информационных и телекоммуникационных технологий под названием «Электронная Япония» (e-Japan), рассчитанную на период 2001-2005 г. Государственная программа Электронная Япония Возглавлявший работу по подготовке программы «Электронная Япония» бывший премьер-министр Мори сказал при обсуждении программы на заседании Правительства в марте 2001 года: — «Я очень рассчитываю на то, что революция в области информационных технологий станет основной движущей силой развития экономической активности и сделает 21-й век столетием осуществления надежд». Мори, который признался, что до июня 2000 года он ни разу в жизни не прикасался к клавиатуре компьютера, сделал информационные технологии ключевым элементом своей политики в последний год своего пребывания на посту премьера и представил в парламент страны в этот период ряд законопроектов в этой области. электронная Япония Программа «Электронная Япония» нацелена на создание в течение ближайших пяти лет высокоскоростной Интернет сети по всей территории Японии, доступной по стоимости услуг для любого жителя страны. Эта сеть должна обеспечить широкое внедрение электронной торговли, нацеливаясь на увеличение объема сетевой торговли до уровня 70 трлн. иен (около 570 млрд. долларов США) к 2003 году. программа Электронная Япония По мнению японских экспертов, реализация плана «Электронная Япония» будет также способствовать значительному снижению тарифов на все виды связи, которые в Японии значительно выше по сравнению с США и европейскими странами, из-за фактически монопольного доминирования (около 90%) на рынке услуг связи корпорации NTT, 46,7% акций которой принадлежит государству. цели программы Электронная Япония.

Что относится к задачам государственной программы Доступная среда?

Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

Какие льготы у инвалидов?

Лекарственные препараты и медизделия по рецептам, спецпродукты лечебного питания для детей- инвалидов ; путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном и междугородном пассажирском транспорте к месту лечения и обратно.

Что такое Доступная среда в школе?

Доступная среда в школе – это безбарьерность для детей, дающая доступ к образовательным ресурсам. Её главное направление – это развитие инклюзивного образования, идея которого заключена в полном исключение дискриминации. Все дети несмотря на наличия каких-либо недугов имеют право на уважение и получения образования.

Что такое доступная среда для Маломобильного человека Правила обеспечивающие доступность жилья для инвалидов?

Доступная среда — это среда обитания, объекты строительства и транспорта, информации и связи, спроектированные с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни.

Как правильно человек с инвалидностью или человек страдающий инвалидностью?

На прошлой неделе в Ельцин Центре прошел воркшоп «Взаимодействия с людьми с инвалидностью. Язык и этикет». Его лектором стала Татьяна Хижнякова, директор по развитию группы компаний «Ньютон» и вице-президент ассоциации «Особые люди» и мама ребенком с аутизмом, участником проекта #ЗАживое.

IMC побывал на встрече и составил шпаргалку, как правильно говорить и писать о людях с инвалидностью. Инклюзивное образование – один из самых важных образовательных трендов в России последнего времени. Начиная с 2016 года родители особых детей могут самостоятельно принимать решения о том, в какую школу отдавать своего ребенка: до этого дети с инвалидностью обучались исключительно в коррекционных школах.

Доступная среда в государственном учреждении Нормы и правила адаптации, обзор оборудования, примеры

Сейчас они входят в общеобразовательное пространство, и любая школа должна принять у себя ребенка с особенностями физического или ментального развития. Возможно, в ближайшие пару лет мы познакомимся с новым поколениям особых людей. Если раньше такие дети, подростки и молодые люди сидели по домам, никто о них толком ничего не знал, и не считал нужным воспринимать их всерьез, то сейчас ситуация изменилась.

  • Они ходят в театры, посещают различные центры, музеи, стремятся к общению и много путешествуют;
  • У таких людей есть свой круг общения, есть или будут семьи, они работают и живут в информационном пространстве;

Вряд ли им понравится, если их, уже взрослых людей, будут называть «инвалидами», «людьми с дефектами». Тем не менее в нашей повседневной речи, осознанно или нет, проскальзывают выражения типа «нормальный»/«ненормальный». Их используют даже чиновники, сами не понимая того, насколько уместно применения того или иного термина. И может ли это кого-то задеть. В школе существует неопределенная психологическая неподготовленность к принятию таких учеников, именно по этому в последнее время об этом так много говорится и пишется. Что значит термин «инвалид», как его лучше использовать и стоит ли его использовать вообще? К сожалению, в статье ФЗ «О социальной защите инвалидов» есть такое определение: «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Получается, что в статье Федерального Закона человек с инвалидностью рассматривается как больной, недееспособный, несамостоятельный и нуждающийся в защите. Тогда как в «Конвенции о правах инвалидов» мы видим совсем другое определение: «Инвалидность — эволюционирующее понятие, инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

  1. Очень важно понимать, что есть целый спектр некорректных фраз, которые лучше не использовать;
  2. В одном случае вы просто ограничитесь охлаждением отношений с конкретным человеком, но есть вероятность того, что может произойти громкий скандал;
Читайте также:  Для Чего Нужен Статус Безработного?

Таким образом, если в первом определении мы говорим о медицинских аспектах и практически сразу навешиваем на человека ярлыки (человек имеет инвалидность, значит, он не может петь, танцевать, читать и ходить в музеи), то во втором речь идет непосредственно об отношении окружающих и тем психологическим барьерам, которые мешают им свободно общаться с особыми людьми. И что с этим делать? Чтобы не испортить жизнь окружающим, придерживайтесь двух четких принципов: 1. Используйте слова и понятия, которые не создают стереотипы и не навешивают на других ярлыки. Не используйте такие слова и понятия, которые эти стереотипы создают. А теперь давайте определимся с понятиями и их нюансами. «Человек с инвалидностью» – распространенное и допустимое понятие. Оно принято в обществе и определяет людей с какими-либо особенностями физического или ментального развития. В официальных документах и нормативных актах принят термин «инвалид», но его крайне не рекомендуется использовать в речи или текстах.

Отсюда простой вывод: инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие и одна из форм неравенства, которая формируется обществом. Тем не менее, «инвалид» — это не ругательство, а официальный термин.

Но вместе него лучше говорить «человек с инвалидностью», пусть даже это займет у вас на секунду больше времени. «Человек с ограниченными возможностями» также стало распространенным понятием, но в последнее время вокруг него проходит очень много споров. Его хотят заменить на словосочетание «человек с особыми потребностями».

В отличие от первого, оно не ограничивает человека в выборе деятельности, а, наоборот, предлагает ему варианты. Кроме этого, правильнее говорить «человек с инвалидностью» или «человек без инвалидности», а не «нормальный» и «здоровый» — не правильно.

Вместо них в специальных кругах стали использоваться термины «нормотипичный» и «нейротипичный» (если мы говорим об особенностях психиатрического спектра). Они созданы для того, чтобы не сравнивать человека с особенностями развития и человека без таких особенностей. А в разговоре о тех, кто использует инвалидные коляски, правильно будет использовать фразы типа «человек, использующий инвалидную коляску», «человек, передвигающийся на коляске», «человек на коляске», «человек на кресле-коляске». Неправильно – «прикованный к инвалидной коляске», «колясочник», «парализованный», «человек на кресле-каталке». Почему нужно именно так, а не иначе? Однажды группе молодых людей с разными видами инвалидностью предложили пройти тест о том, какие чувства у них вызывают те или иные выражения.

Например, неправильно говорить «В этой школе обучаются здоровые дети и дети с аутизмом». Правильно будет так: «В этой школе обучаются дети с аутизмом и нормотипичные дети». По мнению всех опрошенных, фраза «прикованный к коляске» ассоциировалось у них с обреченностью.

Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «одноногий» и так далее — вызывают сочувствие и жалость. Слова «калека» и «даун» вызывают брезгливость и отвращение и нежелание общаться с человеком, на которого эти ярлыки навешиваются. «Псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с непредсказуемостью и опасностью. Сейчас каждое слово, брошенное в разговоре, имеет свои последствия, поэтому нужно стремиться к правильности нашей речи, к аккуратности употреблению тех или иных слов 10 основных правил этикета от людей с инвалидностью Созданием данных правил занимается общественная организация «Перспектива». В ней занято много работников с инвалидностью, поэтому почти что все правила написаны непосредственно теми, кто каждый день сталкивается с трудностями коммуникации с обществом. В разговоре с человеком с инвалидностью обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику с жестового языка.

Таким образом, используя те или иные фразы и выражения, пусть даже неосознанно, мы сами создаем барьеры и стереотипы для тех людей, которые, по сути, совсем невинны. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно, будьте терпеливы и ждите, пока он сам не закончит фразу.

При общении со слабовидящим или незрячим человеком называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. В общей беседе называйте того, к кому обращаетесь. Не кидайтесь на помощь человеку, если вас об этом не попросили. Это одна из самых распространенных ошибок, допускаемая при общении с людьми с особыми потребностями и их родственниками.

  • Если вы действительно хотите помочь, спросите, нужна ли помощь и какая;
  • Взрослый человек, долгое время живущий со своими особенностями, скорее всего, уже научился с ними справляться, а когда вы кидаетесь ему помогать, то наводите на мысль о беспомощности и ущербности;

При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку. При необходимости левую, а не правую. Инвалидная коляска, костыли, белая кость, собака-проводник или планшет у невербального человека в руках – часть личного пространства и имущества людей с инвалидностью.

Попросить погладить или покормить собаку, поиграть на планшете, помахать тростью – недопустимо. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске можно расположиться чуть ниже – ему будет комфортней, если ваши глаза будут находиться на одном уровне.

В противном случае человеку придется напрягать шею, запрокидывая голову, или смотреть на вас снизу вверх, что также неудобно и неприятно. Не смущайтесь, если вы сказали незрячему человеку «увидимся», а слабослышащему «вы слышали об этом. Не стоит прерывать беседу или пытаться извиниться – это обычные словесные конструкции, не фиксируйтесь на этих оговорках, не подчеркивайте: «Ах, вы же не можете слышать/видеть».

Чтобы привлечь внимание неслышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу, кричать не надо. Скорее всего, вы не знаете, как у него настроен слуховой аппарат и каковы особенности нарушения слуха.

10. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, а к взрослым — по имени-отчеству, то есть точно так же, как к людям без инвалидности. Если вам нужно выступать перед публикой, где есть люди с инвалидностью, то помните: 1. Не употребляйте слов, которые могут быть кому-то обидны, даже если они кажутся нейтральными, а их замены — громоздкими. Потратьте несколько секунд, зато потом вы сумеете избежать ненужных последствий. Заранее просчитайте аудиторию, чтобы понимать, к кому вы обращаетесь.

Например, при выступлении перед родителями особых детей необходимо быть несколько более внимательными и мягкими, потому что это более чувствительная аудитория и зачастую они даже более уязвимы, чем их особенные дети.

Учитывайте, что физические и ментальные особенности могут быть неочевидны. Если вы не замечаете у своей аудитории каких-то видимых отличий, лучше спросите у организаторов о пришедших, чтобы не попасть в неприятное положение. Если вы допустили ошибку, то не игнорируйте ее.

  • Не смущайтесь, остановитесь, извинитесь за некорректное высказывание;
  • Не нужно надеяться на то, что никто не заметит вашей оплошности;
  • Также примите во внимание, что увидеть или прочесть ваше выступление способно большее количество людей;

И даже если ваша прямая аудитория не заметила ошибки, то в записи ее могут считать, а вы получите достаточно длинный и неприятный информационный «хвост». Фото: Татьяна Уфимцева.

Что относится к задачам государственной программы Доступная среда?

Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

Что такое Доступная среда в школе?

Доступная среда в школе – это безбарьерность для детей, дающая доступ к образовательным ресурсам. Её главное направление – это развитие инклюзивного образования, идея которого заключена в полном исключение дискриминации. Все дети несмотря на наличия каких-либо недугов имеют право на уважение и получения образования.

Что включает в себя понятие безбарьерная среда?

Безбарьерная среда — это подъемные устройства, пандусы и тротуары с качественным ровным покрытием, места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, широкие двери и другие элементы, значительно облегчающие передвижение маломобильных групп населения.

  1. Существенную помощь данной категории граждан могут оказать даже такие простые с виду решения как поручень, установленный у ступеней при входе в здание, в коридорах и других помещениях;
  2. В настоящее время термин «Безбарьерная среда» в основном применяется по отношению к людям, имеющим ограниченные физические возможности и использующие инвалидные коляски;

Но люди в инвалидных колясках – это далеко не всё население, для которого необходима безбарьерная среда. К маломобильным группам населения относятся и временно нетрудоспособные люди, и беременные женщины, и люди преклонного возраста. Для всех них безбарьерная среда является фактором, который значительно влияет на качество жизни.

Статистические данные говорят о том, что как минимум отдельные элементы безбарьерной среды необходимы для четверти населения. А при более тщательном изучении можно сказать, что каждый человек в различные периоды жизни нуждается в безбарьерной среде, например при путешествии в детской коляске отсутствие бордюров и лестниц будет как нельзя к стати.

Кроме пандуса, поручней, подъемников, к элементам безбарьерной среды относится и контрастная маркировка стеклянных дверных полотен, ступеней, тактильная разметка пешеходных путей движения. Такие, в принципе простые меры способны сберечь здоровье и жизнь человека.

Наилучшим вариантом является создание безбарьерной среды в процессе строительства здания или сооружения. Это позволит предусмотреть все основные моменты на этапе проектирования, органично создать необходимые условия для маломобильных граждан.

Да и с экономической точки зрения это более выгодно, так как увеличивает всего лишь на один, два процента затраты на строительство. Для сравнения стоимость капитального ремонта, если в него заложена реконструкция с целью обеспечения безбарьерной среды, увеличивается на пять, десять процентов.

Помощь маломобильным группам населения — задача, которую должны решать не только государство и органы местного самоуправления, это обязанность каждого руководителя и владельца торгового заведения или учреждения.

И дело здесь не только в моральной обязанности, но и в реальной экономической выгоде – обеспечение доступа к предлагаемым товарам и услугам значительной категории граждан».

Как называется среда для инвалидов?

Безбарьерная среда для инвалидов, маломобильных групп населения.