Можно Ли Говорить Слово Инвалид?

Можно Ли Говорить Слово Инвалид
На прошлой неделе в Ельцин Центре прошел воркшоп «Взаимодействия с людьми с инвалидностью. Язык и этикет». Его лектором стала Татьяна Хижнякова, директор по развитию группы компаний «Ньютон» и вице-президент ассоциации «Особые люди» и мама ребенком с аутизмом, участником проекта #ЗАживое.

IMC побывал на встрече и составил шпаргалку, как правильно говорить и писать о людях с инвалидностью. Инклюзивное образование – один из самых важных образовательных трендов в России последнего времени. Начиная с 2016 года родители особых детей могут самостоятельно принимать решения о том, в какую школу отдавать своего ребенка: до этого дети с инвалидностью обучались исключительно в коррекционных школах.

Сейчас они входят в общеобразовательное пространство, и любая школа должна принять у себя ребенка с особенностями физического или ментального развития. Возможно, в ближайшие пару лет мы познакомимся с новым поколениям особых людей. Если раньше такие дети, подростки и молодые люди сидели по домам, никто о них толком ничего не знал, и не считал нужным воспринимать их всерьез, то сейчас ситуация изменилась.

  1. Они ходят в театры, посещают различные центры, музеи, стремятся к общению и много путешествуют;
  2. У таких людей есть свой круг общения, есть или будут семьи, они работают и живут в информационном пространстве;

Вряд ли им понравится, если их, уже взрослых людей, будут называть «инвалидами», «людьми с дефектами». Тем не менее в нашей повседневной речи, осознанно или нет, проскальзывают выражения типа «нормальный»/«ненормальный». Их используют даже чиновники, сами не понимая того, насколько уместно применения того или иного термина. И может ли это кого-то задеть. В школе существует неопределенная психологическая неподготовленность к принятию таких учеников, именно по этому в последнее время об этом так много говорится и пишется. Что значит термин «инвалид», как его лучше использовать и стоит ли его использовать вообще? К сожалению, в статье ФЗ «О социальной защите инвалидов» есть такое определение: «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Получается, что в статье Федерального Закона человек с инвалидностью рассматривается как больной, недееспособный, несамостоятельный и нуждающийся в защите. Тогда как в «Конвенции о правах инвалидов» мы видим совсем другое определение: «Инвалидность — эволюционирующее понятие, инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Очень важно понимать, что есть целый спектр некорректных фраз, которые лучше не использовать. В одном случае вы просто ограничитесь охлаждением отношений с конкретным человеком, но есть вероятность того, что может произойти громкий скандал.

Таким образом, если в первом определении мы говорим о медицинских аспектах и практически сразу навешиваем на человека ярлыки (человек имеет инвалидность, значит, он не может петь, танцевать, читать и ходить в музеи), то во втором речь идет непосредственно об отношении окружающих и тем психологическим барьерам, которые мешают им свободно общаться с особыми людьми. И что с этим делать? Чтобы не испортить жизнь окружающим, придерживайтесь двух четких принципов: 1. Используйте слова и понятия, которые не создают стереотипы и не навешивают на других ярлыки. Не используйте такие слова и понятия, которые эти стереотипы создают. А теперь давайте определимся с понятиями и их нюансами. «Человек с инвалидностью» – распространенное и допустимое понятие. Оно принято в обществе и определяет людей с какими-либо особенностями физического или ментального развития. В официальных документах и нормативных актах принят термин «инвалид», но его крайне не рекомендуется использовать в речи или текстах.

  • Отсюда простой вывод: инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие и одна из форм неравенства, которая формируется обществом;
  • Тем не менее, «инвалид» — это не ругательство, а официальный термин;

Но вместе него лучше говорить «человек с инвалидностью», пусть даже это займет у вас на секунду больше времени. «Человек с ограниченными возможностями» также стало распространенным понятием, но в последнее время вокруг него проходит очень много споров. Его хотят заменить на словосочетание «человек с особыми потребностями».

  1. В отличие от первого, оно не ограничивает человека в выборе деятельности, а, наоборот, предлагает ему варианты;
  2. Кроме этого, правильнее говорить «человек с инвалидностью» или «человек без инвалидности», а не «нормальный» и «здоровый» — не правильно;

Вместо них в специальных кругах стали использоваться термины «нормотипичный» и «нейротипичный» (если мы говорим об особенностях психиатрического спектра). Они созданы для того, чтобы не сравнивать человека с особенностями развития и человека без таких особенностей. А в разговоре о тех, кто использует инвалидные коляски, правильно будет использовать фразы типа «человек, использующий инвалидную коляску», «человек, передвигающийся на коляске», «человек на коляске», «человек на кресле-коляске». Неправильно – «прикованный к инвалидной коляске», «колясочник», «парализованный», «человек на кресле-каталке». Почему нужно именно так, а не иначе? Однажды группе молодых людей с разными видами инвалидностью предложили пройти тест о том, какие чувства у них вызывают те или иные выражения.

Например, неправильно говорить «В этой школе обучаются здоровые дети и дети с аутизмом». Правильно будет так: «В этой школе обучаются дети с аутизмом и нормотипичные дети». По мнению всех опрошенных, фраза «прикованный к коляске» ассоциировалось у них с обреченностью.

Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «одноногий» и так далее — вызывают сочувствие и жалость. Слова «калека» и «даун» вызывают брезгливость и отвращение и нежелание общаться с человеком, на которого эти ярлыки навешиваются. «Псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с непредсказуемостью и опасностью. Сейчас каждое слово, брошенное в разговоре, имеет свои последствия, поэтому нужно стремиться к правильности нашей речи, к аккуратности употреблению тех или иных слов 10 основных правил этикета от людей с инвалидностью Созданием данных правил занимается общественная организация «Перспектива». В ней занято много работников с инвалидностью, поэтому почти что все правила написаны непосредственно теми, кто каждый день сталкивается с трудностями коммуникации с обществом. В разговоре с человеком с инвалидностью обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику с жестового языка.

Таким образом, используя те или иные фразы и выражения, пусть даже неосознанно, мы сами создаем барьеры и стереотипы для тех людей, которые, по сути, совсем невинны. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно, будьте терпеливы и ждите, пока он сам не закончит фразу.

При общении со слабовидящим или незрячим человеком называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. В общей беседе называйте того, к кому обращаетесь. Не кидайтесь на помощь человеку, если вас об этом не попросили. Это одна из самых распространенных ошибок, допускаемая при общении с людьми с особыми потребностями и их родственниками.

Если вы действительно хотите помочь, спросите, нужна ли помощь и какая. Взрослый человек, долгое время живущий со своими особенностями, скорее всего, уже научился с ними справляться, а когда вы кидаетесь ему помогать, то наводите на мысль о беспомощности и ущербности.

При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку. При необходимости левую, а не правую. Инвалидная коляска, костыли, белая кость, собака-проводник или планшет у невербального человека в руках – часть личного пространства и имущества людей с инвалидностью.

Попросить погладить или покормить собаку, поиграть на планшете, помахать тростью – недопустимо. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске можно расположиться чуть ниже – ему будет комфортней, если ваши глаза будут находиться на одном уровне.

В противном случае человеку придется напрягать шею, запрокидывая голову, или смотреть на вас снизу вверх, что также неудобно и неприятно. Не смущайтесь, если вы сказали незрячему человеку «увидимся», а слабослышащему «вы слышали об этом. Не стоит прерывать беседу или пытаться извиниться – это обычные словесные конструкции, не фиксируйтесь на этих оговорках, не подчеркивайте: «Ах, вы же не можете слышать/видеть».

  1. Чтобы привлечь внимание неслышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу, кричать не надо;
  2. Скорее всего, вы не знаете, как у него настроен слуховой аппарат и каковы особенности нарушения слуха;

10. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, а к взрослым — по имени-отчеству, то есть точно так же, как к людям без инвалидности. Если вам нужно выступать перед публикой, где есть люди с инвалидностью, то помните: 1. Не употребляйте слов, которые могут быть кому-то обидны, даже если они кажутся нейтральными, а их замены — громоздкими. Потратьте несколько секунд, зато потом вы сумеете избежать ненужных последствий. Заранее просчитайте аудиторию, чтобы понимать, к кому вы обращаетесь.

Например, при выступлении перед родителями особых детей необходимо быть несколько более внимательными и мягкими, потому что это более чувствительная аудитория и зачастую они даже более уязвимы, чем их особенные дети.

Учитывайте, что физические и ментальные особенности могут быть неочевидны. Если вы не замечаете у своей аудитории каких-то видимых отличий, лучше спросите у организаторов о пришедших, чтобы не попасть в неприятное положение. Если вы допустили ошибку, то не игнорируйте ее.

Не смущайтесь, остановитесь, извинитесь за некорректное высказывание. Не нужно надеяться на то, что никто не заметит вашей оплошности. Также примите во внимание, что увидеть или прочесть ваше выступление способно большее количество людей.

И даже если ваша прямая аудитория не заметила ошибки, то в записи ее могут считать, а вы получите достаточно длинный и неприятный информационный «хвост». Фото: Татьяна Уфимцева.

Почему нельзя говорить инвалид?

Что говорят сами люди с инвалидностью — В ООН ранее замечали, что официальный перевод термина на русский язык как «инвалиды» «не отражает модели прав человека». Сами люди с инвалидностью термин «инвалид» тоже недолюбливают. «В конвенции ООН употребляется термин «person with disability», — объясняет сотрудник региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Ольга Котова.

  • — Поэтому мы по-русски говорим «человек с инвалидностью»;
  • Мне хотелось бы, чтобы меня так называли;
  • В первую очередь — человек, а потом моя особенность»;
  • Слово «инвалид» пришло из английского языка;
  • Но английское слово invalid («немощный», «болезненный») сейчас не используется, чтобы обозначить человека с особыми потребностями;

Для современного носителя английского языка это слово звучит грубо и старомодно. Нейтральное выражение — «disabled people» (люди с ограниченными возможностями) или «people with special needs» (люди с особыми потребностями). За мировой стандарт принято правило «рeople-first language» — когда говорят о ком-то, первом делом называют его человеком, а уже затем говорят о его болезни или особенности.

В английском языке стало принято говорить «человек с заиканием» вместо «заика». Таким образом подчеркивается, что болезнь человека не определяет его личность. На сайте «Перспективы» рекомендуется избегать выражения «человек с ограниченными возможностями», так как оно наравне со словами «больной», «калека», «неполноценный» создает стереотип вокруг человека.

«Я не хочу, чтобы мои возможности кто-то ограничивал, несмотря на мою инвалидность, — говорит Котова. — Да, у меня отсутствуют ребра, да, я передвигаюсь с помощью трости, но возможности у меня так же безграничны, как и у всех остальных, и я не хочу, чтобы меня выделяли из-за моей особенности».

  1. Автор фото, Mikhail Solunin/TASS Подпись к фото, Люди с нарушением зрения играют в футбол В «Перспективе» советуют говорить «человек с аутизмом», а не «аутист», «человек, использующий коляску», а не «колясочник», «человек с ампутацией», «человек с онкологией» и так далее;

«Есть стереотип, что люди с инвалидностью — это только те, кто не видят, не слышат, плохо ходят. А есть еще огромное количество людей, которые тоже хотят, чтобы их правильно называли. Люди с диабетом, например, а не просто «диабетики». Это слово, носящее негативную окраску», — продолжает Котова.

Как культурно назвать инвалида?

Как правильно называть людей с инвалидностью? — Правило «сначала — человек, потом — его особенности» здесь также оказывается верным. Максимально нейтральная формулировка — «человек с инвалидностью». Чуть менее удачная, но допустимая — инвалид. Распространенное словосочетание «человек с ограниченными возможностями», напротив, лучше не использовать: эту формулировку могут понять таким образом, будто инвалидность ограничивает ментальные возможности человека, когда это совсем не так.

Как правильно говорить человек с инвалидностью или человек страдающий инвалидностью?

Когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью

ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия, НЕ создающие стереотипы: ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий, создающих стереотипы:
Человек с эпилепсией Эпилептик, припадочный, страдающий эпилептическими припадками

.

Как корректно назвать инвалида по слуху?

Когда речь заходит об инвалидности, даже умные и образованные люди часто употребляют слова и словосочетания, которые задевают тех, о ком говорят. NV. UA вместе с Кураж Базаром – киевским мероприятием, которое помогает детям с инвалидностью, – разбираются, как правильно говорить, чтобы никого не обидеть.

Что такое инклюзия Инклюзия – это процесс включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Для этого создаются условия, в которых все члены общества могут быть на равных: городская среда адаптируется под нужды людей с особенностями развития, корректируется образовательная система с учетом способностей разных детей, людям с инвалидностью предоставляются возможности для творческого и интеллектуального развития.

Человек с инвалидностью Забудьте навсегда слова «инвалид» и «калека», а вместе с ними словосочетания «ограниченные возможности», «прикованный к инвалидной коляске», «особенные потребности». На первое место всегда нужно ставить человека и только потом – его особенность.

Правильно – человек с инвалидностью, человек с особенностями развития. Почему нельзя по-другому? Потому что возможности ограничены у каждого – у кого-то финансами, у кого-то физическими данными. Особенные потребности тоже есть у каждого, и самый яркий тому пример — вегетарианцы.

Человек с ДЦП, аутизмом, эпилепсией, синдромом Дауна Здесь, как и в первом случае, на первое место нужно ставить человека, а не его особенность. Поэтому правильно будет сказать человек с ДЦП, человек с аутизмом, человек с синдромом Дауна, человек с эпилепсией.

Люди с суперспособностями. История 33-летней украинки с синдромом Дауна Термины «аутист», «аутенок», «даун», «дауненок», «эпилептик», «ДЦП-шник» и «колясочник» не просто некорректны — они обидны. Вместо последнего стоит использовать термин «человек с инвалидностью».

Человек с нарушением психики Если у человека есть признаки психического или поведенческого расстройства, о нем говорят «человек с нарушением психики» или «человек с особенностями поведения». Псих, ненормальный, слабоумный и умственно отсталый – звучит обидно и имеет негативную окраску.

  • Неслышащий Неслышащий или человек с нарушениями слуха – два одинаково корректных варианта;
  • Неправильным будет сказать «глухонемой», потому что глухонемых людей не существует;
  • Все неслышащие люди могут издавать звуки, но не могут научиться говорить, так как не слышали образца речи;

Ничего как такового «неправильного» относительно слова «глухой» нет, но люди с нарушениями слуха не скрывают, что это звучит неприятно. Жестовый язык Правильно говорить жестовый язык и переводчик жестового языка. Привычный термин сурдоперевод не совсем корректный.

  1. Сурдо — это составная часть сложных слов латинского языка, означающая принадлежность к глухоте;
  2. Поэтому по-русски термин «сурдоперевод» звучал бы как «глухоперевод»;
  3. Незрячий По отношению к людям с нарушениями зрения принято говорить «незрячий», но не «слепой»;

Слово «слепой», как и «глухой» имеет негативную коннотацию. Оно допустимо, но звучит не очень приятно, поэтому лучше от него отказаться в пользу более корректных формулировок. Человек с нарушениями роста Дварфизм – аномально небольшой рост взрослого человека (менее 147 см), и больше всего такие люди не любят, когда их называют карликами.

Это слово с древности ассоциируется с позорным существованием и унижениями. Маленьких людей делали придворными шутами, богачи дарили друг другу в качестве экзотической игрушки. Поэтому правильным и не обидным будет говорить «человек с нарушениями роста» или «маленький человек».

*** Первый в этом году Кураж Базар China Start — в китайском стиле — пройдет 24-25 марта на Арт-Заводе Платформа. За ним последует Кураж Базар Jazz Only с двумя джазовыми сценами и известными исполнителями, а в мае состоится Кураж Night Market India. Традиционный Благотворительный Кураж Базар пройдет в июне.

  • Он называется Flower Power и будет посвящен культуре хиппи;
  • За ним следует Кураж Базар Friends Edition — для всех фанатов сериала «Друзья»;
  • В августе второй год подряд пройдет Рэп Шмэп Йо Кураж Базар со знаменитым хедлайнером и Battle School на две тысячи участников;
Читайте также:  Какие Виды Деятельности Людей Входят В Социальную Сферу?

Сентябрь снова будет посвящен книгам и литературным чтениям, в октябре будем отмечать день рождения Кураж Базар в стиле 90-х, а в декабре, как всегда — праздновать Рождество и Новый Год. С этого года вход на мероприятие стоит 80 гривен, 30 из которых передаются на благотворительность.

В июне Кураж Базар будет на 100% благотворительным — вся прибыль будет передана на помощь детям. За предстоящий год организаторы планируют собрать рекордные 2,2 миллиона гривен, а реципиентами Кураж Базара снова станут дети с инвалидностью — все проекты будут направлены на их социализацию и адаптацию в обществе и улучшение качества жизни.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook , Telegram и Instagram .

Как сейчас называют детей инвалидов?

Так, термины ‘ инвалид ‘, ‘лицо с ограниченными физическими возможностями’, ‘ инвалид войны’ и ‘ребенок- инвалид ‘ были заменены, соответственно, на ‘лицо с инвалидностью’, ‘лицо с инвалидностью в результате войны’ и ‘ребенок с инвалидностью’.

Можно ли говорить умственно отсталый?

В медиазале Ельцин Центра 15 января специально для людей, пишущих об инклюзии, провела воркшоп Татьяна Хижнякова, PR-директор ассоциации «Особые люди», директор по развитию группы компаний «Ньютон», а также мама особенного подростка. Представила докладчика руководитель инклюзивных программ программного департамента Ельцин Центра Елена Возмищева.

– То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям, – убеждена Татьяна Хижнякова. – К сожалению, многие привычные слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, звучат как ярлыки и неприятные стереотипы.

Мы не задумываясь используем оценочные противопоставления «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «полноценный/неполноценный». Еще более неуместно звучат такие слова, как «умственно отсталый», «даун», «калека», «шизик». Важно понимать, что эти слова и выражения некорректны по отношению к людям с инвалидностью.

Татьяна считает, что их употребление может вызвать не просто охлаждение отношений с конкретным человеком, но реальный медийный скандал, способный разрушить репутацию компании или общественного деятеля.

Она предложила всем и особенно людям, пишущим об инклюзии, задуматься, что стоит за привычным для нас термином «инвалид»? Как и другие социальные меньшинства, люди с инвалидностью чувствительны к словам, которые подчеркивают их положение. Для того, чтобы изменить его, они активно пропагандируют определения и понятия, которые не вызывают негативных ассоциаций, не провоцируют жалость и не демонстрируют снисходительность.

  1. Термин «инвалид» происходит от латинского слова «бессильный», «непригодный»;
  2. В современном английском языке присутствует более нейтральный аналог – disabled;
  3. Он обозначает – «вышедший из строя, нетрудоспособный»;

Термин disabled говорит прежде всего о неспособности человека вести активную повседневную жизнь «обычным образом» в силу ограничений, накладываемых на человека с инвалидностью со стороны общества. В последние годы вместо термина «инвалид» в СМИ часто употребляют выражение «человек с ограниченными возможностями здоровья».

Правозащитники и общественники в свою очередь склоняются к термину «человек с особыми потребностями». Однако и в повседневной речи, и в литературе в настоящий момент лучше всего говорить и писать «человек с инвалидностью».

Если обратиться к статье 1 федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», то мы читаем определение: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

  1. Такое определение, считает Татьяна, рассматривает человека с инвалидностью как «больного», несамостоятельного и нуждающегося в опеке;
  2. Однако в международной Конвенции о правах инвалидов указано, что «инвалидность – это эволюционирующее понятие;

Она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, которые препятствуют их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Иначе говоря, инвалидность – это препятствие или ограничение деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, психическими особенностями, вызванные сложившимися в обществе условиями, при которых люди искусственно исключаются из общественных сфер жизни.

Инвалидность – это уже давно социальное, а не медицинское понятие. Хотим мы того или нет, но это одна из форм социального неравенства. Поэтому, говоря о людях с инвалидностью, автор воркшопа предлагает использовать слова и выражения, не создающие стереотипы.

Правильно говорить: человек, использующий инвалидную коляску; человек, передвигающийся на коляске; человек с инвалидностью с детства; человек с врожденной инвалидностью; человек, имеющий ДЦП (детский церебральный паралич); человек, ребенок или дети с ДЦП; человек, перенесший полиомиелит; человек с особенностями развития; человек с особенностями ментального развития; человек с особенностями интеллектуального развития.

  1. Слова и выражения, создающие стереотипы и, по мнению спикера, режущие слух людям с инвалидностью: прикованный к коляске; паралитик; колясочник; человек с дефектом; увечьем; страдающий ДЦП; «дэцэпэшник»; безногий; безрукий; «тормоз»; имбецил; дебил; человек с задержкой/с отставанием/с нарушением развития; неполноценный; ненормальный; даунята (о детях с синдромом Дауна); больной аутизмом; аутист; псих; душевнобольной; слепой; человек с нарушением зрения; глухонемой; глухой; человек с нарушением слуха; немой;

Татьяна рассказала, как однажды группе молодых людей с различными видами инвалидности из 20 регионов России, было предложено написать о том, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. По мнению опрошенных, распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности.

Распространенные в быту слова – «паралитик», «однорукий», «безногий», «больной» – вызывают сочувствие, жалость и страх. Слова «калека» и «даун» провоцируют брезгливость и отторжение. Такие слова как «псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» ассоциируются с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, также вызывают страх.

Довольно часто встречающееся выражение «человек с ограниченными возможностями» представляется неудачным, так как последние опросы показали, что такое определение формирует образ человека с инвалидностью, как человека физически ущербного и неспособного к самостоятельности.

Татьяна предложила взять за основу поведения десять правил этикета, разработанных людьми с инвалидностью, участниками общественного проекта «Перспектива». В разговоре с человеком с инвалидностью обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре.

Рекомендуем использовать понятие «переводчик жестового языка» вместо официального термина «сурдопереводчик» – по аналогии с переводчиком английского/французского/немецкого. Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, все ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.

Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

При общении с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, то не забывайте назвать себя и пояснять, к кому в данный момент вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда отходите в сторону (даже если отходите ненадолго).

  • Не кидайтесь на помощь человеку с инвалидностью, если вас не попросили помочь;
  • Если хотите помочь, вначале спросите, необходима ли ваша помощь;
  • Если она нужна, спросите, что и как делать, после этого действуйте;

Если вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите. Например: если необходимо сопроводить незрячего человека, то не хватайте и не тащите его за руку, а спросите, каким образом вы можете помочь ему сориентироваться в незнакомом месте. При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку (при необходимости левую, а не правую) – даже тому, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом.

Инвалидная коляска, костыли, белая трость, собака-проводник – это часть неприкосновенного пространства людей с инвалидностью. Не дотрагивайтесь до них! Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе.

А собака-поводырь работает, а не просто украшает человека с инвалидностью – не надо ее гладить, кормить, играть с ней, если этого не разрешил хозяин. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске или человеком маленького роста, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне.

Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову. Не смущайтесь, если случайно сказали – «Увидимся», или «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

Люди с инвалидностью по слуху или по зрению пользуются теми же привычными словами, потому что они тоже слышат и видят, просто по-другому. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, не кричите.

Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, к взрослым – по имени и отчеству, то есть точно так же, как и к другим людям без инвалидности (равноправно, без снисходительности, опеки и покровительства).

Ассоциация помощи людям с особенностями развития и ментальной инвалидностью в Екатеринбурге и Свердловской области предлагает пять рекомендаций тем, кто пишет или публично говорит об инклюзии: – не употреблять слова, которые могут кого-то обидеть, даже если они кажутся вам нейтральными, а их замены – громоздкими.

Избегать двусмысленностей. – заранее просчитывать аудиторию, помнить, к кому вы в данный момент обращаетесь. – учитывать тот факт, что физические и ментальные особенности человека могут быть не очевидны. – допустив ошибку, извиниться за некорректное высказывание, извиниться перед присутствующими.

– помнить, что услышать, прочесть, увидеть вас может значительно большее количество людей, чем вы предполагаете, и люди эти – самые разные. Соответственно, любая ваша ошибка может быть воспринято превратно и более того – некорректно ретранслирована. Инклюзивная программа в Ельцин Центре стремительно набирает обороты.

Как обозвать инвалида?

Почему «инвалид» — не нормальный термин — Галина Урманчеева PR-директор отдела развития Санкт-Петербургской Ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ)

    Слово «инвалид» может обижать. Это резкая, чиновничья, бюрократическая формулировка, которая ассоциируется с множеством сложностей и переживаний. Если кто-то болезненно относится к своему состоянию здоровья, термин может задеть его ещё сильнее, напомнить о чём-то тяжёлом. Формулировка «инвалид» используется всё реже.

    За 20 лет, что я работаю в общественной организации, я увидела разные трансформации термина, обозначающего человека с инвалидностью. В начале двухтысячных в Петербурге была программа «Дети-инвалиды», и её название никого не смущало.

    Но с развитием общественной повестки активисты и благотворители поняли, что называть человека инвалидом в публичном поле оскорбительно. Так появилась замена «человек с ограниченными возможностями», и нам показалась, что эта формулировка куда мягче. Затем мы стали говорить «человек с ограниченными возможностями здоровья», ведь ограничены только эти возможности, а не вообще всё.

    Потом появилась мысль, что возможности здоровья так или иначе ограничены у всех: кто-то медленно бегает, кто-то невысоко прыгает, но акцент на это мы делаем только у конкретной группы людей. Поэтому сейчас часто встречается термин «человек с особыми потребностями», который обращает внимание не на ограничения, а на необходимость комфортных условий жизни для людей с разными особенностями здоровья.

    И «человек с инвалидностью», конечно, — это максимально нейтрально. «Инвалид» может накладывать клеймо. Я знаю, что люди могут жить по-разному вне зависимости от физического состояния и наличия розовой справки. Мы много взаимодействуем с родителями детей с инвалидностью и видим, что те семьи, которые меньше думают об ограничениях, выпавших на их долю, живут более активной и полноценной жизнью, чем те, кто замыкаются на проблемах.

    • Детям первых легче принять свои особенности;
    • Они живут обычной жизнью: ходят в музеи и турпоходы, наслаждаются каждым моментом;
    • От того, как мы будем говорить о проблеме, зависит, какое общественное мнение о ней сформируется;

    И зависит, будет ли конкретная семья жить счастливее или относиться к ситуации, в которой она оказалась, как к неразрешимой.

Алёна Лёвина Художница, активистка, соосновательница движения «Женщины. Инвалидность. Феминизм»

    Слово «инвалид» часто используется как оскорбление. Я нередко слышу, что инвалидами называют тех, кто не имеет инвалидности. Например, когда человек сделал работу плохо: «ну ты совсем инвалид!». Или когда кто-то устал, его сравнивают с инвалидом, хотя уже завтра этот человек будет бодрым и его состояние выправится.

    1. Чтобы избежать негативных оттенков значения, лучше использовать термин «человек с инвалидностью»;
    2. Да, это длинно;
    3. Но ведь в обществе привыкли говорить, скажем, «человек в очках», а не «очкарик», можно приспособиться и здесь;

    Значение слова не соответствует действительности. В словаре Ушакова инвалидом называют человека, утратившего трудоспособность. Но я полагаю, это не словарь 2021 года. Язык — пластичная структура, которая постоянно меняется. Сегодня мы не используем массу слов, которые говорили раньше, потому что каких-то вещей просто нет.

    Давно, например, вы слышали «пейджер»? Определение инвалида как человека, потерявшего трудоспособность, тоже устарело. Современные технологии помогают работать людям с самыми разными особенностями и ограничениями.

    Даже если внутри сообщества человек может называть себя инвалидом, это не норма для людей извне. В определённом настроении я могу сказать про себя «инвалидка». Внутри компании активисток мы для краткости употребляем формулировку «человек с инвой». Но все случаи индивидуальны, и прежде чем обратиться к человеку, стоит спросить, как ему комфортнее.

    • Когда неноситель опыта решает за того, кто столкнулся с инвалидностью, как его называть, выстраивается иерархия;
    • У людей, которые имеют меньше привилегий, должно быть право идентифицировать себя так, как хочется;

    И те, у кого привилегий больше, должны принимать это. Только так возможно равенство.

А как вы относитесь к слову «инвалид»? Считаете его корректным или нет? Пишите в комментариях. Обложка: Аника Турчан.

Кого называют инвалидами?

На прошлой неделе в Ельцин Центре прошел воркшоп «Взаимодействия с людьми с инвалидностью. Язык и этикет». Его лектором стала Татьяна Хижнякова, директор по развитию группы компаний «Ньютон» и вице-президент ассоциации «Особые люди» и мама ребенком с аутизмом, участником проекта #ЗАживое.

IMC побывал на встрече и составил шпаргалку, как правильно говорить и писать о людях с инвалидностью. Инклюзивное образование – один из самых важных образовательных трендов в России последнего времени. Начиная с 2016 года родители особых детей могут самостоятельно принимать решения о том, в какую школу отдавать своего ребенка: до этого дети с инвалидностью обучались исключительно в коррекционных школах.

Сейчас они входят в общеобразовательное пространство, и любая школа должна принять у себя ребенка с особенностями физического или ментального развития. Возможно, в ближайшие пару лет мы познакомимся с новым поколениям особых людей. Если раньше такие дети, подростки и молодые люди сидели по домам, никто о них толком ничего не знал, и не считал нужным воспринимать их всерьез, то сейчас ситуация изменилась.

Они ходят в театры, посещают различные центры, музеи, стремятся к общению и много путешествуют. У таких людей есть свой круг общения, есть или будут семьи, они работают и живут в информационном пространстве.

Вряд ли им понравится, если их, уже взрослых людей, будут называть «инвалидами», «людьми с дефектами». Тем не менее в нашей повседневной речи, осознанно или нет, проскальзывают выражения типа «нормальный»/«ненормальный». Их используют даже чиновники, сами не понимая того, насколько уместно применения того или иного термина. И может ли это кого-то задеть. В школе существует неопределенная психологическая неподготовленность к принятию таких учеников, именно по этому в последнее время об этом так много говорится и пишется. Что значит термин «инвалид», как его лучше использовать и стоит ли его использовать вообще? К сожалению, в статье ФЗ «О социальной защите инвалидов» есть такое определение: «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Получается, что в статье Федерального Закона человек с инвалидностью рассматривается как больной, недееспособный, несамостоятельный и нуждающийся в защите. Тогда как в «Конвенции о правах инвалидов» мы видим совсем другое определение: «Инвалидность — эволюционирующее понятие, инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Очень важно понимать, что есть целый спектр некорректных фраз, которые лучше не использовать. В одном случае вы просто ограничитесь охлаждением отношений с конкретным человеком, но есть вероятность того, что может произойти громкий скандал.

Таким образом, если в первом определении мы говорим о медицинских аспектах и практически сразу навешиваем на человека ярлыки (человек имеет инвалидность, значит, он не может петь, танцевать, читать и ходить в музеи), то во втором речь идет непосредственно об отношении окружающих и тем психологическим барьерам, которые мешают им свободно общаться с особыми людьми. И что с этим делать? Чтобы не испортить жизнь окружающим, придерживайтесь двух четких принципов: 1. Используйте слова и понятия, которые не создают стереотипы и не навешивают на других ярлыки. Не используйте такие слова и понятия, которые эти стереотипы создают. А теперь давайте определимся с понятиями и их нюансами. «Человек с инвалидностью» – распространенное и допустимое понятие. Оно принято в обществе и определяет людей с какими-либо особенностями физического или ментального развития. В официальных документах и нормативных актах принят термин «инвалид», но его крайне не рекомендуется использовать в речи или текстах.

Отсюда простой вывод: инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие и одна из форм неравенства, которая формируется обществом. Тем не менее, «инвалид» — это не ругательство, а официальный термин.

Но вместе него лучше говорить «человек с инвалидностью», пусть даже это займет у вас на секунду больше времени. «Человек с ограниченными возможностями» также стало распространенным понятием, но в последнее время вокруг него проходит очень много споров. Его хотят заменить на словосочетание «человек с особыми потребностями».

В отличие от первого, оно не ограничивает человека в выборе деятельности, а, наоборот, предлагает ему варианты. Кроме этого, правильнее говорить «человек с инвалидностью» или «человек без инвалидности», а не «нормальный» и «здоровый» — не правильно.

Вместо них в специальных кругах стали использоваться термины «нормотипичный» и «нейротипичный» (если мы говорим об особенностях психиатрического спектра). Они созданы для того, чтобы не сравнивать человека с особенностями развития и человека без таких особенностей. А в разговоре о тех, кто использует инвалидные коляски, правильно будет использовать фразы типа «человек, использующий инвалидную коляску», «человек, передвигающийся на коляске», «человек на коляске», «человек на кресле-коляске». Неправильно – «прикованный к инвалидной коляске», «колясочник», «парализованный», «человек на кресле-каталке». Почему нужно именно так, а не иначе? Однажды группе молодых людей с разными видами инвалидностью предложили пройти тест о том, какие чувства у них вызывают те или иные выражения.

Например, неправильно говорить «В этой школе обучаются здоровые дети и дети с аутизмом». Правильно будет так: «В этой школе обучаются дети с аутизмом и нормотипичные дети». По мнению всех опрошенных, фраза «прикованный к коляске» ассоциировалось у них с обреченностью.

Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «одноногий» и так далее — вызывают сочувствие и жалость. Слова «калека» и «даун» вызывают брезгливость и отвращение и нежелание общаться с человеком, на которого эти ярлыки навешиваются. «Псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с непредсказуемостью и опасностью. Сейчас каждое слово, брошенное в разговоре, имеет свои последствия, поэтому нужно стремиться к правильности нашей речи, к аккуратности употреблению тех или иных слов 10 основных правил этикета от людей с инвалидностью Созданием данных правил занимается общественная организация «Перспектива». В ней занято много работников с инвалидностью, поэтому почти что все правила написаны непосредственно теми, кто каждый день сталкивается с трудностями коммуникации с обществом. В разговоре с человеком с инвалидностью обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику с жестового языка.

Таким образом, используя те или иные фразы и выражения, пусть даже неосознанно, мы сами создаем барьеры и стереотипы для тех людей, которые, по сути, совсем невинны. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно, будьте терпеливы и ждите, пока он сам не закончит фразу.

При общении со слабовидящим или незрячим человеком называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. В общей беседе называйте того, к кому обращаетесь. Не кидайтесь на помощь человеку, если вас об этом не попросили. Это одна из самых распространенных ошибок, допускаемая при общении с людьми с особыми потребностями и их родственниками.

Если вы действительно хотите помочь, спросите, нужна ли помощь и какая. Взрослый человек, долгое время живущий со своими особенностями, скорее всего, уже научился с ними справляться, а когда вы кидаетесь ему помогать, то наводите на мысль о беспомощности и ущербности.

При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку. При необходимости левую, а не правую. Инвалидная коляска, костыли, белая кость, собака-проводник или планшет у невербального человека в руках – часть личного пространства и имущества людей с инвалидностью.

  • Попросить погладить или покормить собаку, поиграть на планшете, помахать тростью – недопустимо;
  • Разговаривая с человеком на инвалидной коляске можно расположиться чуть ниже – ему будет комфортней, если ваши глаза будут находиться на одном уровне;

В противном случае человеку придется напрягать шею, запрокидывая голову, или смотреть на вас снизу вверх, что также неудобно и неприятно. Не смущайтесь, если вы сказали незрячему человеку «увидимся», а слабослышащему «вы слышали об этом. Не стоит прерывать беседу или пытаться извиниться – это обычные словесные конструкции, не фиксируйтесь на этих оговорках, не подчеркивайте: «Ах, вы же не можете слышать/видеть».

  • Чтобы привлечь внимание неслышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу, кричать не надо;
  • Скорее всего, вы не знаете, как у него настроен слуховой аппарат и каковы особенности нарушения слуха;

10. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, а к взрослым — по имени-отчеству, то есть точно так же, как к людям без инвалидности. Если вам нужно выступать перед публикой, где есть люди с инвалидностью, то помните: 1. Не употребляйте слов, которые могут быть кому-то обидны, даже если они кажутся нейтральными, а их замены — громоздкими. Потратьте несколько секунд, зато потом вы сумеете избежать ненужных последствий. Заранее просчитайте аудиторию, чтобы понимать, к кому вы обращаетесь.

  1. Например, при выступлении перед родителями особых детей необходимо быть несколько более внимательными и мягкими, потому что это более чувствительная аудитория и зачастую они даже более уязвимы, чем их особенные дети;

Учитывайте, что физические и ментальные особенности могут быть неочевидны. Если вы не замечаете у своей аудитории каких-то видимых отличий, лучше спросите у организаторов о пришедших, чтобы не попасть в неприятное положение. Если вы допустили ошибку, то не игнорируйте ее.

  1. Не смущайтесь, остановитесь, извинитесь за некорректное высказывание;
  2. Не нужно надеяться на то, что никто не заметит вашей оплошности;
  3. Также примите во внимание, что увидеть или прочесть ваше выступление способно большее количество людей;

И даже если ваша прямая аудитория не заметила ошибки, то в записи ее могут считать, а вы получите достаточно длинный и неприятный информационный «хвост». Фото: Татьяна Уфимцева.

Откуда взялось слово инвалид?

Инвали́д. Заимствовано из французского, в котором invalide восходит к латинскому invalidus — «бессильный», образованному от прилагательного validus (сильный) с помощью отрицательного префикса in. Происхождение слова инвалид в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г.

Инвалид. Французское — invalide. Латинское — invalidus (бессильный, слабый, больной). Существительное было заимствовано русским языком в первой половине XVIII в. из французского. Инвалидом называют человека, частично или полностью утратившего трудоспособность из-за болезни, ранения.

Однокоренные слова встречаем в языках германской группы: немецком (Invalide), испанском (invalido). Производные : инвалидный, инвалидность. Происхождение слова инвалид в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. Инвали́д. Вы, вероятно, слыхали про лекарство «валидо́л»: его потребляют сердечные больные.

  1. Название это произведено от латинского «вали́дус» — «здоровый», «оздоровляющий»; приставка «ин-» имеет отрицательное значение «не-»;
  2. Таким образом, «инвалидус» по-латыни — «нездоровый»;
  3. Мы позаимствовали уже офранцуженное «invalide»;

Происхождение слова инвалид в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. инвали́д , через нем. Invalide или франц. invalide из лат. invalidus. Происхождение слова инвалид в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М. Инвали́д. Заимств. в XVIII в. из франц. яз. , где invalide < лат. invalidus «бессильный, слабый, больной», преф. производного от validus «сильный, крепкий, здоровый» (от valeo «быть здоровым, сильным, крепким», ср. здоровый ). См. валидол. Происхождение слова инвалид в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. См. также: значение слова инвалид в толковых словарях .

Как называют инвалидов в Европе?

Об «особом» человеке и его возможностях Инвалидов в городах мы стараемся не замечать, полагая, что вряд ли этой категории людей понравится наше пристальное к ним внимание, – тем и успокаиваемся. Уступаем, конечно, место в транспорте, проезжую часть поможем перейти, в толпе не толкнём лишний раз, но и только.

  • Эгоизм здорового организма позволяет нам быть дозировано равнодушными к проблемам людей, которым в чем-то по жизни не повезло;
  • Но не все мы такие «деликатные», всегда есть сумасшедшие, которые кинутся на помощь пареньку с белой тростью, или женщине в инвалидной коляске, которой, например, вдруг захотелось посетить кинотеатр;

Не только на крыльцо затащат, но и билет купят, и в зал проводят. А потом еще возмущенное письмо напишут в высокую инстанцию: Почему кинотеатры не оборудованы пандусами?! Впрочем, есть специалисты, стремящиеся помогать особым людям и профессионально. Утром 28 сентября музей истории Кронштадта собрал представителей петербургских и областных организаций, так или иначе связанных с проблемами инвалидов, – реабилитационных центров, специальных школ, но также и музеев, библиотек, прочих досуговых учреждений.

  • Главный вопрос круглого стола с названием «Освоение пространства;
  • Путешествия «особых» людей» – как наиболее эффективно предоставить инвалидам те услуги, в которых они нуждаются, и, в частности, – возможность наряду с остальными представителями общества пользоваться очагами культуры, центрами творчества, отдыха, спорта и пр;

В течение нескольких часов 25 человек делились друг с другом опытом по социокультурному обслуживанию людей с ограниченными возможностями. Времени едва хватило – слишком острый и больной вопрос, совсем недавно на проблемы инвалидов обратило внимание государство.

Одна из выступающих горько пошутила: «Наконец-то в нашей стране появились инвалиды…» Люди с несохранённым интеллектом, люди с нарушением двигательных функций, слабослышащие, слабовидящие – к каждой категории нужен особый подход.

В СПбГМТиМИ «Шереметьевский дворец» для детей-инвалидов с 2008-го года проводятся интерактивные занятия «Зримый звук». Вдумайтесь в само название, и всё станет понятно. А в ГОУ СОШ №232 Адмиралтейского района реализуется проект с не менее говорящим названием «Подари свет».

Методист Ленинградского зоопарка рассказывала, как и каких именно зверьков они отбирают для того, чтобы дать на руки слабовидящим детям, посетившим зоопарк, – учитываются не только размеры, безопасность, вид животного, но и его характер.

Говорили о вариантах предоставления экскурсий для особой категории людей, о локальном туризме, организуемом для них, о финансовой и технической доступности таких проектов. Слишком многие факторы существенно снижают возможность участия инвалидов в подобных мероприятиях, и восполнить пробел можно только в тесном сотрудничестве социальных учреждений.

  1. Такая работа сможет вывести «особых» людей на новый уровень интеграции в общество и эта работа начата, но проблем впереди немало;
  2. И, прежде всего, необходимо понимание и обществом, и властью того, что человек с физическим недостатком абсолютно равен в правах с обычными людьми;

У нас в стране инвалидов официально называют «людьми с ограниченными возможностями», а в Европе – «людьми с дополнительными потребностями», и разница в смысле этих терминов огромна и очевидна. Дмитрий Машуров.

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью?

Разговаривайте на равных — Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Если человек на инвалидной коляске, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне.

  1. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами;
  2. Если у вас общая беседа в группе, не забудьте назвать себя и пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь;

Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже если отходите ненадолго). Коротко. Постарайтесь сделать так, чтобы человеку с инвалидностью было комфортно с вами общаться.

Как общаться с человеком на коляске?

У меня часто интересуются, особенно те, кто редко со мной общается, а есть ли какие-то незыблемые правила в общении с инвалидами. Тем, с кем общаемся, часто такие мысли даже не приходят в голову — они знают, что обидеть меня сложно. Например, я не обижусь на фразу: «Жень, а пошли пообедаем». Я не буду в истерике поправлять человека: «Пошли?!?! Я же не могу ходить!!! Как ты мог такое предложить?!» Но всё же многие привычные всем слова и фразы могут и оскорбить.

  1. Например, такие сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун» — они вроде привычные, но обижают;
  2. Я часто слышу, как мама, объясняя своему ребенку, увидевшему меня на инвалидной коляске, говорит: «Тетя болеет»;

Нет — я болею, когда у меня сопли и температура, а на коляске я потому, что не надо ездить в машине с пьяными водителями и обязательно пристегиваться ремнем безопасности. Сейчас многие журналисты употребляют словосочетание «человек с ограниченными возможностями».

Меня это совсем не возмущает, главное, что СМИ поднимают тему инвалидности. Но многие мои, так сказать, друзья по несчастью, недовольны. Поэтому легче и правильнее говорить: человек с инвалидностью. Или колясочник, или слабозрячий или слабослышащий, или с синдромом Дауна или с аутизмом (но никак не больной аутизмом).

А вообще не надо стесняться спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью. А вот 10 общих правил этикета, составленных людьми с инвалидностью: 1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

  1. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо;

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите. Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше — как со взрослыми.

Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно.

Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.

Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

  1. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас;
  2. 10;
  3. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать;

Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это». Что бесит больше всего: — Когда начинают помогать, не спросив как правильно, и если ты начинаешь объяснять как сделать лучше — обижаются! Типа я не оценила порыв помощи! — Когда стараются перевести тему, считая, что меня она может расстроить.

  1. Например, выбор горнолыжного курорта, покупка новых туфель на высоком каблуке или секс;
  2. Типа, инвалидам это недоступно, поэтому и говорить об этом не стоит;
  3. Чушь))) — Когда тебе начинают жаловаться на жизнь;

Чувак, посмотри на меня и поблагодари Господа за свои мелкие неприятности! У меня одно правило поведения с людьми с инвалидностью: быть естественным и общаться на равных. Если у человека нет ноги — это не значит, что у него нет мозгов.

Что такое Овз?

ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки.

Как называют инвалидов в Европе?

Об «особом» человеке и его возможностях Инвалидов в городах мы стараемся не замечать, полагая, что вряд ли этой категории людей понравится наше пристальное к ним внимание, – тем и успокаиваемся. Уступаем, конечно, место в транспорте, проезжую часть поможем перейти, в толпе не толкнём лишний раз, но и только.

Эгоизм здорового организма позволяет нам быть дозировано равнодушными к проблемам людей, которым в чем-то по жизни не повезло. Но не все мы такие «деликатные», всегда есть сумасшедшие, которые кинутся на помощь пареньку с белой тростью, или женщине в инвалидной коляске, которой, например, вдруг захотелось посетить кинотеатр.

Не только на крыльцо затащат, но и билет купят, и в зал проводят. А потом еще возмущенное письмо напишут в высокую инстанцию: Почему кинотеатры не оборудованы пандусами?! Впрочем, есть специалисты, стремящиеся помогать особым людям и профессионально. Утром 28 сентября музей истории Кронштадта собрал представителей петербургских и областных организаций, так или иначе связанных с проблемами инвалидов, – реабилитационных центров, специальных школ, но также и музеев, библиотек, прочих досуговых учреждений.

Главный вопрос круглого стола с названием «Освоение пространства. Путешествия «особых» людей» – как наиболее эффективно предоставить инвалидам те услуги, в которых они нуждаются, и, в частности, – возможность наряду с остальными представителями общества пользоваться очагами культуры, центрами творчества, отдыха, спорта и пр.

В течение нескольких часов 25 человек делились друг с другом опытом по социокультурному обслуживанию людей с ограниченными возможностями. Времени едва хватило – слишком острый и больной вопрос, совсем недавно на проблемы инвалидов обратило внимание государство.

Одна из выступающих горько пошутила: «Наконец-то в нашей стране появились инвалиды…» Люди с несохранённым интеллектом, люди с нарушением двигательных функций, слабослышащие, слабовидящие – к каждой категории нужен особый подход.

В СПбГМТиМИ «Шереметьевский дворец» для детей-инвалидов с 2008-го года проводятся интерактивные занятия «Зримый звук». Вдумайтесь в само название, и всё станет понятно. А в ГОУ СОШ №232 Адмиралтейского района реализуется проект с не менее говорящим названием «Подари свет».

Методист Ленинградского зоопарка рассказывала, как и каких именно зверьков они отбирают для того, чтобы дать на руки слабовидящим детям, посетившим зоопарк, – учитываются не только размеры, безопасность, вид животного, но и его характер.

Говорили о вариантах предоставления экскурсий для особой категории людей, о локальном туризме, организуемом для них, о финансовой и технической доступности таких проектов. Слишком многие факторы существенно снижают возможность участия инвалидов в подобных мероприятиях, и восполнить пробел можно только в тесном сотрудничестве социальных учреждений.

  • Такая работа сможет вывести «особых» людей на новый уровень интеграции в общество и эта работа начата, но проблем впереди немало;
  • И, прежде всего, необходимо понимание и обществом, и властью того, что человек с физическим недостатком абсолютно равен в правах с обычными людьми;

У нас в стране инвалидов официально называют «людьми с ограниченными возможностями», а в Европе – «людьми с дополнительными потребностями», и разница в смысле этих терминов огромна и очевидна. Дмитрий Машуров.

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью?

Разговаривайте на равных — Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Если человек на инвалидной коляске, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забудьте назвать себя и пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь.

Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже если отходите ненадолго). Коротко. Постарайтесь сделать так, чтобы человеку с инвалидностью было комфортно с вами общаться.

Кого называют инвалидами?

На прошлой неделе в Ельцин Центре прошел воркшоп «Взаимодействия с людьми с инвалидностью. Язык и этикет». Его лектором стала Татьяна Хижнякова, директор по развитию группы компаний «Ньютон» и вице-президент ассоциации «Особые люди» и мама ребенком с аутизмом, участником проекта #ЗАживое.

  1. IMC побывал на встрече и составил шпаргалку, как правильно говорить и писать о людях с инвалидностью;
  2. Инклюзивное образование – один из самых важных образовательных трендов в России последнего времени;
  3. Начиная с 2016 года родители особых детей могут самостоятельно принимать решения о том, в какую школу отдавать своего ребенка: до этого дети с инвалидностью обучались исключительно в коррекционных школах;

Сейчас они входят в общеобразовательное пространство, и любая школа должна принять у себя ребенка с особенностями физического или ментального развития. Возможно, в ближайшие пару лет мы познакомимся с новым поколениям особых людей. Если раньше такие дети, подростки и молодые люди сидели по домам, никто о них толком ничего не знал, и не считал нужным воспринимать их всерьез, то сейчас ситуация изменилась.

Они ходят в театры, посещают различные центры, музеи, стремятся к общению и много путешествуют. У таких людей есть свой круг общения, есть или будут семьи, они работают и живут в информационном пространстве.

Вряд ли им понравится, если их, уже взрослых людей, будут называть «инвалидами», «людьми с дефектами». Тем не менее в нашей повседневной речи, осознанно или нет, проскальзывают выражения типа «нормальный»/«ненормальный». Их используют даже чиновники, сами не понимая того, насколько уместно применения того или иного термина. И может ли это кого-то задеть. В школе существует неопределенная психологическая неподготовленность к принятию таких учеников, именно по этому в последнее время об этом так много говорится и пишется. Что значит термин «инвалид», как его лучше использовать и стоит ли его использовать вообще? К сожалению, в статье ФЗ «О социальной защите инвалидов» есть такое определение: «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Получается, что в статье Федерального Закона человек с инвалидностью рассматривается как больной, недееспособный, несамостоятельный и нуждающийся в защите. Тогда как в «Конвенции о правах инвалидов» мы видим совсем другое определение: «Инвалидность — эволюционирующее понятие, инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Очень важно понимать, что есть целый спектр некорректных фраз, которые лучше не использовать. В одном случае вы просто ограничитесь охлаждением отношений с конкретным человеком, но есть вероятность того, что может произойти громкий скандал.

Таким образом, если в первом определении мы говорим о медицинских аспектах и практически сразу навешиваем на человека ярлыки (человек имеет инвалидность, значит, он не может петь, танцевать, читать и ходить в музеи), то во втором речь идет непосредственно об отношении окружающих и тем психологическим барьерам, которые мешают им свободно общаться с особыми людьми. И что с этим делать? Чтобы не испортить жизнь окружающим, придерживайтесь двух четких принципов: 1. Используйте слова и понятия, которые не создают стереотипы и не навешивают на других ярлыки. Не используйте такие слова и понятия, которые эти стереотипы создают. А теперь давайте определимся с понятиями и их нюансами. «Человек с инвалидностью» – распространенное и допустимое понятие. Оно принято в обществе и определяет людей с какими-либо особенностями физического или ментального развития. В официальных документах и нормативных актах принят термин «инвалид», но его крайне не рекомендуется использовать в речи или текстах.

Отсюда простой вывод: инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие и одна из форм неравенства, которая формируется обществом. Тем не менее, «инвалид» — это не ругательство, а официальный термин.

Но вместе него лучше говорить «человек с инвалидностью», пусть даже это займет у вас на секунду больше времени. «Человек с ограниченными возможностями» также стало распространенным понятием, но в последнее время вокруг него проходит очень много споров. Его хотят заменить на словосочетание «человек с особыми потребностями».

В отличие от первого, оно не ограничивает человека в выборе деятельности, а, наоборот, предлагает ему варианты. Кроме этого, правильнее говорить «человек с инвалидностью» или «человек без инвалидности», а не «нормальный» и «здоровый» — не правильно.

Вместо них в специальных кругах стали использоваться термины «нормотипичный» и «нейротипичный» (если мы говорим об особенностях психиатрического спектра). Они созданы для того, чтобы не сравнивать человека с особенностями развития и человека без таких особенностей. А в разговоре о тех, кто использует инвалидные коляски, правильно будет использовать фразы типа «человек, использующий инвалидную коляску», «человек, передвигающийся на коляске», «человек на коляске», «человек на кресле-коляске». Неправильно – «прикованный к инвалидной коляске», «колясочник», «парализованный», «человек на кресле-каталке». Почему нужно именно так, а не иначе? Однажды группе молодых людей с разными видами инвалидностью предложили пройти тест о том, какие чувства у них вызывают те или иные выражения.

  1. Например, неправильно говорить «В этой школе обучаются здоровые дети и дети с аутизмом»;
  2. Правильно будет так: «В этой школе обучаются дети с аутизмом и нормотипичные дети»;
  3. По мнению всех опрошенных, фраза «прикованный к коляске» ассоциировалось у них с обреченностью;

Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «одноногий» и так далее — вызывают сочувствие и жалость. Слова «калека» и «даун» вызывают брезгливость и отвращение и нежелание общаться с человеком, на которого эти ярлыки навешиваются. «Псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с непредсказуемостью и опасностью. Сейчас каждое слово, брошенное в разговоре, имеет свои последствия, поэтому нужно стремиться к правильности нашей речи, к аккуратности употреблению тех или иных слов 10 основных правил этикета от людей с инвалидностью Созданием данных правил занимается общественная организация «Перспектива». В ней занято много работников с инвалидностью, поэтому почти что все правила написаны непосредственно теми, кто каждый день сталкивается с трудностями коммуникации с обществом. В разговоре с человеком с инвалидностью обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику с жестового языка.

  • Таким образом, используя те или иные фразы и выражения, пусть даже неосознанно, мы сами создаем барьеры и стереотипы для тех людей, которые, по сути, совсем невинны;
  • Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно, будьте терпеливы и ждите, пока он сам не закончит фразу;

При общении со слабовидящим или незрячим человеком называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. В общей беседе называйте того, к кому обращаетесь. Не кидайтесь на помощь человеку, если вас об этом не попросили. Это одна из самых распространенных ошибок, допускаемая при общении с людьми с особыми потребностями и их родственниками.

Если вы действительно хотите помочь, спросите, нужна ли помощь и какая. Взрослый человек, долгое время живущий со своими особенностями, скорее всего, уже научился с ними справляться, а когда вы кидаетесь ему помогать, то наводите на мысль о беспомощности и ущербности.

При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку. При необходимости левую, а не правую. Инвалидная коляска, костыли, белая кость, собака-проводник или планшет у невербального человека в руках – часть личного пространства и имущества людей с инвалидностью.

Попросить погладить или покормить собаку, поиграть на планшете, помахать тростью – недопустимо. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске можно расположиться чуть ниже – ему будет комфортней, если ваши глаза будут находиться на одном уровне.

В противном случае человеку придется напрягать шею, запрокидывая голову, или смотреть на вас снизу вверх, что также неудобно и неприятно. Не смущайтесь, если вы сказали незрячему человеку «увидимся», а слабослышащему «вы слышали об этом. Не стоит прерывать беседу или пытаться извиниться – это обычные словесные конструкции, не фиксируйтесь на этих оговорках, не подчеркивайте: «Ах, вы же не можете слышать/видеть».

Чтобы привлечь внимание неслышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу, кричать не надо. Скорее всего, вы не знаете, как у него настроен слуховой аппарат и каковы особенности нарушения слуха.

10. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, а к взрослым — по имени-отчеству, то есть точно так же, как к людям без инвалидности. Если вам нужно выступать перед публикой, где есть люди с инвалидностью, то помните: 1. Не употребляйте слов, которые могут быть кому-то обидны, даже если они кажутся нейтральными, а их замены — громоздкими. Потратьте несколько секунд, зато потом вы сумеете избежать ненужных последствий. Заранее просчитайте аудиторию, чтобы понимать, к кому вы обращаетесь.

Например, при выступлении перед родителями особых детей необходимо быть несколько более внимательными и мягкими, потому что это более чувствительная аудитория и зачастую они даже более уязвимы, чем их особенные дети.

Учитывайте, что физические и ментальные особенности могут быть неочевидны. Если вы не замечаете у своей аудитории каких-то видимых отличий, лучше спросите у организаторов о пришедших, чтобы не попасть в неприятное положение. Если вы допустили ошибку, то не игнорируйте ее.

Не смущайтесь, остановитесь, извинитесь за некорректное высказывание. Не нужно надеяться на то, что никто не заметит вашей оплошности. Также примите во внимание, что увидеть или прочесть ваше выступление способно большее количество людей.

И даже если ваша прямая аудитория не заметила ошибки, то в записи ее могут считать, а вы получите достаточно длинный и неприятный информационный «хвост». Фото: Татьяна Уфимцева.

Откуда взялось слово инвалид?

Инвали́д. Заимствовано из французского, в котором invalide восходит к латинскому invalidus — «бессильный», образованному от прилагательного validus (сильный) с помощью отрицательного префикса in. Происхождение слова инвалид в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г.

Инвалид. Французское — invalide. Латинское — invalidus (бессильный, слабый, больной). Существительное было заимствовано русским языком в первой половине XVIII в. из французского. Инвалидом называют человека, частично или полностью утратившего трудоспособность из-за болезни, ранения.

Однокоренные слова встречаем в языках германской группы: немецком (Invalide), испанском (invalido). Производные : инвалидный, инвалидность. Происхождение слова инвалид в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. Инвали́д. Вы, вероятно, слыхали про лекарство «валидо́л»: его потребляют сердечные больные.

Название это произведено от латинского «вали́дус» — «здоровый», «оздоровляющий»; приставка «ин-» имеет отрицательное значение «не-». Таким образом, «инвалидус» по-латыни — «нездоровый». Мы позаимствовали уже офранцуженное «invalide».

Происхождение слова инвалид в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. инвали́д , через нем. Invalide или франц. invalide из лат. invalidus. Происхождение слова инвалид в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М. Инвали́д. Заимств. в XVIII в. из франц. яз. , где invalide < лат. invalidus «бессильный, слабый, больной», преф. производного от validus «сильный, крепкий, здоровый» (от valeo «быть здоровым, сильным, крепким», ср. здоровый ). См. валидол. Происхождение слова инвалид в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. См. также: значение слова инвалид в толковых словарях .