Что Должен Знать Каждый Социальный Работник?

Что Должен Знать Каждый Социальный Работник
Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.

Что входит в задачи социального работника?

Краткое описание — Социальный работник – это специалист, который помогает незащищенным слоям населения (например, одиноким пожилым, инвалидам, сиротам, многодетным семьям). Люди, о которых заботится социальный работник, называются подопечными. Основная задача социального работника – улучшение материально-бытовых условий жизни подопечных, психологическая поддержка, обеспечение социально-правовой защиты.

  1. Специалист обеспечивает подопечных продуктами питания, занимается уборкой и приготовлением пищи, покупает лекарства, ходит в поликлинику за рецептами на лекарства и результатами анализов, посещает подопечных в больнице;

Социальный работник занимается сбором документов для различных государственных учреждений, добивается назначения льгот и субсидий. Кроме того, специалист проводит консультации по правовым, психологическим и педагогическим проблемам, а также предлагает пути преодоления трудных жизненных ситуаций.

Например, предлагает родителям ребенка, имеющего трудности в обучении, перевести его в специализированное учебное заведение. Также в обязанности социального работника входит отслеживание и выявление нуждающихся в помощи людей.

Помимо этого, социальный работник может заниматься и работой с молодежью : проводит профилактику асоциальных явлений в молодежной среде, организует помощь молодым семьям, выявляет и решает проблемы молодежи в области трудоустройства.

Каковы основные функции социального работника?

Социальный работник по указанию специалиста по социальной работе выполняет технические функции : покупку и доставку продуктов, лекарств, доставку вещей в прачечную, химчистку, оказание доврачебной помощи (измерение температуры, накладывание горчичников и т.

Что включает в себя социальная работа?

Социальная работа – это вид профессиональной деятельности, заключающийся в оказании помощи людям, имеющим потребность в ней и не способным на данный момент в силу различных обстоятельств своими силами справиться с возникшей жизненной ситуацией, с целью содействия социальному функционированию, повышения их уровня социального благополучия. Клиентами социальных работников, нуждающимися в социальной защите, могут быть:

    дети, оставшиеся без попечения родителей; малообеспеченные и многодетные семьи; семьи, имеющие в своем составе инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей; граждане, пострадавшие от стихийных бедствий; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы; безработные граждане; граждане пожилого возраста, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Среди учебных дисциплин, изучаемых студентами направления подготовки «Социальная работа»:

    История, теория и технология социальной работы Экономические и правовые основы социальной работы Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе Методика исследований в социальной работе Организация, управление и администрирование в социальной работе Социальная политика Занятость населения Социальная работа в психиатрии.

Помимо российских специалистов в учебном процессе участвуют иностранные ученые и профессионалы, есть возможности для стажировок за границей. Студенты Факультета социальных наук, обучающиеся по направлению «Социальная работа», имеют уникальную возможность принять участие в международной программе «Добровольный социальный год», пройдя годовую стажировку в Германии. Трудоустройство выпускников:

    благотворительные фонды, общественные организации, службы добровольцев организации социального обслуживания (управления социальной защиты населения; комплексные центры социального обслуживания населения; центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; кризисные центры помощи женщинам; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; отделения Пенсионного Фонда РФ) организации, регулирующие занятость (центры занятости) организации сферы здравоохранения организации сферы образования (органы опеки и попечительства несовершеннолетних; образовательные организации общего, профессионального и дополнительного образования) исправительные учреждения (воспитательные и исправительные колонии).

Перспективными направлениями для выпускников является:

    социально-проектная деятельность, направленная на обеспечение социального благополучия разных групп населения; социальное предпринимательство.

О поступлении в бакалавриат на направление «Социальная работа» :

    Форма обучения и нормативный срок обучения: очная — 4 года, заочная — 5 лет; Вступительные экзамены — русский язык, история, обществознание; Профили (специализации) — организация социальной работы с разными группами населения.

Поступающим в магистратуру на направление «Социальная работа» :

    Срок обучения — 2 года Форма обучения – очная Предмет вступительных испытаний – социология

Магистерская программа «Организация социальной работы с разными группами населения» Организации-партнеры направления «Социальная работа».

Какая зарплата у социальных работников?

Сложная ситуация — Сотрудники социальной защиты населения повсеместно жалуются на сложную ситуацию. Московским соцработником обслуживается от 7 до 15 человек/24 ч. Размер проездного ТАТ составляет 1,0 тыс. руб. Если человек не укладывается в эту сумму, доплачивать ему приходится из собственного кармана. Расход бензина также оплачивается самостоятельно. В сельской местности ситуация еще более сложная.

  • При средней ставке 16-18 человек и 8-часовом рабочем дне, заработная плата социального работника варьируется от 9000 до 10000;
  • В Свердловской области с января 2017 г;
  • были в очередной раз изменены условия;

Сотрудники социальной защиты населения, работающие в частном и благоустроенном секторе, стали получать одинаковую заработную плату. Средняя заработная плата в 2022 году выглядит так:

Ставка Заработная плата (руб. ) Рабочий день Кол-во человек на обслуживании
0,25% 2500 2,5 часа 6
0,5% 9500 8:30-12:30 9
0,75% 13500 8:30-15:30 13
100% 18000-30000 8:30-17:30 18 (9 человек/24 ч. )

Как иронизируют сами соцработники, они одновременно являются экономистами, юристами и психологами. Помимо своих прямых обязанностей, они обязуются оформлять огромное количество документов, «забивать» в планшет отчеты, сводить акты и самостоятельно находить людей, нуждающихся в помощи. Переподготовка осуществляется за свой счет.

Сколько человек должен обслуживать социальный работник?

Действующий В целях реализации пунктов 2 и 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст.

  • 4257) и в соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г;
  • N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст;

4583), а также в целях координации деятельности и методического обеспечения установления и расчета нормативов числа получателей социальных услуг на одного социального работника в сфере социального обслуживания приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания.

  1. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года;
  2. Методические рекомендации по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания (далее соответственно — нормы нагрузки, Методические рекомендации) разработаны в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при установлении нормативов числа получателей социальных услуг на одного социального работника государственных и (или) муниципальных организаций социального обслуживания, в том числе при формировании органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)», установлении норм времени на оказание социальных услуг социальными работниками, норм нагрузки, нормативов численности социальных работников и иных норм труда социальных работников организаций социального обслуживания;

Нормы нагрузки определяются на основании норм времени на оказание социальных услуг социальными работниками с учетом установленного режима труда и отдыха социальных работников в сфере социального обслуживания. Нормы нагрузки определяются в соответствии с алгоритмом, предусмотренным приложением N 1 к Методическим рекомендациям.

  • Трудоемкость оказания социальных услуг социальными работниками для расчета средних затрат труда социального работника на обслуживание одного получателя социальных услуг (далее — типовые нормы времени) определяется в порядке, установленном пунктами 16-20 настоящих Методических рекомендаций и приложением N 2 к Методическим рекомендациям;

Типовые нормы времени установлены в виде диапазона значений времени на наиболее часто встречающиеся социальные услуги, оказываемые социальными работниками из расчета на единицу объема оказываемой социальной услуги с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой, доступности предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, медицинских организаций и других факторов, оказывающих влияние на трудоемкость оказания соответствующих социальных услуг.

  • Типовые нормы времени установлены с учетом видов работ, предусмотренных профессиональным стандартом «Социальный работник» *(1) на следующие виды социальных услуг *(2) : социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочные социальные услуги;

Фактическая трудоемкость оказания социальных услуг социальными работниками определяется с учетом перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утверждаемого законом субъекта Российской Федерации *(3). Расчетные нормы времени на оказание социальных услуг (далее — нормы времени) определяются на основе типовых норм времени с учетом региональной специфики деятельности социального работника путем применения при отклонении фактических организационно-технических условий оказания услуги от типовых поправочных коэффициентов.

Нормы времени на социальные услуги, фактически оказываемые получателям социальных услуг, но не вошедшие в типовые нормы труда, определяются в соответствии с методическими рекомендациями по разработке типовых отраслевых норм труда *(4).

10. Нормы времени определяются дифференцированно в зависимости от формы социального обслуживания и места оказания социальной услуги (благоустроенный сектор/неблагоустроенный сектор) с учетом особенностей деятельности организации социального обслуживания. Трудоемкость оказания социальных услуг определяется с учетом периодичности и кратности оказания социальных услуг, установленных стандартами социальных услуг *(5) , по следующей формуле: , где: — расчетная норма времени на оказание i-й социальной услуги; — объем оказания i-й социальной услуги с учетом периодичности и кратности в годовом исчислении *(6). Пример расчета трудоемкости оказания социальных услуг приведен в таблице 1.

N п/п Наименование социальной услуги Расчетная норма времени на оказание социальной услуги, мин ( ) Периодичность оказания социальной услуги, раз в год Кратность оказания социальной услуги, один раз в течение периода Число получателей социальной услуги, чел. ( ) Трудоемкость оказания социальной услуги, чел. -час. , ( )
2 3 4 5 6 7=(3 х 4 х 5 х 6)/60
1. Покупка за счет средств получателя услуг и доставка на дом продуктов питания (горячих обедов) на расстояние 30 12 2 200 2400 (144000/60)
2. Оказание помощи в приготовлении пищи (из продуктов получателя услуг) 40 52 2 100 6933 (416000/60)
. . . . . . .
Итого: 300 9333

12. Норматив нагрузки одного социального работника определяется дифференцировано в зависимости от формы социального обслуживания *(7) и места оказания социальной услуги (благоустроенный сектор/неблагоустроенный сектор). 13. Средняя норма нагрузки одного социального работника ( ) определяется по следующей формуле: , где: — норма нагрузки одного социального работника для i-й формы социального обслуживания и j-го места оказания социальной услуги; — весовой коэффициент, показывающий объем оказываемых социальных услуг для i-й формы социального обслуживания и j-го места оказания социальной услуги. Например, норма нагрузки одного социального работника в форме социального обслуживания на дому составляет 9,4 чел. /час. для благоустроенного сектора (город) и 7,5 чел. /час. для неблагоустроенного сектора (село). На благоустроенный сектор приходится 60% объема оказываемых услуг, а на неблагоустроенный — 40%. Тогда средняя норма нагрузки одного социального работника ( ) составит: 9,4 х 0,6 + 7,5 х 0,4=8,6 чел. /час. 14. Порядок расчета нормы нагрузки одного социального работника для i-й формы социального обслуживания и j-ro места оказания социальной услуги предусмотрен приложением N 3 к Методическим рекомендациям. 15. Штатная численность социальных работников организации социального обслуживания определяется по следующей формуле: , где: — штатная численность социальных работников, шт. ед. ; N — количество получателей социальных услуг в годовом исчислении, чел. ; — годовая норма нагрузки одного социального работника, чел. /час. ; — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т. , определяемый по формуле: , где: — суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников организации за расчетный период времени, час; — нормативный фонд рабочего времени одного социального работника за расчетный период времени, час; — среднесписочная численность всех работников организации (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (расчетный период рекомендуется выбирать не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета), чел. Пример расчета штатной численности социальных работников организации социального обслуживания приведен в таблице 2 *(8).

N п/п Наименование показателя Порядок расчета Значение показателя
1 2 3 4
1. Численность получателей социальных услуг в годовом исчислении (N), чел. 214
2. Годовая норма нагрузки социального работника ( ), чел. /час. 9,6
3. Суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников организации за расчетный период времени ( ), час 5000
4. Нормативный фонд рабочего времени одного социального работника за расчетный период времени ( ), час 2000
5. Среднесписочная численность всех работников организации ( ), чел. 20
6. Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников ( ) 1,13
7. Штатная численность социальных работников организации, шт. ед. 25,2

16. Типовые отраслевые нормы труда на оказание социальных услуг социальными работниками определяются с учетом технологии оказания социальных услуг и организации труда социальных работников. 17. Социальное обслуживание осуществляется специальными организациями либо специализированными отделениями в организациях социального обслуживания общего типа.

11. На основе заключенного договора о социальном обслуживании для социального работника составляется график посещения получателей услуг (далее — график). Данный график содержит всю необходимую информацию для оказания услуг их получателю на неделю (месяц), в соответствии с которой распределяется рабочее время социального работника.

При необходимости график может пересматриваться. Все изменения согласуются с получателями социальных услуг. 18. Организационно-техническими условиями предусматривается рациональная организация рабочих мест, своевременное получение материалов, необходимых для работы, а также другие условия, влияющие на организацию труда.

Сколько раз в неделю должен ходить социальный работник?

СТОИМОСТЬ УСЛУГИ — Услуги социального работника оказывают платно тем пенсионерам, у кого есть дети трудоспособного возраста. Стоимость одного визита в сельской местности – 1 рубль 90 копеек, в городе – 1 рубль 30 копеек. За эту сумму в городе длительность визита 1 час 50 минут, в сельской местности – 2 часа 40 минут.

Учитывается, что в деревне есть придомовая территория и социальному работнику требуется больше времени на выполнение работы: к примеру, нужно принести в дом дрова и воду. Количество визитов социального работника человек определяет сам – от двух до пяти раз в неделю (кроме выходных и праздничных дней).

Те пенсионеры, у кого нет детей или дети сами стали пенсионерами, платят 60% от установленной суммы. Льгота даётся, если пенсия подопечного не превышает два бюджета прожиточного минимума (576 рублей). Социальный работник: кому положен, сколько это стоит и какие услуги он оказывает.

Какую документацию должен вести социальный работник?

Каждый социальный работник обязан вести журнал учета, на первых страницах которого указываются сведения о получателях услуг, далее — подробная информация о предоставленных услугах.

Какие личностные качества играют важнейшую роль для человека работающего в социальной сфере?

Социальный работник – это всегда благородный, толерантный, мудрый человек. Он способен сопереживать и одновременно находить реальное решение проблем своих подопечных. Его труд неразрывно связан с такими личностными качествами как доброжелательность, милосердие, коммуникабельность, честность и порядочность.

Сколько выделяют групп качеств социального работника?

УДК 37:36 К ВОПРОСУ О ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА © Лариса Александровна РОМАНИНА Тамбовский государственный университет им. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, e-mail: kurinandrey@mail.

ru © Андрей Юрьевич КУРИН Тамбовский государственный университет им. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования, e-mail: kurinandrey@mail.

ru © Надежда Викторовна КУРИЛОВИЧ Тамбовский государственный университет им. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, e-mail: kurinandrey@mail. ru Рассматривается значимость профессионально-личностных качеств социального работника.

Читайте также:  Что Нужно Для Получения Социальной Помощи?

Представлены разные позиции относительно требований к профессиональным и личностным качествам социального работника. Анализ сущности социальной работы показывает, что профессиональный социальный работник должен быть носителем этических и квалификационных стандартов, касающихся отношений между людьми, между людьми и социумом, отношений в семье, в трудовом коллективе, общине, других сферах жизнедеятельности людей.

К претендентам на профессиональную деятельность в области социальной работы предъявляется целая система требований: их практическому опыту, психологическим качествам личности, общему и физическому развитию. Выявляются составляющие готовности к профессиональной деятельности, в частности, определена мотивационная сфера будущего социального работника, обеспечивающая развитие духовно-нравственных качеств, включающих умственную, волевую и эмоциональную стороны личности студентов, влияя в свою очередь на все стороны последующей профессиональной деятельности.

С позиции деятельностного подхода выделяются необходимые умения социального работника: аналитические, конструктивные, исполнительские, учитывающие профессионально-личностные качества. Ключевые слова: профессионально-личностные качества; деятельностный подход; духовно-нравственным качества, личностные характеристики социального работника; готовность к профессиональной деятельности; социальная диагностика; должностные обязанности специалиста по социальной работе; основные мотивы, актуализирующие профессиональную деятельность.

Анализ сущности социальной работы показывает, что профессиональный социальный работник должен быть носителем этических и квалификационных стандартов, касающихся отношений между людьми, между людьми и социумом, отношений в семье, в трудовом коллективе, общине, других сферах жизнедеятельности людей.

Изучение практики социальной работы в России и за рубежом показало, что к претендентам на профессиональную деятельность в области социальной работы предъявляется целая система отраженных в образовательных стандартах требований к практическому опыту, психологическим качествам личности, ее общему развитию, физическому здо- ровью, а также (в ряде западных стран) возрастным границам для претендентов.

В этой связи исследователи рассматривают широкий спектр необходимых для профессионала личностных качеств и умений, в своей совокупности составляющих образ специалиста, готового к профессиональной деятельности. Вычленяя общие основания исследований, посвященных анализу личностных и духовно-нравственных качеств социального работника, можно заключить, что в отечественной специальной литературе наиболее целостное воплощение данная проблема получила в рамках деятельностного подхода, базирующегося на работах А.

Леонтьева, Б. Ломова, С. Рубинштейна и других ученых, позволяющего осуществлять анализ разнообразных аспектов профессиональной деятельности и вузовской подготовки будущих специалистов. И это обоснованно, т. сама специфика гуманистически ориентированной профессиональной деятельности предъявляет к специалисту требования, которые относятся, прежде всего, к его ценностно-смысловой сфере, личностным характеристикам, духовно-нравственным качествам, создающим ядро его личности.

Подчеркнем, что требования к духовно-нравственным качествам личности социального работника нельзя считать «застывшей догмой», т. они определяются условиями культуры современного общества, степенью развития социальной работы как профессиональной деятельности, международными требованиями к квалификации профессионала, объективными потребностями развивающихся социальных служб, а также эффективностью многовариантного, альтернативного решения социальных проблем в условиях переходного состояния российского общества.

  1. Большой вклад в изучение и разработку профессионально-личностных качеств социального работника внесли работы С;
  2. Бели-чевой, В;
  3. Бочаровой, С;
  4. Григорьева, Л;
  5. Гусляковой, Л;
  6. Деминой, И;
  7. Зимней, В;
  8. Келасьева, P;
  9. Куличенко, Л;

Топче-го, Т. Шевеленковой, Л. Шинелевой, Н. Шмелевой и других российских ученых. Значимость профессионально-личностных качеств специалиста подтверждается тем, что их перечень зафиксирован в основополагающих документах, признаваемых профессиональным сообществом социальных работников всех стран: Международной Декларации этических принципов социальной работы, Международных этических стандартах социальной работы, этическом Кодексе Национальной Ассоциации социальных работников США, отечественном Кодексе этики социального работника.

В исследованиях по рассматриваемой проблеме представлены разные позиции относительно требований к профессиональным и личностным качествам социального работника: — компетентность по широкому кругу значимых проблем; — высокий уровень общего образования и культуры; — доброта, любовь к людям, душевность, эмпатия; — общительность; — умение правильно понять человека; — способность поддержать другого и стимулировать его на развитие собственных сил; — гибкость в принятии решений и их последующем выполнении; — организационные способности.

Позиция практиков обобщена научным коллективом под руководством В. Келась-ева, наиболее важные личностные качества социальных работников сведены ими в следующие три группы : 1) профессиональные качества личности — это высокий профессионализм, компетентность в решении разнообразных социальных проблем, высокий уровень образования и общей культуры (в т.

  • духовной), владение смежными специальностями и знаниями по педагогике, психологии, юриспруденции; 2) гуманистические качества личности -это доброта, любовь к людям, душевность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, желание принять чужую боль на себя, милосердие, человечность, чувство сострадания, эмпатия; 3) социальные качества личности — они включают коммуникабельность, умение правильно понять человека и поставить себя на его место, гибкость и деликатность, тактичность в общении, умение слушать, способность поддерживать другого и стимулировать его на развитие собственных сил, умение вызывать к себе доверительное отношение, организационные способности;

Особый акцент мы делаем на профессионально-личностные качества специалиста, связанные с культурой профессионального общения. У профессионалов, обладающих культурой профессионального общения, существует внутренняя система личностной регуляции профессиональной деятельности, личностного поведения, профессиональных отношений с клиентами и коллегами [2; 3].

Комплексную разработку профессионально-личностных качеств одними из первых в России провел научный коллектив под руководством С. Григорьева в 1991 г. , раз- работавший профессиограммы социального работника.

В дальнейшем ее развивали и обогащали многие ученые, в т. группа научных работников Исследовательского Центра проблем качества подготовки специалистов под руководством И. Зимней. В работах научного коллектива И. Зимней представлен один из подходов к профессионально-личностным качествам социального работника как субъекта профессиональной деятельности.

В соответствии с ним в модели данного специалиста разграничиваются три следующие структурные компонента: 1) собственно личностные характеристики социального работника (одним из определяющих критериев здесь является соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности); 2) компетентность социального работника (включает социальные знания и умения в конкретной области работы и в тех ее сферах, которые прямо или косвенно с ней связаны); 3) умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях общения.

Два последних основания детализируются в целом ряде умений социального взаимодействия, например, умении менять ролевые позиции и отношения, умении облегчать общение, умении формировать новые социальные роли у клиентов и др. Опираясь на профессиональные качества личности, И.

Зимняя разработала четырех-звенную сферу деятельностных и интерактивных характеристик социального работника. Деятельностные особенности, в свою очередь, автор разделила на социально-конвенциональные знания и умения; профессиональные знания и умения.

Социально-конвенциональные представляют собой знания должностных обязанностей и умение их исполнять: знания нормативно-правовой основы; организации социально-значимой деятельности среди населения; социально-правовую защиту интересов клиента и соответствующие этим знаниям умения (координации деятельности заинтересованных и включенных в данные сферы организаций и других; умения оформления и ведения документации, контроля за принятием решений по ней.

  • Группа профессиональных предметных умений включает в себя выработанные на основе знаний умения: диагностирования проблем; определения характера требуемой психологической помощи на основании знаний основных закономерностей развития личности и другие, а также сформированность навыков профессиональной деятельности;

Группа деятельностно-ролевых умений предполагает сформированность умений: устанавливать равноправные отношения (с клиентами, коллегами); гибко и произвольно менять ролевые и позиционные отношения, а также формировать новые социальные роли у клиентов. В группу коммуникативных особенностей И.

Зимняя включает коммуникативно-информационные и социально-перцептивные умения. Они предполагают: владение культурой межличностного общения; фасилита-тивные умения; навыки оптимизации общения с клиентами, представителями различных социальных групп.

Особенности социального взаимодействия включают умения: координировать социальные связи и отношения; координировать взаимодействия с разными клиентами на основе навыков наблюдения, отбора и анализа социально-значимой информации. На основе изучения личностных качеств, необходимых специалисту, проведенного Т.

  1. Шевеленковой, предложен один из вариантов Квалификационной характеристики социального работника;
  2. Автор выделила следующие требования: гуманистическая направленность личности; личная и социальная ответственность; чувство собственного достоинства и уважение личности другого; эмпатийность; готовность понять другого и оказать ему психологическую поддержку, эмоционально-позитивная направленность; эмоциональная устойчивость; установка на психическое здоровье; личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности;

Личностные качества социального работника разделяют на три группы. К первой группе относят психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность.

В третью группу включены психолого-педагоги- ческие качества, от которых зависит эффект личного обаяния. Качества первой группы отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояния сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность).

Ко второй группе относят такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

  • В третью группу включены: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность; красноречие и др;

Последняя группа качеств трактуется как психолого-педагогическая грамотность. В нее входят: педагогическая наблюдательность, проявляющаяся в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие; педагогическое предвидение как умение увидеть конечный результат предпринимаемых действий; умение провести интервьюирование, создать обстановку безопасности и доверия.

  • По мнению Е;
  • Холостовой, при определении профессионально-личностных качеств социального работника следует выделять следующие их группы: психофизиологические; психологические; психолого-педагогические;
  • Важнейшей составляющей готовности к профессиональной деятельности являются профессиональные умения, которые выражаются через способы реализации знаний;

Их можно охарактеризовать как инструментальную составляющую готовности к профессиональной деятельности. Среди них выделяют следующие умения: — вычленение проблем клиента; — их диагностирование; — определение характера требуемой психологической и иной помощи; — установка равнопартнерских отношений с клиентом; — формирование у клиента новых социальных ролей.

  1. Следует согласиться с мнением P;
  2. Ку-личенко в том, что доминантная сфера применения профессиональных знаний и умений социального работника — ориентация в проблемах социальной диагностики наличной ситуации, а на ее основе — прогнозирования, проектирования и моделирования предстоящего развития и функционирования социальных систем разного уровня (индивида, малой группы, общности);

Социальная диагностика — это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние.

Ее обобщенные результаты составляют социальный диагноз, т. научно обоснованное заключение о состоянии социального здоровья рассматриваемого объекта или социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении (мониторинге).

Осуществление социальной диагностики предполагает осуществление специфической научно-познавательной и поисково-исследовательской деятельности. Подчеркнем, что поисково-исследовательская направленность в работе специалиста по социальной работе отражена в «Квалификационных требованиях по социальной работе».

  1. Так, в должностных обязанностях специалиста по социальной работе указаны в качестве обязательных к проведению следующие аспекты деятельности: — выявление на предприятии (объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи; — установление причин возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т;

по месту работы и учебы; — выявление и оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; — участие в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров.

Таким образом, целевые установки специалиста должны быть сфокусированы на поиске причин социальных аномалий, выявлении закономерностей, порождающих трудные жизненные ситуации, конфликты. Следовательно, сама сущность подходов к построению системы социальной помощи (виды, формы, средства, инструментарий) требует культивирования навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам каждодневной практики.

Неоспорим тот факт, что профессионализм социальным работникам необходим для изучения проблемных ситуаций, социального обслуживания различных групп нуждающихся людей, причем содержание их поисково-исследовательской деятельности часто во многом зависит от характеристики этих групп и их социального окружения.

Проблемы личностных характеристик индивида, обеспечивающих его успешность в проектно-исследовательской деятельности, активно изучаются в психологии творчества в аспекте анализа творческой личности (К. Абульханова-Славская, Т.

Базыле-вич, Д. Богоявленская, А. Вербицкий, В. Дружинин, А. Леонтьев, Я. Пономарев и др. Необходимые для творческой исследовательской деятельности личностные характеристики условно можно сгруппировать следующим образом: мотивационные, когнитивные, креативные, эмоционально-волевые, инструментальные.

  1. Характеризуя творческую личность исследователя, В;
  2. Дружин выделяет следующие ее признаки: наличие мотивации; личностную увлеченность; независимость как ориентацию на личностные ценности, а не на внешние оценки; убежденность;

Превалирующие позиции мотивационно-го аспекта в творческой деятельности далеко не случайны. Как показывают многочисленные исследования (ДБ. Богоявленская, Л. Божович, В. Дружинин, Е. Ильин, Г. Олпорт, П. Якобсон и др. ), побуждающие эту деятельность мотивы выполняют системообразующую роль.

Мы разделяем позицию X. Гутмана о том, что для полного понимания творческой деятельности необходимо принять во внимание не только включенные в нее мыслительные процессы, но также и динамические силы, которые приводят эти процессы в действие и направляют их к тому, чтобы произвести что-то новое.

Мотивы в современной социологической и психолого-педагогической литературе трактуются в нескольких планах: — как побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; — побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, предмет, ради которого она осуществляется; — осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.

  • В качестве основных мотивов, актуализирующих профессиональную деятельность, в особенности ее поисково-исследовательский компонент, называют: творчество из любви к истине; творчество из любви к творчеству; жажда познания; углубление представлений о действительности; желание добиться общественного признания; желание добиться славы; желание содействовать развитию общества; желание открыть новое для человечества; осознание необходимости приносить пользу людям; определенные общественные установки;

Перечисленные мотивы объединяют в две группе мотивы роста (связаны с познавательным и самоактуализационным компонентом) и мотивацию достижения (обусловлены внешними факторами). При этом особо подчеркивается необходимость у исследователя перехода внешней мотивации во внутренний план.

Только при этом условии процесс получения, добывания нового знания будет восприниматься им как обязательный, т. как личностно-значимая деятельность. В социальной работе наличие мотивов участия работника в творческой деятельно- сти проходит красной нитью через этические требования в профессии, отражая личностную, внутреннюю включенность социального работника в решение исследовательских задач, лежащих в проблемном поле данной профессии.

Таким образом, мы определяем мотива-ционную сферу будущего социального работника системообразующим компонентом вузовской подготовки, необходимым для формирования готовности к профессиональной деятельности, т. именно ее сформиро-ванность обеспечивает развитие духовно-нравственных качеств, включающих умственную, волевую и эмоциональную стороны личности студентов, влияя в свою очередь на все стороны последующей профессиональной деятельности.

Развивая идеи Т. Дьячек, Н. Клуши-ной и В. Хоменко, сгруппируем необходимые социальному работнику умения в три группы: 1) аналитические; 2) конструктивные; 3) исполнительские. Аналитические — это умения анализировать и давать целостную оценку социальной ситуации; вычленять в ней социальную проблему как поисково-исследовательскую; объяснять ее; выявлять ведущие факторы, влияющие на социальное самочувствие клиента; осуществлять ретроспективный анализ форм, методов, средств решения проблемы; намечать пути и способы решений исследовательской проблемы; оценивать последствия исследовательской акции посредством экстраполяции достигнутого состояния на перспективу (прогнозирование развития личности в социальном окружении и всего социума в целом).

Конструктивные — это умения синтезировать результаты анализа социальной проблемы, определять объект и предмет исследования, формулировать замысел исследовательских действий, его цель и задачи; выдвигать гипотезу; разрабатывать методику, составлять программу исследования; осуществлять мысленный эксперимент; прогнозировать последствия принимаемых решений; моделировать ситуации, обеспечивающие саморазвитие личности клиента и окружающего ее социума.

Читайте также:  Как Правильно Написать Заявление На Материальную Помощь В Соцзащиту?

Исполнительские — умения осуществлять проектно-исследовательскую деятельность в целях проверки гипотезы; выполнять теоре- тическое обобщение экспериментального материала; разрабатывать научно-обоснованные социальные проекты, внедрять их в практику, вовлекая в эту деятельность коллег; информировать о результатах исследования и его внедрения профессиональную и научную общественность.

Знания и умения определяют исследовательскую грамотность социального работника. Исследовательская грамотность — это способность понимать, критически оценивать и избирательно использовать научные знания в процессе профессиональной деятельности. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, определенным образом влияют на систему подготовки социального работника, порождая необходимость формирования информационной культуры специалистов.

По мнению большинства ученых, для современного этапа развития общества характерно изменение «статуса» информации. Это связано с рядом обстоятельств. В условиях повышения степеней свободы индивидуумов, регионов, социальных групп информационные потребности людей возрастают.

Возникает рынок информационных продуктов и услуг, расширяются инвестиции с целью получения новой информации, инициирующей процессы создания инноваций для получения дополнительной прибыли и воздействия на поведение людей. Устойчивое во времени информационное преимущество отдельных социальных групп или индивидуумов постепенно трансформируется в экономическое, социальное или политическое преимущество.

  • Таким образом, информационное неравенство способствует усилению социального неравенства;
  • Возрастают технологические возможности обработки информационных процессов, что обусловлено быстрым развитием информационно-коммуникационных технологий;

Развернутая во времени, во всем многообразии своих проявлений, информация направлена на то, чтобы помочь человеку стать личностью, осуществиться и самореализоваться. Но и от человека требуются острота духовного зрения, аналитический подход, преодоление слепой веры во все услышан- ное, увиденное, прочитанное.

Информация в значительной степени определяется нравственными законами и не может существовать без моральной основы. Усвоение и ранжирование человеком информационных ценностей — это социально-действенный процесс, направленный на активизацию личности, на воспитание способности и умения применять полученную «информацию-знание» в своей жизни.

Оно — в интересах самого человека -должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим его интеллектуальное развитие; оно зависит от многих социальных и культурных факторов, индивидуальных особенностей личности, ее ценностных ориентаций. Все это выдвигает особенно острую сегодня необходимость формирования культуры восприятия информации [9-11].

  • Таким образом, объективная необходимость заинтересованности социальных работников в умении выполнять профессиональную деятельность зависит от сформиро-ванности профессионально-личностных качеств социального работника, имеющих широкий спектр;

Требования к уровню готовности специалиста социальной работы в обобщенном виде зафиксированы в новом Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Романина Л. Социальное образование: фактор совершенствования региональной системы социальной защиты населения: монография.

Тамбов, 2003. Курилович Н. Закономерности формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в условиях вуза // Вопросы современной науки и практики. Ун-т им. Вернадского. 2011. № 1 (32).

136-145. i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. Курилович Н. Методологические основы формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников // Вопросы современной науки и практики. Ун-т им. Вернадского.

2010. № 10-12 (31). 121-131. Зимняя И. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. Авторская версия. , 2004. Дьячек Т. подготовка социальных работников к исследовательской деятельности: теория и практика: монография.

Тамбов, 2002. Холостова Е. Социальная работа. , 2012. Непрерывное социальное образование: монография / под ред. Куличенко, Н. Га-рашкиной. Тамбов, 2009. Громкова М. Психология и педагогика профессиональной деятельности. , 2003. Курин А. Дидактические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в процессе дистанционного обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета.

  • Серия Гуманитарные науки;
  • Тамбов, 2007;
  • Вып;
  • 12 (56);
  • 186-191;
  • 10;
  • Курин А;
  • Компьютерная компетентность как составляющая профессиональной компетентности социального работника // Вестник Тамбовского университета;
  • Серия Гуманитарные науки;

Тамбов, 2010. Вып. 9 (89). 27-36. 11. Григорьев С. , Гуслякова Л. Концептуальные основы социального образования в современном российском обществе. Барнаул, 2002. Romanina L. Sotsial’noe obrazovanie: faktor sovershenstvovaniya regional’noy sistemy sotsial’noy zashchity naseleniya: monografiya.

Tambov, 2003. Kurilovich N. Zakonomernosti formirovaniya kul’tury professional’nogo obshcheniya budushchikh sotsial’nykh rabotnikov v usloviyakh vuza // Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Un-t im. Vernadskogo.

2011. № 1 (32). 136-145. Kurilovich N. Metodologicheskie osnovy formirovaniya kul’tury professional’nogo obshcheniya budushchikh sotsial’nykh rabotnikov // Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Un-t im. Vernadskogo. 2010. № 10-12 (31). 121-131. Zimnyaya I. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul’tativno-tselevaya osnova kompetent-nostnogo podkhoda v obrazovanii.

  • Avtorskaya versiya;
  • , 2004;
  • D’yachek T;
  • podgotovka sotsial’nykh rabotnikov k issledovatel’skoy deyatel’nosti: teoriya i praktika: monografiya;
  • Tambov, 2002;
  • Kholostova E;
  • Sotsial’naya rabota;
  • , 2012;
  • Nepreryvnoe sotsial’noe obrazovanie: monografiya / pod red;

Kulichenko, N. Garashkinoy. Tambov, 2009. Gromkova M. Psikhologiya i pedagogika professional’noy deyatel’nosti. , 2003. Kurin A. Yu. Didakticheskie osnovy formirovaniya professional’noy kompetentnosti spetsialista v protsesse distantsionnogo obucheniya v vuze // Vestnik Tambovskogo universiteta.

Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2007. Vyp. 12 (56). 186-191. 10. Kurin A. Yu. Komp’yuternaya kompetentnost’ kak sostavlyayushchaya professional’noy kompetentnosti sotsial’nogo rabotnika // Vestnik Tambovskogo universiteta.

Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 9 (89). 27-36. 11. Grigor’ev S. , Guslyakova L. Kontseptual’nye osnovy sotsial’nogo obrazovaniya v sovremen-nom rossiyskom obshchestve. Barnaul, 2002. Поступила в редакцию 27. 10. 2014 г. UDC 37:36 ON QUESTION OF REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF SOCIAL WORKER Larisa Aleksandrovna ROMANINA, Tambov State University named after G.

Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Associate Professor of Social Work Department, e-mail: kurinandrey@mail. ru Andrey Yuryevich KURIN, Tambov State University named after G. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Head of Theory and Preschool and Primary Education Department, e-mail: kurinandrey@mail.

ru Nadezhada Viktorovna KURILOVICH, Tambov State University named after G. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Associate Professor of Social Work Department, e-mail: kurinandrey@mail. ru The importance of professional and personal qualities of a social worker is considered.

Different positions on the requirements for professional and personal qualities of a social worker are presented. Analysis of the essence of social work shows that a professional social worker should be the bearer of ethical and competency standards concerning relations between people, between people and society, relations in the family, in the workplace, community, and other areas of human activity.

For applicants for professional work in the field of social work the whole system requirements are presented: their practical experience, psychological qualities of personality, general and physical development. Components of readiness for professional work, in particular, to determine motivational sphere of future social worker, to ensure the development of spiritual and moral qualities, including mental, volitional and emotional aspects of the personality of students, affecting, in turn, on all aspects of future professional activities are identified.

Какие предметы изучают на социальной работе?

Студенты изучают такие дисциплины как «Общая психология», «Психология личности», « Социальная психология», «Семейная психотерапия», «Современные методы психодиагностики», «Психосоциальная работа в кризисных ситуациях» и другие.

Кто может стать социальным работником?

Какое образование должно быть у социального работника Профессиональный стандарт позволяет трудоустроиться на должность соцработника людям с любым средним специальным образованием, либо со средним общим образованием при прохождении стажировки на месте работы.

Кому подчиняется социальный работник?

Социальный работник не имеет работников в своем подчинении.

Что входит в обязанности социального работника в Казахстане?

Социальная защита инвалидов и пожилых граждан является важным аспектом политики нашего государства, нацеленным на последовательное повышение качества жизни людей. За 30 лет Независимости для обеспечения прав этой особой, социально уязвимой категории граждан было сделано немало. Никто не застрахован от старости и немощности. Нередко происходит так, что дети вырастают и вылетают из родительского гнезда вить свои собственные. Причем, далеко, в другие города и страны. Как быть в таких случаях одиноким пожилым гражданам с ослабленным здоровьем, у которых уже не достает сил на организацию собственного быта? На какую помощь от государства они могут надеяться, и где ее можно получить? Кстати, День работников системы социальной защиты отмечался совсем недавно, в последнее воскресенье октября.

  • И одним из направлений на государственной основе стала работа служб социального обеспечения инвалидов и одиноко проживающих пожилых, несмотря на наличие трудоспособных детей;
  • Как известно, соцработники оказывают необходимую помощь малообеспеченным гражданам, лицам с инвалидностью и пенсионерам, тем самым, помогая людям в преодолении жизненных трудностей;

И о том, что такой категории граждан полагается соцработник, который будет помогать им по дому, слышали, наверное, многие. Но вот кому конкретно они могут помочь, что входит в их обязанности и в каких ситуациях можно рассчитывать на таких помощников? Эти вопросы актуальны для многих наших читателей.

Они просят озвучить периодичность их посещений на дому, а также ответить на вопрос «Обязаны ли соцработники делать уборку в квартире и покупать продукты в магазине?». Систематизировав читательские вопросы, мы обратились в государственное учреждение «Управление координации занятости и социальных программ Западно-Казахстанской области» и получили весьма развернутые ответы за подписью заместителя руководителя данного ведомства Салтанат Тугузбаевой.

Надеемся, что эти сведения помогут прояснить возникшие проблемы. Кому полагается соцработник? Специальные соцуслуги в условиях на дому предоставляются в дневное время суток. Претендовать на помощь соцработника могут:

    дети-инвалиды с психоневрологическими патологиями от 1,5 до 18 лет; дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата от 1,5 лет до 18 лет; инвалиды старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями; граждане с инвалидностью I и II группы; неспособные к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом (престарелые).

В ЗКО на надомном обслуживании находится 2681 получатель данных услуг, из них в Уральске в организации «Территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и инвалидов городского отдела занятости и социальных программ» – 736 человек, а в отделах занятости и социальных программ в сельской местности – 1945. Какую помощь окажут? Соцработниками оказываются всего 8 видов услуг: социально-бытовые, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-экономические, социально-культурные, социально-трудовые и социально-медицинские.

Причем, при их назначении в обязательном порядке учитываются возраст и состояние здоровья получателей услуг, содержание ИПР (индивидуальной программы реабилитации), их степень снижения двигательной активности и условия проживания.

Помимо этого, учитываются индивидуальные потребности, ориентированные на повышение уровня их личностного развития, социализации и интеграции, выявление и учет нуждающихся в надомном обслуживании, информирование членов их семьи об объемах и видах оказания соцуслуг и прочие моменты. Что входит в обязанности соцработников?

    Социально-бытовые услуги: покупка и доставка продуктов питания, медикаментов, промышленных товаров первой необходимости, содействие в уборке, помощь в приготовлении пищи, стирке, глажке вещей, оплата жилья и коммунальных услуг, санитарно-гигиенические процедуры. Тем пенсионерам, которые проживают в частном секторе, соцработники должны организовать доставку угля и дров. Социально-медицинские услуги: оказание доврачебной помощи, содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, вызов врача на дом и прочее, связанное со здоровьем человека.

    Все эти услуги по уходу предоставляются не менее 2-х раз в неделю. Обслуживание осуществляется согласно графику посещения, который утверждается руководителем организации надомного обслуживания. Все зависит от индивидуальных потребностей в услугах.

    Социально-психологические услуги: систематическое наблюдение, беседы, выслушивание, подбадривание одиноких пенсионеров. Социально-культурные услуги: организация различных досуговых мероприятий. Посещение парков и музеев на благотворительной основе. Для тех, кто по состоянию здоровья не может посещать культурно-досуговые мероприятия, поздравления проводятся на дому.

    Социально-правовые услуги: консультирование по социально-правовым вопросам, разъяснение нюансов по гарантированному объему бесплатной медпомощи, помощь в оформлении документа, удостоверяющего личность.

    Социально-экономические услуги: консультирование, разъяснение о получении полагающихся выплат, в том числе разовых выплат к праздничным датам. Социально-педагогические ус-луги: предоставляются не пожилым людям, а детям с инвалидностью и инвалидам с детства старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями.

Сколько человек закрепляется за одним соцработником? За одним соцработником по уходу закрепляется 8 престарелых и инвалидов I, II группы, проживающих в благоустроенном жилище. За одним соцработником по уходу закрепляется 5 престарелых и инвалидов I, II группы, проживающих в неблагоустроенном жилище. За одним соцработником по уходу закрепляется 4-6 детей с психоневрологическими патологиями, а также граждан старше 18 лет психоневрологическими заболеваниями и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  • Социально-трудовые услуги пожилым людям и людям с инвалидностью не предоставляются, так как по состоянию здоровья они нетрудоспособны;
  • Может/не может? А именно: может ли соцработник привлекать к уборке сторонних людей за дополнительную плату со стороны пенсионера? Учитывая возраст и состояние здоровья пожилых людей, социальные работники проводят уборку в квартирах в соответствии с графиком и договором;

При желании пожилой человек может на платной основе привлечь работников со стороны к получению дополнительных услуг. Куда обратиться? Чтобы получить специальные услуги соцработника, надо обратиться по месту проживания в местный отдел занятости и социальных программ или в ЦОН.

  1. Потребуются документы: заявление получателя услуг (для несовершеннолетних и недееспособных лиц – заявление законного представителя) или ходатайство медорганизации; удостоверение личности; медицинская карта; для детей – копии заключения психолого-медико-педагогической консультации;

Как долго ждать? После принятия письменного заявления и документов, специалист уполномоченного органа в течение 5-ти рабочих дней выезжает к месту проживания инвалида, престарелого и составляет акт обследования жилищных и материально-бытовых условий. После этого гражданин получит либо уведомление об оформлении документов, в котором его проинформируют об этих услугах и условиях ухода на дому, либо мотивированный отказ.

Если со дня выдачи уведомления о постановке в очередь прошло более месяца, то получатель услуг должен повторно пройти медосмотр и предоставить медицинскую карту. Оформление такой помощи зависит от сроков прохождения медицинского осмотра и от быстрого предоставления полного пакета документов заявителем.

Чем государство обеспечивает соцработников? Руководителем организации надомного обслуживания должны быть созданы условия для предоставления специальных социальных услуг, в том числе: это помещения, оснащенные необходимой техникой и связью, диагностическими, дидактическими, развивающими и иными материалами, необходимыми для проведения реабилитационных мероприятий; это обеспечение персонала методической литературой, способствующей формированию знаний, умений и навыков ухода за получателем услуг; это обеспечение персонала при необходимости транспортным средствам, проездными билетами или денежной компенсацией в размере стоимости проездного билета; это обеспечение социальных работников по уходу за престарелыми и инвалидами униформой, хозяйственными принадлежностями, моющими средствами, ветошью, резиновыми перчатками и хозинвентарем.

  1. Есть ли дефицит соцработников в Уральске и ЗКО? Дефицита в социальных работниках сейчас нет ни в областном центре, ни в целом в ЗКО;
  2. В нашей области работают 610 человек на дому;
  3. Свыше 38000 социальным работникам из госорганизаций в этом году увеличили оплату труда;

Следует заметить, что должностные оклады персонала социальной сферы будут увеличиваться вдвое в течение ближайших 3-х лет: с 1 января текущего года оклады выросли на 50%, в 2022-23 годах они станут больше еще на 25% – в каждом. Галина Каренских, zhaikpress.

Что такое метод социальной работы?

Социальный работник в сфере предоставления социальных услуг

—> Методы социальной работы Способы анализа и решения проблем, возникающих у клиентов социальных служб, базирующиеся на научном знании и обеспечивающие кратчайший путь достижения цели. Система методов социальной работы сложна и многообразна. Существуют разные классификации методов социальной работы.

По объекту воздействия методы можно подразделить на субъектные (индивидуальная, групповая и т. работа), деятельностные (направленные на улучшение деятельности структур социальной работы, совершенствование социальной работы как вида деятельности, оптимизирующие деятельность социального работника и т.

), средовые (методы оздоровления среды обитания человека). По характеру воздействия методы могут быть разделены на мягкие, корректирующие, реабилитационные, принципиальные и т. В отечественной практике получила распространение классификация методов социальной работы, даваемая по такому основанию, как содержательные аспекты социальной работы.

Анализ практической деятельности социальных служб позволяет вести речь о трех основных группах методов социальной работы: социально-экономических, организационно- распорядительных и психолого- педагогических.

Среди первых активно представлены натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание. Организационно-распорядительные — это, прежде всего, регламентирование (приказы, должностные инструкции и т. ), нормирование, инструктирование.

  • Отличие психолого-педагогических методов — в косвенном воздействии на клиента, через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его поведения;
  • Среди методов этой группы наиболее часто используются социальное консультирование, социальная диагностика, интервью и др;

При выборе методов работы необходимо учесть следующее: — практическую применяемость метода: серьезным ограничителем здесь может быть время, которого зачастую нет, или недостаточная квалификация персонала; — стоимость метода: порой для решения проблемы достаточно интуиции профессионала, прежнего опыта, а не использования дорогостоящего метода; — достоверность метода: необходимо знать, насколько достоверна оценка ситуации, получаемая с помощью выбранного метода, какова предельная погрешность; — выход, получаемый при использовании метода, т.

  • его эффективность;
  • Определяющую роль в выборе методов социальной работы играет их соответствие цели и принципам социальной работы и конкретным условиям их применения;
  • Источник: Словарь-справочник по социальной геронтологии —> МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (греч;

methodos — способ, образ действия) — совокупность исследовательских и терапевтических действий, процедур, способов и технологий, используемых социальным работником в его профессиональной практике для достижения определенной цели. Однозначного общепринятого определения понятия М.

нет, поскольку понятие «метод» применяется по отношению к различному содержанию. В частности, как методы рассматриваются: систематические способы действия для решения проблем с общепринятыми этапами процесса: анализ ситуации, определение цели, мероприятия по изменению и оценка результатов.

МСР многообразны. Современные российские социальные работники в своей повседневной деятельности используют различные методы работы с клиентами. Они классифицируются: по направлениям и формам социальной работы — на организационные, исследовательские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские и др.

; по субъектам социальной работы — на методы, применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления; по объектам социальной работы — на индивидуальные, групповые, общинные.

Обычно выделяют так называемые классические М. : индивидуальную работу со случаем (casework); групповую работу (group work) и общинную работу (community organization). Рассмотрим их. У истоков теоретического обоснования метода индивидуальной социальной работы со случаем, или, как еще говорят, метода социальной работы с индивидуальным случаем (см.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СЛУЧАЕМ), стоят такие известные ученые и практики социальной работы, как М;
  2. Ричмонд, А;
  3. Саломон, Х;
  4. Перлман;
  5. В «Словаре социальной работы» Р;
  6. Баркера сформулировано следующее определение социальной работы со случаем: «ориентация, ценностная система и практика, используемые профессиональными социальными работниками, в которых психосоциальные, поведенческие и системные концепции переводятся в умения и навыки, дающие им возможности помогать индивидам и семьям решать внутрипсихические, межличностные, социоэкономические проблемы и проблемы окружения через непосредственное (лицом к лицу) взаимодействие с клиентом»;

В алгоритме данного метода выделяют следующие общие шаги: анамнез, или систематическое изучение ситуации клиента и его среды; диагноз, или описание проблемы; план помощи или обслуживания, включающий постановку цели и задач вмешательства и определение средств, которые ведут к их достижению.

  1. Определены несколько этапов алгоритма реализации данного метода социальным работником, обслуживающим клиента;
  2. В реальной практике социальной работы со случаем трудно выделить четкие границы переходов от одного этапа к другому, однако для понимания и освоения данного метода необходимо знать и соблюдать определенный ряд последовательных действий;

Обычно выделяют 12 этапов: 1) начало взаимодействия социального работника и клиента; 2) определение обязательств сторон; 3) предварительный контракт; 4) оценка; 5) постановка целей и задач вмешательства; 6) разработка плана вмешательства; 7) контракт; 8) подготовка; 9) осуществление; 10) оценка барьеров; 11) контроль и оценка вмешательства; 12) эволюция как результат социальной работы с индивидуальным случаем.

  • Используя данный метод, социальный работник должен помнить, что каждый клиент уникален, как уникальны и его проблемы;
  • Поэтому социальная работа с индивидуальным случаем одного клиента не всегда идентична при решении проблем другого клиента;

Следующий традиционный метод социальной работы — групповая социальная работа (см. ГРУППОВАЯ РАБОТА). Он используется всеми социальными работниками. Метод возник в социальной работе США в начале 90-х гг. ХIХ в. и практиковался в сеттльментах, общинных центрах и организациях как способ социализации и интеграции иммигрантов в американский образ жизни.

Те, кто работал с группой, организовывали различную деятельность: занимались образованием взрослых; работали с детьми в лагере; организовывали отдых и развлечения клиентов по месту жительства. В 40-е гг.

ХХ века метод стал применяться во многих странах мира в стационарных и амбулаторных психиатрических учреждениях, в детских консультациях-поликлиниках и в агентствах по обслуживанию семей. Социальные работники имеют дело с естественными и сформированными группами.

Естественные группы — это семья или друзья. Группы, сформированные социальным работником, делятся на лечебные и целевые. Типология лечебных и целевых групп, в свою очередь, отличается широким разнообразием.

Выделяют пять целей лечебных групп: 1) поддержка, 2) образование, 3) рост, 4) терапия, 5) социализация. Определены три явные задачи целевых групп, которые должны соответствовать: 1) потребностям клиентов, 2) организационным потребностям, 3) потребностям общины.

Целевые группы, отвечающие нуждам клиентов, включают: команды, терапевтические конференции, консилиумы и группы по работе с кадрами. Целевые группы, отвечающие организационным потребностям, включают: комитеты, кабинеты и советы.

Целевые группы, отвечающие общинным потребностям, включают: общественные советы, попечительские советы и представительные органы. Следующий классический метод социальной работы с клиентами — общинная социальная работа (см. РАБОТА СОЦИАЛЬНАЯ В ОБЩИНЕ). Понятие общины (community) в социальной работе восходит своими корнями к движению сеттльментов в США.

  • Под общиной понимается городской квартал, город, сельская, национальная общность людей, т;
  • такое сообщество, в котором люди живут в географической близости или на одной территории, формально или неформально объединены и имеют так называемое чувство принадлежности (общие интересы, язык, национальность и т;

В международном глоссарии социальной работы давно утвердились такие понятия, как «китайский», «русский», «негритянский», «еврейский», «итальянский» квартал и др. В российском понимании слово «община» близко понятиям «микрорайон», «социум» и характеризует сообщество на местном, муниципальном уровне.

В последние годы понятие «община» в России все больше связывается с понятиями «местное самоуправление» и «земство». Община выполняет следующие основные функции: производство, распределение, потребление, социализация, социальный контроль, социальное участие, взаимоподдержка.

Эти функции направлены на то, чтобы реализовать важнейшие жизненные действия человека в социуме, т. определить нормы потребления и производства, модель социально необходимого поведения, осуществить контроль за деятельность в социуме, поддержать каждого отдельного человека через различного типа организации — общественные, религиозные и др.

  1. Общинная социальная работа понимается как метод, имеющий целью объединить членов общины с помощью средств социальной работы для улучшения жизни как общины в целом, так и каждого человека;
  2. Достижение цели предполагает развитие у жителей чувства принадлежности к общим делам, ответственности за них, включение всех жителей в развитие общины, удовлетворение их физических, духовных потребностей и интересов, эффективное использование возможностей организации образовательной, культурной, оздоровительной и иной социально значимой деятельности жителей, улучшение взаимоотношений в общине, особенно на неформальном уровне;

Методы социальной работы разнообразны, как разнообразны технологии и техники их реализации, и каждый социальный работник, подходя творчески к своей работе, может их развивать и совершенствовать. Фокин Лит. : Современная энциклопедия социальной работы / Под ред.

  1. Жукова;
  2. 2-е изд;
  3. : Изд-во РГСУ, 2008; Пинкус А;
  4. , Минахан А;
  5. Практика социальной работы (формы и методы): Пер;
  6. с англ;
  7. : Союз, 1993; Фирсов М;
  8. , Шапиро Б;
  9. Психология социальной работы;
  10. Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб;

пособие. 3-е изд. : Академия, 2012; Barker R. The Social Work Dictionary. 5th ed. Washington, 2003. Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016. —> МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ метод — от греч. methodos — путь исследования — теория, учение, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; способ действовать, поступать каким-либо образом.

Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на рабочем месте.

Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на который направлена деятельность социального работника и социальных служб. Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они классифицируются: по направлениям и формам социальной работы (организационные, социологические, социально-психологические, социальнопедагогические, социально-медицинские, социально-экономические, социально-экологические и др); по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные); по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы).

  • Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация по объектам социальной работы (классические методы социальной работы): индивидуальная работа (социальный работник-клиент); работа с группой (в группе семьей и через семью); работа в общине (в микросоциальной среде);

Классификация методов позволяет, с одной стороны, использовать их в общенаучном плане (в качестве основания методологии исследования проблемы теории социальной работы), а с другой — выявить методы самой социальной работы. Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация).

В процессе работы социальный работник должен: установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах; изучить и уяснить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи; концептуализировать проблему; определить и исследовать предполагаемое решение; выбрать стратегическое направление; реализовать решения проблемы и др.

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе — с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей.

Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи. К групповым методам могут быть отнесены: совместная работа над определенными проблемами и задачами, диагностические и коррекционногрупповые процедуры, объектом которых являются социальнопсихологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей, составляющих различные социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп; к этим методам относятся методы социальнопсихологического исследования, заимствованные из социологии: анкетный опрос; социометрия; референтометрия; коммуникометрия.

Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие: групповая дискуссия; деловая игра; модификация социального поведения; социально-психологический тренинг.

Групповая работа уместна в том случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные проблемы и задачи, которые касаются: жизненной позиции; идеологических устоев; культуры и образования; состояния здоровья; возраста; пола; социального положения; целевой направленности; трудовых навыков; культурнодосуговых интересов; индивидуально-психологических характеристик.

Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде). Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы, При этом основными методами работы являются: социальная диагностика; социальное прогнозирование; социальное планирование микросоциальной среды; социально-терапевтическая работа; развитие системы территориального самоуправления; благотворительные акции в микросоциальной среде; практическая работа в общине.

Главная цель социальной работы в общине —добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ.

Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы. В связи с тем, что социальная работа интегрирует в себе знание из различных общественных сфер, в ее проведении используются методы педагогики, психологии экономики и др.

  • Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности;
  • Выделяют три основные группы этих методов: методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др;

Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение. Социально-психологические методы — это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп.

Методы психологического исследования: наблюдение; эксперимент, лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; формирующий эксперимент. Диагностические методы: особенное распространение получило тестирование, использующее стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений и применяющиеся для стандартизированного изучения индивидуальных особенностей.

Психогенетические методы: наиболее информативным является метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность. Лонгитюдные методы — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности.

Методы исследования жизненного пути ~ изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти. Метод психологической помощи: методы психологической коррекции (психотерапевтические методы) и реабилитации; методы психогигиены и психопрофилактики.

Полифункциональные методы предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы. К ним условно можно отнести: беседы (интервью); метод анализа продуктов деятельности; моделирование. Социально-экономические методы — совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.

В социальной работе используются следующие экономические методы: статистические; математические; анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий (метод принятия оптимальных решений); балансовый; индексный; выборочный; технологический анализ рядов динамики и др.

Среди методов, используемых в теории и практике социальной работы, особая роль принадлежит комплексному психосоциальному моделированию. Моделирование как общенаучный метод понимается как символическая схема какой-либо сферы реальности. Понятие моделирования пришло в социальные науки из математики и затем активно использовалось в основном в экономике.

По мере развития социального знания метод моделирования стал активно применяться в социальных науках. Наличие методов исследования, которые могут использоваться преимущественно в рамках социальной работы как научной дисциплины, позволяет с еще большей уверенностью говорить о научном статусе теории социальной работы, а также о ее самостоятельности и значимости.

Главная задача — сформировать в процессе развития и совершенствования методов новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме. Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть).