Где Применяется Социология?

Где Применяется Социология
Рабочее место — Места, где работают социологи, различны: это СМИ, рекламные и PR-компании, консалтинговые компании и социологические аналитические центры. Также эти специалисты востребованы в государственных и муниципальных органах власти. Читайте также : .

Чем занимается социология примеры?

Социологи проводят количественные и качественные исследования социальных структур, институтов, общностей, организаций и движений, таких областей социальной жизни, как повседневное взаимодействие, семья, образование, религия, массмедиа, наука.

Как социология может помочь в жизни?

Функции социологии. — Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: познавательные (гносеологические) и собственно социальные.

Познавательные функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять, перестраивать и т.

С другой стороны, выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире.

К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно: об изменении социальной структуры семьи, национальных отношениях, религиозных воззрениях, жизненных ориентирах молодежи, политических движениях и т.

Так, например, Ю. Волков в своем исследовании уделяет большое внимание социальным системам как важнейшим «опорным конструкциям» социальности. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.

Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции. Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.

  • В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т;
  • При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения;

Эти материалы являются точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества — не самоцель.

И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы.

Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции. Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям. Например: – развитие социальной структуры общества; – социальные проблемы труда; – социальные проблемы семьи; – социальные проблемы образования; и т.

  • – социальные последствия принимаемых решений (наиболее актуальных);
  • При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, несмотря на то каким является объект: собственно социальным (больница, школа), производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т;

, т. закладываются в проект социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных подцелей социального проектирования, а именно: социально-экономической эффективности; экологической оптимальности; социальной интегрированности; социально-организационной управляемости; общественной активности и т.

Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект.

Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития любого государства, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место — в исследованиях о развитии социального объекта.

  1. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит;
  2. Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального процесса;

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование.

Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения, реализации, — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.

Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.

Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности социальных общностей.

Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности. Задача социологии — теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни.

Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров, сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ.

Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения. В настоящий момент существует относительно устойчивый спрос на социологическую информацию.

Во-первых, со стороны государственных структур. Результаты инициированных ими исследований традиционно выступают одним из аргументов для принятия управленческих решений различного уровня. Во-вторых, активно востребованы исследования, направленные на выявление политических настроений и предвыборных ориентаций населения.

  1. Они выделены специалистами в отдельную группу как «электоральные»;
  2. Их заказчиками выступают политические организации и партии;
  3. Часто к финансированию подобных исследований подключается «бизнес»;
  4. Есть интерес к социологическим данным и со стороны СМИ;

Мировоззренческая или идеологическая функция социологии вытекает из того, что объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.

  • Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности;
  • История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии;

Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России.

Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. Наличие этой функции, по мнению С. Новиковой, обусловлено рядом обстоятельств. Хотя ученый-социолог и заинтересован в том, чтобы получить максимально точную и объективную информацию об изучаемом явлении, все же результаты не всегда свободны от политической оценки.

Выбор темы исследования, разработка задач, техника проведения исследования, интерпретация полученных результатов нередко определяются его социально-политической позицией и зависят от его ценностных ориентаций и политических интересов. Кроме этого, многие полученные выводы и рекомендации в разной степени затрагивают политические интересы всех социальных групп и классов.

Поэтому социолог-исследователь, как и представители других общественных наук, выражает политические интересы разных социальных групп общества. Таким образом, социология как научная дисциплина выполняет следующие функции: теоретико-познавательную или критическую, описательную, прогностическую, информационную, мировоззренческую и преобразовательную.

Все они направлены на выявление реальных проблем и поиск оптимального пути их решения. Однако реализация преобразовательной функции во многом зависит от позиции органов управления, конкретных руководителей, и именно поэтому далеко не все ценные рекомендации, данные социологами по той или иной проблеме, находят свое фактическое решение.

Роль социологии для общества. Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями.

Наиболее прямой способ — обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путем приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит, путем теоретического обоснования.

Например, исследование может показать, что в бедности живет гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации.

Чем больше мы знаем о том, почему бедность остается распространенным явлением, тем больше вероятность, что против нее будут предприняты эффективные действия. Кроме того, по мнению О. Яницого, в современных экономических условиях социология должна критически оценивать все процессы, происходящие в обществе.

  • Второй способ, которым социология может способствовать практической политике — это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе;
  • Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу;
Читайте также:  Сколько Учиться На Социального Работника После 9 Класса?

Нельзя считаться просвещенным политиком, не имея развитого представления о различиях в культурных ценностях. Практическая политика, в основе которой не лежит осознание образа жизни тех, на кого она ориентирована, имеет мало шансов на успех. В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив.

Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили ее создатели, либо повлечь за собою серию непредвиденных последствий нежелательного характера. В-четвертых, — и, пожалуй, это самое главное, — социология может дать общественным группам более просвещенное представление о себе, увеличить их самопонимание.

Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений.

От тех, кто наделен властью, не всегда можно ждать заботы об интересах непривилегированных слоев. Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы.

Группы взаимопомощи и общественные движения (например, женские движения) являются примерами общественных ассоциаций, прямо добивающихся практических реформ. Некоторые считают, что социология может сохранять объективность, только если социологи будут хранить нейтралитет в моральных и политических вопросах, но нет никаких оснований думать, что ученые, сторонящиеся общественных дискуссий, обязательно более объективны в оценке социологических проблем.

  • Существует очевидная связь между изучением социологии и пробуждением социального самосознания;
  • Ни один умудренный опытом социологии человек не останется безучастным в отношении неравенства, существующего сегодня в мире, отсутствия социальной справедливости во многих ситуациях или бесправия миллионов людей;

Было бы странно, если бы социологи не принимали участия в практической деятельности, и было бы нелогично и непрактично пытаться запретить им использовать их социологический опыт. Состояние социологии в России отражает противоречивость развития нашего общества, где элементы прогресса соседствуют с кризисными явлениями.

На фоне ведущихся исследований, расширения и дифференциации подготовки социологов, освоения западного опыта, издания журналов и монографий, функционирования институтов, факультетов и кафедр, коммерческих центров, звучат пессимистические голоса об отсутствии теоретической социологии.

Ощущается неудовлетворенность ролью социологии в обществе, невостребованностью и ее манипуляцией. Российские социологи не часто обсуждают на конференциях проблемы своей социальной роли и ответственности. В отличие от западных коллег, постоянно рефлектирующих по поводу места социологии в обществе, ее взаимодействий с различными институтами, ее участия в осуществлении различных реформ, в России социология социологии не получила заметного развития.

Для того чтобы социология была действительно полезной и нужной, ученые обязаны систематически оценивать, обсуждать и, если надо, корректировать свое участие в социальной трансформации России. Заключение.

Подводя итоги исследования, нужно отметить, что социологию можно определить как систематическое изучение человеческих обществ, в котором особое внимание уделяется современным индустриальным системам. Наука социология возникла на основе попыток понять широкие изменения, произошедшие в человеческих обществах за последние два-три века.

И среди важнейших черт современного социального мира отмечаются такие, как индустриализация, урбанизм, новые типы политических систем. Произошедшие изменения оказались не просто крупномасштабными. Большие сдвиги произошли также в личных характеристиках жизни людей – в семейных отношениях, взаимоотношениях среди молодежи, религиозных объединениях и др.

Социология очень тесно связана с другими общественными науками, поскольку все общественные науки занимаются человеческим поведением, концентрируя свое внимание на разных его аспектах. Особенно важными являются связи между социологией, антропологией и историей.

Социологи исследуют общественную жизнь, ставя определенные вопросы и пытаясь в ходе систематических исследований найти ответы на них. Эти вопросы могут быть фактологическими, сравнительными, вопросами развития или теоретическими.

Социология является наукой в том смысле, что она использует систематические методы исследований и строит теории, опираясь на имеющиеся факты и логическую аргументацию. Но она не может быть непосредственно уподоблена естественным наукам, потому что изучение человеческого поведения фундаментальным образом отличается от изучения мира природы.

Социология — это дисциплина, имеющая важные практические применения. Ее вклад в социальную критику и в практические социальные реформы идет по нескольким направлениям. Во-первых, лучшее понимание социальных обстоятельств часто дает человеку шанс лучше контролировать их.

Во-вторых, социология способствует росту культурной восприимчивости, позволяя в любых политических акциях учитывать различия культурных ценностей. В-третьих, каждый может оценить последствия принятия определенных политических программ. Наконец, и, возможно, это самое важное, социология способствует развитию самопознания, предоставляя группам и индивидам большие возможности изменять условия своей жизни.

  • Социология предлагает отчетливую и чрезвычайно яркую перспективу понимания человеческого поведения;
  • Изучая социологию, человек поднимается над собственной интерпретацией мира, чтобы взглянуть на социальные воздействия, формирующие наши жизни;

При этом социология не отвергает и не умаляет значение индивидуального опыта. Наоборот, люди учатся лучше понимать самих себя и окружающих, тем самым, развивая в себе способность восприятия космоса социальной деятельности, в которую каждый вовлечен. Список литературы

    Волков Ю. Социология. : Дашков и Ко, 2010. 400 с. Гидденс Э. Социология. , 2008. 531 с. Глотов М. Начало институциализации социологии в России // СоцИс. 2010. №3. 127-132. Гришина Е. О тенденциях в практике научно-исследовательских работ по социологии //Социологические исследования. 2010.

    № 7. 130-135. Доган М. Социология среди социальных наук // СоцИс. 2010. № 10. 3-14. Заславская Т. Роль социологии в преобразовании России. http://www. msses. ru/tiz/papers. html. Кравченко А. Социология. Учебник. СПб. , 2008. 410 с. Миненков Г.

    Введение в историю российской социологии// Социология по-новому // socioline. ru Новикова С. Социология: история, основы, институционализация в России //www. polbu. ru Попова И. Потенциал России: ключи к развитию // Социологический журнал. 2008. № 4. 158-167. Сорокин П.

    • Современные социологические теории (до первой четверти XX века) // Социология;
    • 2008;
    • № 2;
    • 81-141;
    • Социология как наука об обществе;
    • Предмет и задачи социологии // Курс лекций;
    • Русский Гуманитарный интернет-университет // www;

    i-u. ru Старостин Б. К определению понятия «наука» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6. 1997. 3-21. Зощенко Ж. Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000 гг. ) // СоцИс. 2009. №7. 3-16. Яницкий О. К вопросу о роли социологии в обществе. Тезисы выступления на ежегодной конференции Сообщества профессиональных социологов 7 июня 2008 г.

Кравченко А. Социология. Учебник. СПб. , 2008. 11. Гидденс Э. Социология. , 2008. 487. Голубицкий Ю. Физиологический очерк и становление социологии // Социологические исследования. 2010. № 3. 135. Глотов М. Начало институциализации социологии в России // СоцИс. 2010. №3. 127. Сорокин П. Современные социологические теории (до первой четверти XX века) // Социология.

//Учреждение РАН. www. isras. ru 4. Голубицкий Ю. Физиологический очерк и становление социологии // Социологические исследования. 2010. № 3. 133-138. 2008. № 2. 81-141. Старостин Б. К определению понятия «наука» // Вестник Московского университета.

Серия 7. Философия. №6. 1997. Гидденс Э. Социология. , 2008. 29-30. Волков Ю. Социология. , 2010. С 102. Гидденс Э. Социология. , 2008. 480. Тощенко Ж. Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000 гг. ) // СоцИс. 2009. №7. 5-7. Беляев М. Социология как наука//Моя творческая лаборатория.

  • www;
  • milogiya;
  • narod;
  • ru/soziologiya;
  • htm Кравченко А;
  • Социология;
  • Учебник СПб;
  • , 2008;
  • 186;
  • Волков Ю;
  • Социология;
  • , 2010;
  • 231;
  • Доган М;
  • Социология среди социальных наук // СоцИс;
  • 2010;
  • № 10;
  • Социология как наука об обществе;
  • Предмет и задачи социологии // Курс лекций;

Русский Гуманитарный интернет-университет // http://www. i-u. ru. Гришина Е. О тенденциях в практике научно-исследовательских работ по социологии //Социологические исследования. 2010. № 7. 130-135. Волков Ю. Социология. , 2010. 235. Новикова С. Социология: история, основы, институционализация в России //www.

polbu. ru Яницкий О. К вопросу о роли социологии в обществе. Тезисы выступления на ежегодной конференции Сообщества профессиональных социологов 7 июня 2008 г. //Учреждение РАН Институт социологии Попова И. Потенциал России: ключи к развитию // Социологический журнал.

2008. № 4. 158-167. См. , например: Яницкий О. Указ. соч.

Чему учит социология?

Социолог — профессия XXI века — Думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что слово «социология» у многих ассоциируется сегодня главным образом с телевизионными передачами, страницами газет или сайтами Интернета, где сообщается о результатах проведенных социологических опросов по тем или иным проблемам.

  • Темы опросов могут быть самыми разнообразными — от рейтинга политиков до степени удовлетворенности работой городского транспорта, — но, социолог представляется, прежде всего, человеком с анкетой в руках, который подходит к вам на улице или звонит в вашу квартиру со словами: «Здравствуйте! Мы проводим социологический опрос на тему…» Что же, социологические опросы, действительно, являются частью социологии;

Более точно — это один из способов получения социологического знания. Однако социология как наука отнюдь не сводится только к ним. Что же такое современная социология и чем она занимается? По определению, социология есть наука об обществе. Но сказать лишь так — недостаточно: ведь общество изучают и другие науки — история, юриспруденция, демография и др.

  • В отличие от них, социология рассматривает общество как целостную систему функционирования социальных общностей (к ним относятся, например, семья, население города, молодежь, человечество и т;
  • ), изучает отношения, существующие между этими общностями, а также исследует и объясняет поведение людей в обществе;

Социология изучает социальные нормы, ценности, роли, статусы, предпочтения, общественное мнение и многие другие явления, из которых складывается то, что мы называем «социальной жизнью». Интересно ли работать социологом? Да и еще раз да! Ведь социолог имеет совершенно уникальную возможность получать информацию, так сказать, из первых рук.

В процессе проводимого исследования социолог непосредственно общается с людьми, собирает и обобщает полученные данные. На основании этих данных социолог получает новое знание. Представьте себе, что вы единственный обладатель этого нового знания, которое затем будет доведено до других людей — через статьи, книги, средства массовой информации и коммуникации.

Перспективно ли сегодня получить образование социолога? Уверен, что в XXI веке социология будет занимать особое место среди других социальных и гуманитарных дисциплин. Дело в том, что современное общество становится все более и более сложной системой. Наш мир глобален и взаимосвязан.

Мы множество раз являлись свидетелями того, насколько события, случившиеся в одной части света, влияют на происходящие в другой. Объяснить и понять современное общество может только наука, имеющая целостный, интегративный взгляд на него.

Именно таковой и является социология. Общество не может быть безразличным к науке, которая это общество изучает и которая служит его так сказать «зеркалом». На социологию сегодня возлагается особая миссия — с одной стороны, помочь обществу… с другой стороны, помочь человеку более успешно адаптироваться к этому сложному и постоянно меняющемуся миру.

«Социологи — … они вообще все знают. И знают точно лучше других». Из беседы В. Путина с участниками 10 Всероссийского молодежного форума «Селигер — 2014» «Изучать и анализировать общество — это побольше, чем читать ему мораль».

Винсент Ван Гог «Фактов не существует — есть только интерпретации». Фридрих Ницше.

Для чего нужна социология человеку?

Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий.

Где востребованы социологи?

Рабочее место — Места, где работают социологи, различны: это СМИ, рекламные и PR-компании, консалтинговые компании и социологические аналитические центры. Также эти специалисты востребованы в государственных и муниципальных органах власти. Читайте также : .

Что делают социологи?

Изучение общественного мнения, качества функционирования общественных институтов, настроений и трендов — вот чем занимаются социологи. Они же изучают, как люди действуют в различных социальных ситуациях и почему возникают конфликты.

Какая профессия у социолога?

Социологи — это специалисты, которые, основываясь на анализе статистических и анкетных данных, могут предсказать исход политических баталий или спрогнозировать развитие событий в обществе. Социологи специализируются на различных общественных явлениях: от рекламы до демографии. Расскажем подробнее, кем работает социолог, где им можно стать, и поговорим о плюсах и минусах профессии.

Какая зарплата у социологов?

Зарплаты выпускников после окончания специальности Социология в Санкт-Петербурге — Средняя зарплата выпускников специальности Социология в Санкт-Петербурге : 26746 рублей/месяц. Средняя зарплата выпускников специальности Социология в России : 24552 рублей/месяц. Данные предоставлены Министерством образования в 2015 году как результат масштабного исследования и на данный момент являются самой свежей информацией от официальных источников на данную тему. Вы должны четко понимать, что зарплата в каждом конкретном случае зависит от вашей точки приложения усилий. На странице указаны средние зарплаты по опрошенным выпускникам. Все в ваших руках!.

Какая польза от социологии?

Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий.

Какие методы используют социологи?

Методы социологического исследования По методам, применяемым в социологическом исследовании, выделяют метод опроса, метод анализа информации, метод эксперимента, социологическое наблюдение, метод экспертной оценки.

Каким должен быть социолог?

Круг обязанностей — Где Применяется СоциологияПрофессиональный социолог должен знать очень много и постоянно развиваться профессионально, ведь социальные процессы непрерывны, мир быстро меняется. Специалист обязан владеть основными экономическими методами, знать социологические подходы, уметь пользоваться профессиональным ПО, перенимать опыт зарубежных коллег. Традиционно в обязанности социолога входит составление программ, проведение социологических исследований, их грамотная интерпретация и анализ, разработка рекомендаций по совершенствованию тех или иных процессов, консультирование по социальным вопросам.

В чем специфика социологии?

Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

Какие дисциплины изучают социологи?

Социологический факультет Московского государственного университета имени М. Ломоносова, основанный 6 июня 1989 года, традиционно занимает ведущее место в процессе подготовки профессиональных социологических кадров. Несмотря на то, что официальным днем рождения социологического факультета МГУ считается 6 июня 1989 года, его становление прошло ряд этапов.

В 1960 г. на философском факультете МГУ была создана социологическая лаборатория (первым заведующим лабораторией назначен Р. Косолапов). В 1968 г. на философском факультете МГУ основана кафедра методики конкретных социальных исследований (организатор и заведующий кафедрой Г.

Андреева). В 1977 г. на том же факультете, на отделении научного коммунизма была введена специальность «прикладная социология», а в 1984 году — открыто отделение прикладной социологии (организатор и заведующий отделением — профессор Б. Князев). Наконец, 6 июня 1989 г.

ректор Московского государственного университета им. Ломоносова, академик А. Логунов подписал приказ № 500 «Об организации социологического факультета в Московском государственном университете». Организатором и первым деканом факультета стал виднейший отечественный социолог, внесший существенный вклад в становление советского социологического знания – доктор философских наук, профессор Владимир Иванович Добреньков.

В 2014 году деканом социологического факультета выбрана доктор социологических наук, профессор Осипова Надежда Геннадьевна , известный отечественный социолог, проработавшая в системе социологической науки и образования свыше 33 лет. Сегодня социологический факультет — обособленное структурное подразделение МГУ — ведущее звено социологического образования в России и СНГ, формирующее целостный облик отечественного образовательного пространства, а также вырабатывающее новые глобальные принципы научно-образовательной деятельности и подходы к пониманию качества современного социологического образования и критериев его оценки.

  • Согласно Положению «О социологическом факультете МГУ» , главной целью факультета является высококачественная подготовка квалифицированных специалистов-социологов, способных компетентно и эффективно работать в условиях интеграции России в мировое сообщество;

Социологический факультет эффективно реализует передовые образовательные практики, завоевывает доминирующие позиции в стратегических областях мировой социологической науки, формирует эффективные механизмы межвузовского взаимодействия, генерирует общественно значимые образовательные инициативы, вырабатывает направления общенационального академического развития, а также является активным и авторитетным участником академических дискуссий различного уровня. В настоящее время в структуру социологического факультета входят 8 кафедр, охватывающих важнейшие предметные области классической и современной, фундаментальной и прикладной социологии:

    кафедра современной социологии; кафедра истории и теории социологии; кафедра социологии коммуникативных систем; кафедра политологии и социологии политических процессов; кафедра социологии государственного управления; кафедра экономической социологии и менеджмента; кафедра социологии семьи и демографии; кафедра социальных технологий.

Каждая кафедра представляет сложившуюся научную школу, которую возглавляют уникальные специалисты, известные не только в России, но и за рубежом. Отличительной особенностью обучения на социологическом факультете является гармоничное сочетание фундаментального и прикладного знания, теоретического и эмпирического умений, что характерно для классического университетского образования. Подготовку социологов факультет осуществляет по программе интегрированного магистра МГУ (4+2) по направлению «Социология».

Также факультет ведет подготовку бакалавров по направлению «Публичная политика и социальные науки» и «Менеджмент» (профиль маркетинг). Среднегодовой контингент учащихся социологического факультета по всем формам обучения составляет свыше 1000 человек.

Социологический факультет укрепляет свои позиции на общероссийском уровне, о чем свидетельствует рост регионального представительства студентов, охватывающего свыше 30 республик, краев и областей России. На международной арене социологический факультет утверждает имидж образовательно-научного центра, привлекательного для граждан других государств.

На социологическом факультете проходят обучение граждане стран СНГ, а также Китая, Кореи, Германии, Франции. В учебном процессе на социологическом факультете активно используются традиционные и инновационные методы обучения.

Образовательный процесс обеспечивают около 100 преподавателей – докторов и кандидатов наук, подавляющее большинство из которых имеют ученые звания доцента или профессора. Социологический факультет ведет интенсивную научно-исследовательскую работу. Только с 2017 г.

  1. сотрудники социологического факультета опубликовали более 1 тысячи статей и издали более 100 монографий, сделали более 2 тысяч научных докладов и сообщений на ведущих российских и международных конференциях и форумах, конгрессах и симпозиумах;

В их числе ежегодная Международная научная конференция «Сорокинские чтения», научная конференция «Ломоносовские чтения», ежегодная Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», конференции Международной социологической ассоциации и Европейской социологической ассоциации, Всероссийские социологические конгрессы и пр.

Учеными факультета постоянно ведутся исследования по грантам РФФИ и других научных фондов. В своей деятельности социологический факультет ориентируется на удовлетворение кадровых запросов экономики, науки и общества, современные требования к практическому применению профессиональных знаний и навыков.

Он поддерживает тесные связи с работодателями и деловым сообществом, инициируя реализацию совместных образовательных программ, стажировок и производственной практики. Студенты проходят практики с возможностью дальнейшего трудоустройства:

    в Государственных учреждениях : Совете Федерации ФС РФ, Государственной Думе ФС РФ, Министерствах РФ, Федеральных агентствах и службах РФ, Префектуре, Управах районов города Москвы и других исполнительных органах власти РФ; в компаниях исследовательского профиля : «ВЦИОМ», «ФОМ», «РОМИР МОНИТОРИНГ», «Аналитическом центре Юрия Левады»; в международных компаниях : «TNS», «IPSOS», «ГФК-Русь»; в агентствах социальных и маркетинговых исследований :«VECTOR-MARKETRESEARCH», «MagramMarketResearch», «МАСМИ»; в компаниях информационно-рекламного, PR, коммуникационного и медийного направления : «VIVAKI», «BBDO», «E:MG»; в банках, страховых, консалтинговых и компаниях HR профиля : «HILL International», «P&G», «МТС», «РОСНАНО» и других.

Кроме того, студенты имеют возможность записаться на факультативные курсы, мастер-классы и тренинги, организованные социологическим факультетом совместно с крупными компаниями-работодателями и проводящиеся в вечернее время на факультете. Выпускники социологического факультета успешно работают в исследовательских и аналитических центрах и институтах, аппаратах государственных учреждений и органах исполнительной власти, политических партиях и общественных объединениях, в российских и международных кампаниях.

История социологического факультета и его сегодняшнее состояние определяют конкурентные преимущества по сравнению с другими подразделениями социологической направленности в вузах России. В их числе: 1) фундаментальность образования, основанная на университетских традициях и определяющая партнерские связи с российскими и зарубежными университетами; 2) широкие возможности проведения масштабных социологических исследований, обусловленные тесным сотрудничеством факультета с ведущими научными учреждениями России социологического профиля; 3) накопленный опыт организации научно-образовательного процесса в магистратуре, связанный с самой длительной в России историей реализации концепции двухуровневой системы социологического образования; 4) уникальная инфраструктура, включающая в себя современное здание, с широкими возможностями для технического оснащения, отвечающего потребностям современного университета; 5) традиции вовлечения в дела факультета сообщества его успешных выпускников.

Направления дальнейшего развития деятельности социологического факультета обозначены в Программе развития социологического факультета на 2020 – 2030 годы. Эта программа определяет ресурсные направления академической политики для подготовки конкурентных социологических кадров, осуществления передовой практики научных исследований и международного сотрудничества, создания устойчивой базы высокотехнологичных разработок на основе эффективной корреляции своей деятельности с запросами государства, темпами инновационного развития гуманитарного знания.

Согласно этой программе стратегией развития социологического факультета является создание одного из наиболее авторитетных в мире современных научно-образовательных комплексов социологического профиля, служащего процветанию Российского государства и общества.

В 2021 г. прием на 1 курс бакалавриата ведется по направлениям «Социология» и «Публичная политика и социальные науки». В течение первых двух лет обучения студенты, обучающиеся по направлению «Социология», профиль «Общий» осваивают базовые для всех вузов страны дисциплины (философию, правоведение, историю, историю русской социологии ,общую социологию, экономику, логику, русский язык и культуру речи, иностранный язык, высшую математику, информатику и т.

  1. ), а также изучают дисциплины, обязательные для каждого социолога ( социологию знания, социологию коммуникации, социологию управления, политологию, социологическую экспертизу социальных решений, межкультурную коммуникацию в системе социологического знания, демографию, социологию личности, анализ данных в социологии и др;

Студенты, изучающие направление «Публичная политика и социальные науки», профиль подготовки «Экспертная деятельность в управлении социально-политическими проектами» в течение первых двух лет осваивают базовые дисциплины: философию, историю, правоведение, социологию, политологию, информационно-коммуникационные технологии; в качестве общепрофессиональных дисциплин изучают : социологию массовых коммуникаций, технологии формирования общественного мнения, связи с общественностью, связи с органами государственной власти, экономический анализ и процесс принятия политических решений и др).

  • Студенты, проявившие способности к научной работе, рекомендуются в аспирантуру социологического факультета;
  • В аспирантуру на конкурсной основе принимаются лица, имеющие как профильное, так и непрофильное высшее профессиональное образование;

На факультете функционируют специализированные диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Что делают социологи?

Изучение общественного мнения, качества функционирования общественных институтов, настроений и трендов — вот чем занимаются социологи. Они же изучают, как люди действуют в различных социальных ситуациях и почему возникают конфликты.

Какую роль играет социология как наука в обществе?

Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий.

Какие существуют отрасли социологии?

Отрасли социологии — Количество отраслей социологии сложно поддается подсчету и постоянно появляются новые. Из основных: социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т. Чаще всего отрасли социологии классифицируют по трем основаниям:

  • Изучаемым субъектам социальной жизни. (Социология личности, семьи, коллектива, страт и классов, лиц разного возраста, разного пола, разного социального статуса и проч.
  • Сферам социальной жизни, в коих действуют исследуемые субъекты. (Социология труда, свободного времени, науки, образования, религии, морали, общественного мнения, управления и проч.
  • Междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другими науками.