Что Является Предметом Социальной Работы?

Что Является Предметом Социальной Работы
Социальная работа является одним из видов социальной деятельности, которая направлена на оказание помощи людям в их затруднениях. Виды этой деятельности стары (раздаточно-денежные отношения, милостыня, благотворительность, призрение слабых и т. Связь между теми, кто давал и брал, являлась обыденной и строилась не на базе закона, а на базе обычая и традиции.

Появление социальной работы способствовало постепенному изживанию традиционности в обществе. Если человек традиционного общества был корпоративным (имел значение в силу своей принадлежности к общности – городской или сельской общине, церковному приходу, ремесленному цеху), то теперь он становился индивидом (сам по себе).

В XIX – XX веках получили распространение гуманистические, демократические представления о том, что от рождения ни у кого нет привилегий. Согласно Всеобщей декларации прав человека идеал человеческой личности может быть осуществлен в условиях, при которых каждый может пользоваться экономическими, социальными и культурными правами.

  • Причем эти права являются законодательным закреплением основных свобод и условий жизни людей, которые позволяют каждому человеку свободно развиваться;
  • Социальная работа является тем социальным механизмом, который должен переводить потенциально провозглашенные права в реализуемые;

Смысл социальной работы состоит в компенсации социальных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов и групп в пользовании своими правами. Содержание социальной работы состоит в том, что она является специальным видом профессиональной деятельности, оказанием государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения материального, социального и культурного уровня его жизни, предоставлением индивидуальной помощи человеку или группе.

  • Другими словами, социальная работа является универсальным социальным институтом, носители которого оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, пола, возраста и т;

Единственный критерий – это потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненными трудностями. Социальная работа рассматривается не только как вид социальной деятельности, но и как наука. Развитие научного знания о современном обществе выявляет особые требования к наукам, изучающим проблемы общества и человека (философии, социологии, психологии, истории, педагогики и др.

Перед ними встают общие проблемы, связанные с индивидом или группой, которые не могут быть решены только их усилиями. Теорию социальной работы можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это система взглядов и представлений по объяснению и использованию явлений, процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.

В узком смысле – это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения. Общественное развитие способствовало появлению специализированных исследований разных сторон общественной жизни. Так, на стыке общественных и естественных наук, а также на стыке гуманитарных и технических областей знаний развиваются новые научные направления. В разрешении проблем человека важен целостный подход к удовлетворению его потребностей и интересов, чему способствует объединение усилий представителей различных областей научного знания, широкое развитие междисциплинарных связей. К такой системе научного знания относится теория социальной работы.

В результате появились науки: общая и прикладная социология, социальная психология и педагогика, демография и др. Вместе с тем, углубление научных знаний осуществляется за счет интеграции наук. Она, социально-гуманитарная по содержанию, междисциплинарная, интегративная по характеру, несет черты как общественных, так и естественных наук.

В теории социальной работы аккумулируется многообразие научного знания: исторические факты, закономерности и тенденции, принципы и методы, гипотезы и т. Все это организуется в единую теорию, в основе которой, как и любой науки, лежат три компонента : 1) философские идеи и принципы; 2) нормативы исследования; 3) общая научная картина исследуемых процессов.

Охарактеризуем их. Первый. В задачу теории социальной работы входит анализ в определенном аспекте различных сторон человеческого бытия (смысла человеческой жизни, образа жизни, условий жизнедеятельности человека).

Второй. Выражает целевые установки науки. В данном случае они реализуются и функционируют в формах доказательности знания, его объяснения и описания, в формах построения научных знаний. Третий. Общая научная картина в теории социальной работы складывается в результате синтеза научных знаний в различных областях, проявляющихся системно в социальной работе.

Синтез предполагает установление связи между предметами смежных наук. Теория социальной работы содержит все структурные элементы, характеризующие ее как сформированную науку: · в наличии объект и предмет исследования; · сформированы понятия; · установлены закономерности, принципы и методы, присущие предмету исследования.

Любая наука как самостоятельная область знания (социальная работа не является исключением) имеет свой предмет и объект изучения. Общепринятым является понимание предмета любой науки как результат выбора объективно существующего процесса с целью изучения его под определенным углом зрения.

Объект науки – это реально существующая действительность (природная и социальная). Он имеет множество сторон и свойств. Выделим объект и предмет теории социальной работы. Так, объектом исследования социальной работы как науки являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующие реализации их жизненных интересов и направленных на социальную гармонизацию общества.

Наряду с теорией социальной работы тот же объект изучают другие общественные науки: философия, история, социология, политология и т. Каждая конкретная наука изучает не весь объект, а лишь определенную часть, как бы свой «срез», который характеризуется свойствами, отношениями и закономерностями определенного типа.

  1. Если говорить о предмете теории социальной работы, то его составляют не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие отношение к жизнедеятельности конкретной личности, конкретной социальной группе;

Предметом социальной работы как науки являются закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе. .

Что является предметом исследования науки Социальная работа?

Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки являются закономерности содействия становлению и реализации жизненных сил индивидуальной и социальной субъектности человека, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.

Что включает в себя социальная работа?

Социальная работа – это вид профессиональной деятельности, заключающийся в оказании помощи людям, имеющим потребность в ней и не способным на данный момент в силу различных обстоятельств своими силами справиться с возникшей жизненной ситуацией, с целью содействия социальному функционированию, повышения их уровня социального благополучия. Клиентами социальных работников, нуждающимися в социальной защите, могут быть:

    дети, оставшиеся без попечения родителей; малообеспеченные и многодетные семьи; семьи, имеющие в своем составе инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей; граждане, пострадавшие от стихийных бедствий; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы; безработные граждане; граждане пожилого возраста, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Среди учебных дисциплин, изучаемых студентами направления подготовки «Социальная работа»:

    История, теория и технология социальной работы Экономические и правовые основы социальной работы Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе Методика исследований в социальной работе Организация, управление и администрирование в социальной работе Социальная политика Занятость населения Социальная работа в психиатрии.

Помимо российских специалистов в учебном процессе участвуют иностранные ученые и профессионалы, есть возможности для стажировок за границей. Студенты Факультета социальных наук, обучающиеся по направлению «Социальная работа», имеют уникальную возможность принять участие в международной программе «Добровольный социальный год», пройдя годовую стажировку в Германии. Трудоустройство выпускников:

    благотворительные фонды, общественные организации, службы добровольцев организации социального обслуживания (управления социальной защиты населения; комплексные центры социального обслуживания населения; центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; кризисные центры помощи женщинам; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; отделения Пенсионного Фонда РФ) организации, регулирующие занятость (центры занятости) организации сферы здравоохранения организации сферы образования (органы опеки и попечительства несовершеннолетних; образовательные организации общего, профессионального и дополнительного образования) исправительные учреждения (воспитательные и исправительные колонии).

Перспективными направлениями для выпускников является:

    социально-проектная деятельность, направленная на обеспечение социального благополучия разных групп населения; социальное предпринимательство.

О поступлении в бакалавриат на направление «Социальная работа» :

    Форма обучения и нормативный срок обучения: очная — 4 года, заочная — 5 лет; Вступительные экзамены — русский язык, история, обществознание; Профили (специализации) — организация социальной работы с разными группами населения.

Поступающим в магистратуру на направление «Социальная работа» :

    Срок обучения — 2 года Форма обучения – очная Предмет вступительных испытаний – социология

Магистерская программа «Организация социальной работы с разными группами населения» Организации-партнеры направления «Социальная работа».

Что понимается под деятельностью социальная работа?

Специалист по социальной работе организует деятельность по оказанию социальной помощи клиенту или группе лиц. Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям и социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и социальной реабилитации. Она включает как помощь одиноким пенсионерам и инвалидам, так и помощь неблагополучным семьям с детьми, бездомным, наркоманам, алкоголикам, психически больным. Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене , «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия.

Кого можно отнести к объектам социальной работы?

Объектом социальной работы может выступать все население: конкретный человек, семья, микрорайон, производственный коллектив, специализированные службы, профсоюзы, общества, благотворительные организации, сферы образования и здравоохранения, армия, правоохранительные учреждения.

Что является предметом социальной работы в сфере образования?

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007 ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УДК 316. 334:37 Социальная работа в сфере образования: понятие, теория, практика О. Аникеева ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса» Образование — один из самых старых социальных институтов, функции которого (экономические, политические, социальные, культурные) чрезвычайно разнообразны! Социальные проблемы, возникающие в сфере образования, связаны с ее ролью в современном мире, с теми функциями, которые она выполняет, и с проблемами тех социальных групп, которые задействованы в этой сфере.

Социальный институт образования реализуется в пространстве и времени, это единство можно обозначить понятием «сфера образования», определяющееся рядом компонентов: во-первых, это функции образования, во-вторых, концепции образования, принятые в данное конкретное время, в-третьих, организационная структура и структура управления, в-четвертых, это инфраструктура сферы образования, в-пятых, это социальные группы, участвующие в процессе образования.

На всех его уровнях содержание и продуктивность образования определяется концепцией, которая реализуется в данное конкретное время. Именно концепция образования определяет его направленность (на потребности государства с его жесткой регламентацией и субординацией или на потребности отдельной личности), концепция определяет соотношение личного и общественного интереса в сфере образования, а также и модель образования (экстенсивную, продуктивную или интенсивную).

В современной России, несмотря на то, что интенсивная (инновационная) модель признана, как и во всем мире, наиболее перспективной, реально действуют все три модели, т. это в большой степени зависит от учителей и преподавателей, от уровня их профессионализма.

Этим обстоятельством объясняются многие социальные проблемы образования. Одновременно это свидетельствует о том, что в сфере образования до сих пор отсутствует целостная концепция преобразования образования на всех его уровнях. Заимствования чужого опыта без осмысления собственного чревато большими потерями и замедлением реформ, а в конечном итоге потерей потенциала2 Можно выделить ряд возрастных и профессиональных групп, взаимодействующих в сфере образования: дошкольники и младшие школьники, старшие школьники, учащиеся училищ, студенты, учителя, родители школьников, преподаватели вузов, сотрудники, занятые в инфраструктуре образования.

Читайте также:  Сколько Должно Выходить На Человека Чтобы Получить Статус Малоимущей Семьи?

Каждая из этих групп отличается не только возрастом и профессией, у каждой есть свои особенные задачи и свои особенные социальные, психологические и другие проблемы, с которыми должен справиться социальный работник.

Это основной объект социальной работы в сфере образования. Особую группу составляют родители школьни- ков, от которых также зависит адекватность обучения школьников и взаимодействия в образовательном пространстве. Практически нет ни одного человека, который может оказаться вне воздействия сферы образования.

Характеристика сферы образования как особой сферы деятельности — необходимая часть разработки совокупности способов, методов, средств, приемов социальной работы, воздействия на социальные группы или отдельных участников образовательного процесса.

Специфика социальной работы в сфере образования связана с теми проблемами, которые не только проявляются в сфере образования, но и порождаются ею. Для того чтобы оценить специфику данных технологий, необходимо рассмотреть социальные проблемы сферы образования.

Проблемы эти можно разделить на несколько уровней. Первый уровень. Это проблемы, порожденные самой системой образования. Уровень требований общества к знаниям, профессиональной подготовке, к степени овладения профессиональными навыками постоянно возрастает, еще более быстрыми темпами нарастает объем знаний, необходимых для адекватного существования в обществе, расширяются и возрастают функции образования в современном обществе.

Это ведет к тому, что школьные программы, а затем и программы средних и высших учебных заведений расширяются, усложняются, обрастают новыми разделами и предметами. Возрастают требования к учащимся как в количественном, так и в качественном отношении. При этом, несмотря на рост требований, утрачивается контроль над качеством и глубиной усвоения знаний, над степенью использования полученных знаний у современных школьников и студентов.

  1. Такая интенсивная нагрузка даже у здорового ребенка вызывает стрессовые состояния, не говоря об ослабленных детях, которых становится все больше во всех возрастных группах;
  2. Аналогичные проблемы сформировались и у студенчества, которое, несмотря на более высокий интеллектуальный потенциал, не успевает осваивать в необходимом объеме учебный курс;

Отсутствие современных технологий преподавания, снижение общеобразовательного уровня студенчества, а также рутинизация личного общения студента и профессорско-преподавательского состава открывают дорогу к снижению статуса высшего образования до уровня среднего профессионального образования, т.

до уровня непосредственного обучения студента навыкам профессионального поведения. Второй уровень — это социальные проблемы детей из неблагополучных семей, к которым относятся 56 ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007 кроме девиантных семей, педагогически запущенные семьи, не справляющиеся с воспитанием детей, а также малообеспеченные семьи и семьи, проживающие ниже уровня бедности.

Хотя причины неблагополучия здесь очень различны, последствия для детей часто бывают сходны: слабое здоровье, нервные и психические расстройства, неадекватность реакций, агрессивность или наоборот — виктимность, зависимое поведение, аутизм, неспособность к работе в школе или к взаимодействию с коллективом и т.

  1. К студенческому возрасту нервная система несколько укрепляется, но возрастающие учебные и психические нагрузке делают ребят из этих семей очень уязвимыми, в то время как преподаватели практически не обращают внимание на такие проблемы, как социальное самочувствие студентов, степень их удовлетворенности учебой;

Третий уровень. Это проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в образовательном процессе (учеников и учителей, взаимоотношения внутри коллективов учеников и учителей и др. Они связаны, с одной стороны, с особенностями современных детей. К этим особенностям можно отнести такие модели поведения, как гиперактивность при дефиците внимания (в США она расценивается как диагноз, препятствующий работе с компьютерной техникой), немотивированная агрессия и др.

Теоретически эти проблемы разрабатывались И. Коном, Б. Парыгиным и А. Гуревичем. Однако в последние годы об этих теориях забыли, что затрудняет понимание ситуации в системе образования. С другой стороны, это связано с особенностями такой социальной группы, как учителя средних школ и профессорско-преподавательский состав вузов — можно говорить о профессиональных акцентуациях, а также о состоянии здоровья этой профессиональной группы, что для современной России стало особенно тяжелой проблемой.

В последние годы сложился специальный термин, характеризующий эту группу проблем, — «педагогический травматизм». Роль учителя в школе и преподавателя в вузе в современных условиях очень сильно недооценена. Однако эти проблемы в литературе как научной, так и прикладной принято стыдливо замалчивать.

  1. «В настоящее время нет понимания того, что решающая фигура обеспечения качества образования — это педагог, преподаватель;
  2. А в нем главное — его квалификация, творческий потенциал, мастерство, самоотдача в работе со студентами;

Этого никакими цифрами и процентами не измеришь»3 Все уровни проблем обостряются в современных условиях в силу ряда причин: во-первых, это длительный период накопления и сохранения неблагоприятных жизненных условий в стране в целом. Во-вторых, длительное невнимание властей к проблемам профилактики социальных заболеваний всех групп, что особенно опасно для молодежи.

В-третьих, быстрое распространение видов поведения, саморазрушающих здоровье и личность молодых людей (курение, употребление алкоголя, в том числе фальсификатов, токсических и психоактивных веществ, включая наркотики).

Особую тревогу вызывают заболевания, связанные с различными формами девиантного поведения молодежи: алкоголизм, наркомания, болезни, передаваемые половым путем (БППП), растущий уровень заболеваний СПИДом. Стремительно растет число курильщиков табака — курят 66% юношей и 38% деву- шек.

Число больных наркоманией и токсикоманией в стране выросло с 6,5 тыс. в 1991 г. до 74, 6 тыс. в 2000 г, в 2004 г. перевалило за 100 тыс. , причем только по официальным данным, экспертные оценки в несколько раз превышают эту цифру.

Число состоящих на учете по данному диагнозу выросло соответственно с 37,2 тыс. до 281,2 тыс. человек и продолжает интенсивно расти? Самый высокий рост в заболеваемости БППП — только по официальным (далеко не полным) данным за десять лет рост в среднем — в 20-30 раз, число заболевших превысило 400 тыс.

  1. чел;
  2. Справедливости ради надо отметить, что в 1995 г;
  3. положение было значительно хуже — заболевших было более 500 тыс;
  4. по тем же официальным данным;
  5. ВИЧ-инфицированные граждане нашей страны по расчетам экспертов составили 1 млн;

человек, подавляющее большинство которых — молодые люди и даже дети. Самая интенсивно растущая группа — от 14 до 21 года, те. старшеклассники и студенты. Жизненно важно отметить, что правильно поставленная социальная работа с молодежью, особенно старшего школьного возраста, способна если не предотвратить, то значительно сократить физическую убыль молодежи в таком раннем возрасте, сформировать адекватные социальные установки, изменить модели поведения и систему ценностей.

Социальную работу в системе образования кроме самих социальных работников ведут специалисты разных профилей: социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, сами учителя, а также работники специализированных учебных заведений.

Методы и подходы в этом случае будут несколько отличаться, но цели останутся общими: воздействовать на процессы социализации учеников, учащихся или студентов, т. одновременно формировать благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать адекватную социальную среду социализации личности ученика и студента, а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.

Объектом воздействия, как видим, становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения. Предметом социальной работы в системе образования будет посредническая деятельность между школьниками, учащимися, студентами и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т.

деятельность с целью гармонизировать отношения в сфере образования и содействовать более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества. В этом — отличие социальной работы от работы психологов в образовательном учреждении.

Отсюда большое внимание не только к взаимодействию в учебных коллективах, но и к внеклассной работе в школе, к внеучебной деятельности в вузах и средних специальных учебных заведениях, к формированию системы позитивных социально-ролевых отношений в коллективе, отношений толерантности и взаимопонимания.

Социальный работник призван действовать с учетом индивидуальных особенностей отдельных лиц и особенностей таких социальных групп, как ученики, учащиеся и студенты, а также учителя и преподаватели. Основными задачами социальной работы в сфере 57 ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007 ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ образования являются: 1.

Диагностическая. Психокоррекционная. Оздоровительная 4. Учебно-воспитательная. Научно-методическая. Социально-правовая. Консультационная (медико-социальная). Социально-аналитическая. Просветительская. Им соответствуют методы и технологии решения этих проблем.

Сложность задач, стоящих перед социальной работой в сфере образования, предполагает необходимость применения всей гаммы социальных технологий, учета специфики данной сферы и участвующих в ней социальных групп, научное изучение всех сторон этой деятельности, изучение и обобщение опыта работы.

Технологии социальной работы в сфере образования имеют ярко выраженную специфику. Во-первых, это связано с тем, что они реализуются в различных образовательных учреждениях. К ним относятся в первую очередь школа, средние специальные учебные заведения, вузы, а также различные формы дошкольных и внешкольных развивающих или корректирующих учреждений и организаций (специализированные детские сады, клубы, курсы, кружки и др.

), спортивные, социо-культурные, национальные, патриотические и религиозные общественные объединения и организации, действующие совместно или на базе образовательных учреждений. Общая классификация технологий зависит от масштаба объекта, от сферы применения, от поставленных целей и характера решаемых задач.

  1. Велика зависимость и от теоретической основы, от методологии, в русле которой разрабатываются технологии;
  2. Кроме того, возможно разделение технологий на глобальные и региональные, инновационные и рутинные, информационные, интеллектуальные (направленные на стимулирование мыслительной деятельности и творческих способностей), исторические (осмысление имеющегося в данной стране опыта и использование его с учетом новых условий), демографические (направленные на изменение демографического поведения людей), на социальные технологии согласия, включая технологии разрешения конфликтов, политические технологии, финансовые и экономические, административно-управленческие, психологические и педагогические;

Все эти технологии могут быть использованы в сфере образования. Другая классификация социальных технологий включает различные методики практической социальной работы: социальная диагностика и профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная коррекция и терапия, социальное консультирование, социальное обеспечение и социальное страхование, социальное посредничество, социальная опека и попечительство.

Для долговременных и сложных программ необходимы такие технологии, как социальное проектирование, прогнозирование и экспертиза. Все эти технологии очень важны для социальной работы как в школе, так и в вузе.

Каждая из этих технологий в свою очередь включает технологии общей направленности, но преломляет их в зависимости от особенностей той группы, с кото- рой работает социальный работник. Комплекс проблем, которые требуется решить в ходе социальной работы в сфере образования, стали столь сложны, что требуют обширного профессионального присутствия — силами только учителей и отдельных работников в школе, колледже или вузе решить их стало невозможно.

  1. Ответом на вызов времени стали специализированные центры медико-социального и психолого-педагогического сопровождения;
  2. Термин «психолого-медико-социальное сопровождение» совсем недавно вошел в оборот, хотя идея сопровождения ребенка в системе образования разрабатывается уже давно;

Смысл ее заключается в том, что «усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры — ППМС, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.

  • )6»;
  • Объективная потребность в таких центрах (ЦПМС, или центрах психолого-медико-социального сопровождения) обусловлена, с одной стороны, необходимостью реформирования и выхода на качественно новый уровень образования, внедрение новой модели креативной педагогики, ориентированной на формирование творческой личности;
Читайте также:  Нужно Ли Ходить Отмечаться В Центре Занятости?

С другой — резким ухудшением социальной обстановки в обществе, падением потенциала наших детей как социального, психологического, интеллектуального, так и физического, ростом девиационных процессов в среде детей и подростков. Появление этой новой структуры в значительной степени меняет социальную концепцию образования в целом: общеобразовательная школа, также как и профессиональное образование, оставляет за собой функции преимущественно обучения, образования, передачи знаний, в то время как социально-коррекционные функции переходят к этой новой структуре.

Система социального сопровождения может реализовать значительную часть функций социальной работы, стать важнейшей частью инфраструктуры социального института образования. Однако ни практики, ни теоретики до сих пор не отмечали значимость создания такой структуры в сфере высшего профессионального образования.

Разумеется, социальная работа в сфере образования — не панацея от всех бед, но опыт показывает, что есть социальные технологии, которые позволяют корректировать как личные, так и социальные проблемы всех социальных групп, взаимодействующих в процессе образования.

  • В условиях реформирования системы ВПО возрастает значимость воспитания в профессиональной подготовке специалиста;
  • Профессиональное образование является неполным без профессиональной подготовки, т;
  • формирования комплекса качеств, необходимых для социально ответственного выполнения профессиональных функций;

Уверенность в своем будущем, успешность, степень самореализации и удовлетворения во взрослой жизни, ценностные ориентации, также как состояние здоровья, во многом зависят от того, как начат процесс социализации. Не случайно социальная работа в сфере образования считается одной из самых сложных.

58 ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007 ПРИМЕЧАНИЯ: Социология образования. Социология: Учебник/ Отв. ред. Павленок. — 2-е изд. , перераб. и доп. — М. : Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.

— С. 593-614. 2 Стратегический менеджмент вуза / Под ред. Гаврикова. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». — М. , 2004. 3 Трайнев В. , Мкртчян С. , Савельев А. Повышение качества высшего профессионального образования и Болонский процесс. — М. : Дашков и Ко, 2007.

  • — С;
  • 107;
  • Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002-2005 годы;
  • -2-е изд;
  • — М;
  • , 2006;
  • — С;
  • 38-41;
  • 5 Аникеева О;
  • Специфика технологий социальной работы в сфере образования // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред;

проф. Павленка. — 3-е изд. , перераб. и доп. — М. , 2007. — С. 408-493. 6 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Официальные документы в образовании. — 2003.

  • — № 24;
  • — С;
  • 42-43;
  • Список использованной литературы 1;
  • Зарецкий АД;
  • Социальная работа как инструмент сохранения и развития человеческого капитала // Социальное образование России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы;

— М. , 2006. Захарчук Л. Управление конфликтами в системе образования: социологический анализ. — М. , 2006. Ильинский И. Образовательная революция. — М. , 2002. Нуждин В. , Кадамцева Г. , Пантелеев Е. , Тихонов А. Стратегия и тактика управления качеством образования. — Иваново, 2003.

  • Собкин В;
  • , Абросимова З;
  • , Адамчук Д;
  • , Баранова Е;
  • Выпускные надежды: О чем мечтают старшеклассники, покидая школу? — М;
  • , 2006;
  • Ярская-Смирнова Е;
  • , Романов П;
  • Феноменология профессионализма: практическое знание в социальной работе и современная система образования // Социальное образование России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы;

— М. , 2006. УДК 82. 085 О профессиональной направленности развития речи студентов первых курсов Л. Архарова ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса» В последние годы во многих вузах страны читается курс «Русский язык и культура речи» и издается много учебников по этой дисциплине.

Необходимость в таком курсе была очевидной, так как настораживали небольшой словарный запас студентов, незнание ими норм русского языка, неумение правильно и понятно выражать свои мысли. Овладение средствами родного языка, различными видами речевой деятельности позволяет достичь полноценного развития языковой личности и сформировать профессиональные умения.

Технологии социальной работы

Современный уровень преподавания русского языка и культуры речи в вузах характеризуется системным подходом к обучению связной речи студентов. Целостность системы развития речи достигается включением достижений в области теории речевой деятельности, лингвистики текста, теории коммуникации.

Значительное внимание уделяется нормативному и этическому аспектам культуры речи; мастерству публичного выступления; официально-деловой письменной речи. Работа в этих направлениях не только повышает культуру речи студентов, но и помогает осознать различные функции языка (общения, познания, мышления, обучения и т.

), что способствует успешной социализации личности и ее профессиональной реализации. Известно, что дисциплины специализации изучают- ся студентами с третьего-четвертого курсов, но некоторые специальные дисциплины по рекомендации УМО вводятся уже с 3-го семестра, например дисциплина «Мировые информационные ресурсы» на специальности «Управление информационными ресурсами».

Возникает вопрос, как профессионально ориентировать студентов на занятиях по культуре речи, чтобы подготовить их к пониманию и усвоению основного курса обучения. Анализ имеющихся учебников по русскому языку и культуре речи показывает, что они за редким исключением не имеют профессиональной направленности.

Из ряда учебников следует выделить учебники для технических вузов Нефедовой Н. и Данцева А. ; Максимова В. , Голубевой А. , Костомарова В. ; под ред. Проскуряковой; учебники для студентов-нефилологов Гольдина В. , Сиротининой О. ; Гойхмана О. , Гончаровой Л. , Лапшиной О.

; Максимова В. , Голубевой А. ; Ипполитовой Н. , Князевой О. , Саввовой М. Р; под ред. Химика В. , Волковой Л. ; учебное пособие для студентов гуманитарных и естественно-научных факультетов Савельева В. ; учебник для инженеров Введенской Л.

, Павловой Л. , Кашаевой Е. Авторы рассматривают особенности совершенствования орфографических, пунктуационных и речевых навыков письменной речи, 59.

Когда возникла социальная работа?

Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.

Какие бывают социальные работы?

Социальная работа осуществляется сегодня в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в образовании и Здравоохранении, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в воинской среде, в системе исполнения наказаний и др. В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и нормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированные технологии, создаются общественные условия для полной реализации функций социальной работы как профессионального вида деятельности.

  1. Идея прав человека и концепция профессионализма | являются главными идеями социальной работы, вокруг которых накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  2. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и основанием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества;

Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться, — право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень. Каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага — это утверждение является базовой профессиональной установкой социального работника, в какой бы сфере он ни работал.

  • И несмотря на то, что представления о правах человека в разное время подвергались коренному пересмотру, этот принцип существенных изменений не претерпел;
  • Наоборот, к началу XXI в;
  • количество людей, желающих профессионально или на общественных началах приблизиться к реализации этого принципа в жизнь, значительно возросло;

Миллионы людей принимают участие в оказании помощи нуждающимся в качестве парапрофессионалов, это практические психологи, психотерапевты, социальные педагоги, социальные работники, а также «добровольцы» и др. Однако существует потребность более четко определить границы между профессиональной деятельностью названных специалистов, а также уяснить суть различий позиций людей, занятых в разных общественных системах помощи, обеспечивающих не только социальную защиту и социальное обслуживание, но и освобождение человека от нужды, бедности, несправедливости, маргинальность, помощь в преодолении ограничения возможностей, улучшение способности самостоятельно решать свои проблемы и преодолевать трудности.

  1. Социальная работа как профессия оказывается средоточием более глубокого знания масштабов человеческих бедствий;
  2. А это значит, что представители этой профессии могут обеспечить государству более адекватную обратную связь в ответ на претворяемые в жизнь правительственные решения, подсказать пути улучшения качества жизни, элементами которого являются состояние окружающей среды и физическое здоровье, уровень развития экономики, образования, здравоохранения, социальной защищенности и др;

В какой бы сфере ни работал социальный работник, он обязан исходить из принципиальной профессиональной позиции: человек должен иметь условия, необходимые ему для развития и достойной жизни, облегчать повседневную жизнь людей, помогать им решать многочисленные социальные проблемы, исполнять свои функции с учетом специфики социальной сферы, конкретного социума.

Объектом социальной работы является «личность в социуме». Взаимодействие клиента социальной работы со специалистами, различными структурами и окружением составляет предмет социальной работы в любом социуме.

Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности социальные проблемы многих категорий населения являются межведомственными, проблемами государства и общества, поэтому они требуют для своего разрешения скоординированных усилий государственных и негосударственных структур как на федеральном, так и на региональном уровне. Например, для оперативного и квалифицированного решения социальных проблем, связанных с занятостью инвалидов, может быть предусмотрено:

    прямое финансирование и льготное кредитование потенциальных работодателей; оказание активного содействия специализированным предприятиям, использующим труд инвалидов; ежегодное определение для инвалидов перечня профессий и специальностей. пользующихся устойчивым спросом и конкурентоспособностью; развертывание системы переобучения лиц с ограниченными возможностями более конкурентоспособным специальностям; обучение и переобучение инструкторов, ведущих обучение инвалидов; для детей-инвалидов создание сети спецшкол первичной трудовой адаптации, создание при детских домах-интернатах отделений медико-социальной а трудовой реабилитации для умственно отсталых детей и подростков-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека, является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы, необходимых общественных изменений по отношению к отдельному человеку или группе лиц, удается осуществить широкий спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и других мероприятий для решения проблем клиентов. Социальный работник помогает клиенту: а) обеспечивая выживание, обучая способам самостоятельного решения житейских проблем, б) открывая возможности самообеспечения и достижения достойного уровня существования; в) обеспечивая связь трудной жизненной ситуации, содействуя эффективной и слаженной работе этих систем; г) стремясь как посредник между человеком и государством изменить ситуацию социального функционирования своего клиента, найти эффективные и гуманные средства решения его проблем, заставить государственную систему учитывать его интересы и потребности, создать в социуме необходимые условия для быстрейшей социальной адаптации клиента.

Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.

Технология социальной работы — это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия.

  • Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей;
Читайте также:  Что Такое Социальные Программы?

Трудно переоценить значение технологий социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Благодаря им удается осуществить адресную социальную помощь, прежде всего, остро нуждающимся и слабо социально защищенным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Не менее значимы и частные технологии, научно обоснованные технологические стандарты работы с конкретными группами — инвалидами, пенсионерами, одинокими и больными людьми, безработными, беженцами и другими категориями, включающими необходимое описание задач, ресурсов, мер, действий, других составляющих.

Они позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому клиенту и помочь в решении возникших у него проблем. Недостаточно пока методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом, все еще преобладают групповые технологии.

  • Российские специалисты оказались не подготовленными к практической работе с такими социальными объектами, как безработные, беженцы, бомжи;
  • Поэтому весьма актуальны: адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям организации социальной работы с учетом специфики различных групп населения; разработка новых технологий; ориентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресное™, интересов сети, максимальное использование местных ресурсов и возможностей для решения социальных проблем человека;

Для ускорения разработки и внедрения более действенных средств социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества необходимо дальнейшее углубление научных исследований, призванных помочь в создании, апробации, улучшении новых методик, механизмов, систем, процедур.

Нужны прикладные исследования новых инициативных авторских методик, которые могли бы лечь в основу новых технологий. Трудно переоценить значение оперативного мониторинга, осуществляемого в процессе оказания социальной помощи.

Речь идет о стандартизированных тестах, систематических наблюдениях, используемых в работе с конкретным человеком, семьей, группой людей и т. Такие исследования помогают принимать верные решения, быстрее осваивать новые технологии, добиваться желаемого изменения в объекте исследования.

  • Повышается значение междисциплинарного подхода к разработке и внедрению технологий, сочетания социальных, социально-технологических, социально-медицинских приемов, способов действия, процедур;
  • Только усилиями специалистов различных отраслей знания могут быть разработаны высокоэффективные научно обоснованные технологические стандарты социальной работы с различными категориями клиентов, включающие результативные приемы и способы действий и позволяющие выделить конкретного человека с его потребностями и интересами, нуждами и проблемами, настроениями и заботами;

Особую роль в осуществлении социальной работы с различных сферах жизнедеятельности общества играют территориальные социальные центры, социальные службы. Они могут быть специализированными: психолого-педагогические; экстренной психологической помощи по телефону; медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков; помощи беженцам и лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и межнациональных конфликтов; социальной помощи несовершеннолетним беременным; социальные приюты и т.

  • ; а также комплексными: территориальные центры социального обслуживания населения; центры социальной помощи семье и детям; центры дошкольной и внешкольной работы с несовершеннолетними и т;
  • Опыт свидетельствует о высокой результативности работы многих территориальных центров;

Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как: организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности; оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи; осуществление ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство; предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах, и пр.

  • Бесспорным достоинством центров является то, что они помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне;

Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, означающий, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальные работники должны стимулировать его, реализовать потенциал собственных сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы.

Это позволяет не просто оказывать социальные услуги, а осуществлять качественное, личностно ориентированное обслуживание клиентов, основанное на концепции самопомощи, включении возможностей личности клиента в механизмы социальной защиты.

Состояние социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества в решающей степени определяется умением и способностью специалистов по социальной работе работать с людьми, в совершенстве владеть методами социальной работы с самыми разными типами клиентов.

Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения.

Именно в практической социальной работе в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности. В соответствии с таким общим подходом можно далее конкретизировать технологии, применяемые в социальной работе (имеются в виду все три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (деятельность)), Классификация технологий в социальной работе как виде практической деятельности в различных социальных сферах может быть осуществлена по различным основаниям, так как социальная работа включает в себя такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели.

Главное здесь — учесть специфику объектов и видов социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества и их взаимосвязь. Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества.

Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями.

  • Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию;
  • Несмотря на общность этих технологий в работе в разных сферах жизнедеятельности общества, они существенно разнятся в соответствии со спецификой объектов социальной работы социальных сфер;

Поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов, особенностей видов социальной работы и сфер жизнедеятельности имеет принципиальное значение. Виды работ (технологий) весьма разнообразны. Приведем один пример — социальное обслуживание на дому пенсионеров.

К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.

); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, при обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

  • Поскольку социальную работу можно рассматривать в широком и узком смысле, в зависимости от этого различают и технологии;
  • Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со «слабыми» слоями населения, то в первом — о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому решать свои проблемы;

Этого можно добиться также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих процесс функционирования и развития общества. Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

  • Технологии в социальной работе различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях;

Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений. Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить «внешние» по отношению к клиенту социальные технологии — государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц.

  1. Главное их содержание — создать такие условия, чтобы человек (группа, слой) сам решал свои проблемы;
  2. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов;
  3. От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т;

способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, организация собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др. Кроме того, различают технологии в социальной работе с проживающими на территории страны и с населением, группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычное население, русские в государствах СНГ), а также социальные технологии, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

Существует тесная связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями. В социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высокой наукоемкостью.

Их применение связано обычно с оказанием нуждающимся людям элементарной помощи, не требующей специальной подготовки. Примером инновационных технологий могут служить, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, в основе которого лежит активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых свойств и характеристик обучения.

Кто относится к социальным работникам?

Соцработники заботятся об инвалидах, пенсионерах и многодетных семьях, которым необходима помощь в повседневных делах: купить продукты, приготовить еду, сделать уборку. Также они могут оказать доврачебную помощь, помочь в случае госпитализации, рассказать о льготах и даже получить пенсию по доверенности.

Что является объектом медико социальной работы?

Объектами медико — социальной работы являются различные лица, неблагополучные по медицинским и социальным показателям: инвалиды, лица пожилого и старческого возраста, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, больные СПИДом, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы, безработные и т.

Каковы основные функции социального работника?

Социальный работник по указанию специалиста по социальной работе выполняет технические функции : покупку и доставку продуктов, лекарств, доставку вещей в прачечную, химчистку, оказание доврачебной помощи (измерение температуры, накладывание горчичников и т.

Почему важна социальная работа?

« Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая способствует общественным изменениям и развитию, содействует социальной сплоченности и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению.

Что такое социально политический?

Терминологически социально — политическая ситуа- ция трактуется как система из четырех взаимосвя- занных элементов: социума, политики, ситуации, страны. Источник формирования социально -поли- тической ситуации – взаимодействие общества и власти, такое взаимодействие в государственной системе консолидирует.

В чем заключается работа специалиста по социальной работе?

Специалист по социальной работе оказывает и организует материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, а также другим бедствующим гражданам, находящимся в состоянии.