Что Понимается Под Деятельностью Социальная Работа?

Что Понимается Под Деятельностью Социальная Работа
Специалист по социальной работе организует деятельность по оказанию социальной помощи клиенту или группе лиц. Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям и социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и социальной реабилитации. Она включает как помощь одиноким пенсионерам и инвалидам, так и помощь неблагополучным семьям с детьми, бездомным, наркоманам, алкоголикам, психически больным. Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене , «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия.

Что такое социальная работа своими словами?

Социальная работа – это вид профессиональной деятельности, заключающийся в оказании помощи людям, имеющим потребность в ней и не способным на данный момент в силу различных обстоятельств своими силами справиться с возникшей жизненной ситуацией, с целью содействия социальному функционированию, повышения их уровня социального благополучия. Клиентами социальных работников, нуждающимися в социальной защите, могут быть:

    дети, оставшиеся без попечения родителей; малообеспеченные и многодетные семьи; семьи, имеющие в своем составе инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей; граждане, пострадавшие от стихийных бедствий; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы; безработные граждане; граждане пожилого возраста, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Среди учебных дисциплин, изучаемых студентами направления подготовки «Социальная работа»:

    История, теория и технология социальной работы Экономические и правовые основы социальной работы Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе Методика исследований в социальной работе Организация, управление и администрирование в социальной работе Социальная политика Занятость населения Социальная работа в психиатрии.

Помимо российских специалистов в учебном процессе участвуют иностранные ученые и профессионалы, есть возможности для стажировок за границей. Студенты Факультета социальных наук, обучающиеся по направлению «Социальная работа», имеют уникальную возможность принять участие в международной программе «Добровольный социальный год», пройдя годовую стажировку в Германии. Трудоустройство выпускников:

    благотворительные фонды, общественные организации, службы добровольцев организации социального обслуживания (управления социальной защиты населения; комплексные центры социального обслуживания населения; центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; кризисные центры помощи женщинам; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; отделения Пенсионного Фонда РФ) организации, регулирующие занятость (центры занятости) организации сферы здравоохранения организации сферы образования (органы опеки и попечительства несовершеннолетних; образовательные организации общего, профессионального и дополнительного образования) исправительные учреждения (воспитательные и исправительные колонии).

Перспективными направлениями для выпускников является:

    социально-проектная деятельность, направленная на обеспечение социального благополучия разных групп населения; социальное предпринимательство.

О поступлении в бакалавриат на направление «Социальная работа» :

    Форма обучения и нормативный срок обучения: очная — 4 года, заочная — 5 лет; Вступительные экзамены — русский язык, история, обществознание; Профили (специализации) — организация социальной работы с разными группами населения.

Поступающим в магистратуру на направление «Социальная работа» :

    Срок обучения — 2 года Форма обучения – очная Предмет вступительных испытаний – социология

Магистерская программа «Организация социальной работы с разными группами населения» Организации-партнеры направления «Социальная работа».

Кого можно отнести к объектам социальной работы?

Объектом социальной работы может выступать все население: конкретный человек, семья, микрорайон, производственный коллектив, специализированные службы, профсоюзы, общества, благотворительные организации, сферы образования и здравоохранения, армия, правоохранительные учреждения.

В чем заключается работа специалиста по социальной работе?

Специалист по социальной работе оказывает и организует материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, а также другим бедствующим гражданам, находящимся в состоянии.

Какие компоненты включает социальная работа?

Выделяя социальные технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об определенной действительности — социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле — социальных отношениях, социальной сфере).

  1. Одной из ее важнейших задач как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения;

Характеризуя технологии социальной работы как науки, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т.

В этом случае социальные технологии представляют собой способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки — органическое единство знаний и умений.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т. эти технологии имеют в основном обучающий, информационный характер.

  • В этой связи важно различать общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего образования (с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования;

В самом учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, выборочных, факультативных; формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная), видами занятий (аудиторными, самостоятельными и т.

В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения.

  1. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности;

Такой общий подход позволяет, сделать следующий шаг на пути конкретизации технологий, применяемых в социальной работе (имеются в виду фактически все три упомянутых аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно: — в форме знаний — наука, — в форме знаний и умений — обучение, — в форме знаний, умений, опыта, практики — деятельность).

Что относится к социальной работе?

Специалист по социальной работе организует деятельность по оказанию социальной помощи клиенту или группе лиц. Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям и социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и социальной реабилитации. Она включает как помощь одиноким пенсионерам и инвалидам, так и помощь неблагополучным семьям с детьми, бездомным, наркоманам, алкоголикам, психически больным. Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене , «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия.

Для чего нужна социальная работа?

« Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая способствует общественным изменениям и развитию, содействует социальной сплоченности и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению.

Что является предметом социальной работы как науки?

Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки являются закономерности содействия становлению и реализации жизненных сил индивидуальной и социальной субъектности человека, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.

Что такое социально политический?

Специалист по социальной работе

Терминологически социально — политическая ситуа- ция трактуется как система из четырех взаимосвя- занных элементов: социума, политики, ситуации, страны. Источник формирования социально -поли- тической ситуации – взаимодействие общества и власти, такое взаимодействие в государственной системе консолидирует.

Кто относится к социальным работникам?

Соцработники заботятся об инвалидах, пенсионерах и многодетных семьях, которым необходима помощь в повседневных делах: купить продукты, приготовить еду, сделать уборку. Также они могут оказать доврачебную помощь, помочь в случае госпитализации, рассказать о льготах и даже получить пенсию по доверенности.

Что должен уметь делать социальный работник?

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.

В чем заключается сущность социальной работы?

За рубежом, несмотря на то, что социальная работа уже существует не одно столетие, до сих пор нет общепринятого понимания этого вида деятельности, исследователи спорят о роли социального работника в обществе, требованиях к его знаниям и навыками, уровню образования.

  1. — Конкретное утверждение о природе социальной работы принято международным сообществом: «Профессия «социальная работа» содействует общественным изменениям, решению проблем человеческих отношений, людям в достижении благополучия;

Используя теории о человеческом поведении и общественных системах, социальная работа вмешивается в отношения людей и окружающего их социума. Принципы прав человека и социальной справедливости – фундаментальные принципы социальной работы». Хоть это и довольно общее утверждение, оно все же обозначает общепринятые обязательства социальной работы: содействие переменам и определяет социальную работу как инструмент взаимодействия индивида и общества, подчеркивает важность социальной справедливости и уважения прав человека.

  • Забота социальных работников – благо индивида и помощь ему в достижении определенного качества жизни и защита от вреда;
  • Davies, определяя социальную работу, делает акцент на понятии помощи уязвимым: «Сущность социальной работы – это поддержание: поддержка стабильного, но не статичного общества, соблюдение прав и предоставление возможностей для тех, кто в этом нуждается;
Читайте также:  Куда Пойти Учиться На Социального Работника?

Социальная работа с этой точки зрения заключается в помощи, поддержке и интеграции некоторых частей общества. Поэтому на протяжении всей истории заботой социальной работы были страдающие от социального неравенства. С ним согласен Bamford, утверждая, что в обществе, где разрыв между имущими и неимущими продолжает увеличиваться, роль социальной работы в формировании социальной политики будет серьёзно увеличиваться [248, p.

168]. С другой стороны, социальная работа рассматривается как агент социального контроля и является тем, что поддерживает систему, порождающую неравенство. Jordan and Parkinson считают, что вместо того, чтобы освобождать, она может быть методом подавления, противоположным тем ценностям, на которых она основывается.

Munday [253) утверждает, что социальная работа выполняет интегрирующую функцию, объединяет отдельные части механизма общества в целое. Он уверен, что, если бы социальная работа не осуществляла необходимую поддержку и помощь наиболее уязвимым слоям общества и отказывалась от какой-либо ответственности за обеспечение их социальной адаптации, то трудно было бы представить, кто бы мог это делать.

Другие службы могут выполнить лишь часть этой роли. Многие из современных критиков социальной работы как профессии [247, 263] считают, что социальная работа не служит тем, кто в ней нуждается, вместо этого она является средством поддержания системы, которая создаёт уязвимость.

Так, работая с наиболее уязвимыми людьми, чьи проблемы обусловлены экономической системой, социальная работа невольно поддерживает саму эту систему. Похожая позиция основывается на том, что функция социальной работы заключается в том, чтобы разбираться с последствиями неудач в других сферах, таких как противодействие криминалу, здравоохранение или образование.

Социальная работа здесь рассматривается как средство от недостатков других сфер общественной политики. В обсуждении ценностей или этики социальной работы предлагаются два толкования. Первое: «этика» как ценностная база социальной работы может трактоваться как моральный кодекс.

В этом смысле этика и ценности могут быть синонимами. Однако, «этикой» также часто называется свод правил и ограничений, которые регулируют поведение социальных работников как профессионалов. В таком случае она регулирует профессиональную деятельность. Banks предостерегает: не стоит воспринимать этические кодексы чересчур буквально – это скорее риторические, образовательные и регулирующие инструменты, тренировочное поле для профессионалов, встречающихся с нравственными дилеммами.

Многих авторов волнует тот факт, что все больше подчеркивается, что деятельность должна основываться на этических кодексах, а не на фундаментальных принципах социальной работы. Регулирование стало важнее продвижения базовых ценностей.

Но, несмотря на то, что социальная работа претерпела большие изменения в течение второй половины 20 века в плане организации и природы социальных и политических условий, тем не менее стоит отметить, что основные принципы остаются неизменными. Социальная работа основывается на уважении врожденной ценности и достоинства всех людей и на правах, которые из этого исходят.

Социальные работники должны поддерживать и защищать физическое, психологическое, эмоциональное и духовное равновесие и благополучие каждого человека. Это означает: — уважение права на самоопределение личности; — содействие в осуществлении права на участие; — отношение к личности как к единому целому; — определение и развитие сильных сторон.

Социальный работник должен бороться с дискриминацией где бы то ни было, признавать многообразие будь то человек, семья или сообщество; бороться с несправедливой политикой и работать в духе солидарности, оспаривая условия, которые способствуют социальному отторжению, стигматизации или порабощению и работать в направлении интегрированного общества.

  1. Невозможность работать в соответствии с этими принципами может быть причиной того, что многие работники покидают профессию;
  2. Проблема в том, что ситуация, в которой социальным работникам приходится выполнять свои обязанности, часто делает невозможным следование основополагающим принципам;

Интересен тот факт, что, несмотря на разногласия о сущности социальной работы, основные ценности, принятые в международном этическом кодексе социального работника, отражены и в национальных этических кодексах социального работника во многих странах, что показывает универсальность этих принципов и согласие с тем, каким должно быть ядро социальной работы.

Важность поддержания набора ключевых ценностей вносит вклад в процесс профессионализации социальной работы – наличие этих ценностей позволяет её отграничить от других профессий. Однако, если социальный работник теряет связь с этими ценностями, то теряет и свою профессиональную идентичность.

Определить роль социального работника в обществе можно основываясь на разнообразии ролей, которые он выполняет и которые описаны в трудах зарубежных исследователей. Конечно, речь здесь идет об идеальных ролях. Социальный работник как консультант или советник работает непосредственно с клиентом, помогая ему разрешить свою проблему.

Социальный работник-адвокат может защищать интересы бедных и социально изолированных отдельных индивидов или групп, например, семьи. Социальный работник-партнер может рассматриваться как партнер для индивидов и групп лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социальный работник как оценщик риска и нужды. Социальный работник как менеджер по уходу организует уход за клиентами, который в дальнейшем осуществляется менее квалифицированными работниками или волонтерами. Социальный работник как агент социального контроля может рассматриваться как средство поддержания социальной и экономической системы, которая порождает неравенство.

Социальные работники необязательно выполняют только одну из этих ролей. Они исполняют эти роли в разных ситуациях. Основная сложность заключается в том, что существует разброс в степени прямого взаимодействия с клиентом: от работы со случаем до ситуаций, почти исключающих прямой контакт.

Социальные работники могут как сочетать эти роли, так и специализироваться на одной из них. Еще одной сложностью может быть конфликт между ролями из-за разных представлений о функциях социальной работы, о том, чего следует ожидать от социальных работников или из-за того, что от социальных работников может потребоваться исполнять конфликтующие роли.

Как уже отмечалось выше, в обществе существует разногласие относительно основной роли социального работника, однако ценности остаются общепринятыми. Отличительной особенностью роли социальной работы является возможность использовать клиенто-центрированный подход в контексте жизненной ситуации человека как единое целое.

Там, где представителей других профессий больше заботят такие стороны жизни клиента, как здоровье, образование или доход, то социальная работа нацелена на работу с человеком как единым целым. Одни исследователи, например E. Froschi считают, что существует гендерная предрасположенность к выбору этой профессии.

  1. В своих исследованиях они показали, что если социальная работа потеряет возможность взаимодействия с людьми, то эта профессия станет менее привлекательной для женщин;
  2. В обратной ситуации, если начнут преобладать управленческие аспекты, то больше мужчин предпочтут ее;

В социальной работе используется широкий спектр навыков, техник и упражнений с личностью и её окружением. Степень вмешательства социальной работы варьируется от психосоциального вмешательства до вмешательства в государственную социальную политику. Это включает консультирование, клиническую социальную работу, групповую работу, социально-педагогическую работу и семейную терапию.

Вмешательство также включает в себя меры по администрированию, организацию групп и совершение действий для влияния на экономическую и социальную политику. Основной фокус социальной работы меняется в зависимости от страны и времени, культурных и исторических условий.

В разных странах существуют различные модели социальной работы, которые заслуживают внимания, в частности, социальная педагогика, которая является своеобразной формой социальной работы в странах центральной и восточной Европы, по большей части германского происхождения.

Социальная педагогика базируется на образовании и происходит от педагогики в целом. Важность педагогического компонента социальной работы заключается в том, что он подчеркивает потенциал индивидов в разрешении социальной ситуации через получение нужных знаний и навыков.

Роль социального педагога заключается в том, чтобы помочь человеку осознать свой потенциал через процесс «образования». Социальная педагогика включает в себя работу с индивидом на базе отношений, оказание им помощи в получении знаний и навыков, чтобы стать полноправным членом группы, разделяя жизненное пространство вовлеченных лиц.

Социальный педагог должен: работать как самостоятельный профессионал, понимающий собственные психодинамические процессы, понимать свое поведение и выдвигать гипотезы о поведении других, справляться со сложными и непредсказуемыми жизненными ситуациями, брать ответственность при вмешательстве, работать вместе с другими специалистами при необходимости, предлагать различное количество стратегий.

Образовательная программа будущих социальных педагогов включает изучение таких курсов, как теория педагогики, спорт, психология развития, отдельные вопросы педагогической психологии, социология образования, избранные разделы философии, педагогика детей с особыми нуждами, работа со специфическими проблемами развития, теория личности и психодинамика, социальная психология и групповая динамика, основы криминологии.

Конечно, образовательные программы в различных учебных заведениях могут несколько отличаться. Следует отметить, что социальная педагогика сильно повлияла на развитие «работы со случаем» в Америке по причине большого количества мигрантов из Европы в послевоенные годы.

Вместе с тем, социальная педагогика не является синонимом социальной работы. Поэтому в некоторых странах существуют отдельно департаменты социальной работы и социально-педагогические департаменты. Для понимания роли социального работника в современном обществе зарубежных стран необходимо учитывать социальные и экономические условия, в которых эта профессия функционирует.

  1. Как отмечают A;
  2. Evers и B Munday , понимание политических и социальных факторов, которые повлияли на развитие социальной работы или социальных услуг в Европе, необходимо для прогноза самых различных форм и направлений, которые они могут принимать в будущем;

Социальная работа не функционирует в вакууме. Функция социальной работы и роль, которую играет социальный работник в постоянно меняющемся обществе, подвергаются влиянию теми значимыми социальными переменами, которые происходили в последние два-три десятилетия.

  1. Например, падение уровня рождаемости в большинстве европейских стран в будущем приведет к сокращению количества повзрослевших детей, которые могут ухаживать за пожилыми родственниками;
  2. Это окажет заметное влияние на востребованность социальных услуг в целом и ухода за пожилыми, в частности;
Читайте также:  Кому Положены Выплаты По 12 Тысяч?

Munday и другие также указывают на продолжающиеся изменения в природе семьи и уход от «традиционной» модели, включая увеличение семей с одним родителем и двумя однополыми родителями. Фактом является также то, что все больше женщин идут работать, и это, несомненно, тоже окажет влияние на потребность в уходе; другие же исследователи указывают на тот факт, что теперь женщины могут быть менее, чем раньше, вовлечены в социальную работу, как наиболее привлекательную для них.

Рост проблем, связанных с употреблением наркотиков, также вносит вклад в деятельность социальных работников, включая работу с наркоманами и профилактику наркомании среди детей и в семьях. Бедность, неблагоприятное положение, болезни и социальные отклонения – это те неискоренимые проблемы, от которых будут и в будущем страдать многие люди.

Увеличивающееся число мигрантов – еще один фактор, который оказывает влияние на содержание социальной работы и требует ее изменения, в частности, ее интернационализации, учета их этнических, культурных и политических особенностей. Расширение ЕС эту проблему тоже усугубляет.

  1. Поэтому возникает потребность в международном сотрудничестве, коллаборации и гармонизации действий в сфере социальной работы, чему будут способствовать курсы по интернациональной социальной работе, а также стажировки за рубежом;

Иначе однажды социальная работа может превратиться в мониторинг или наблюдение, потеряв роль поддержки и обеспечения. Развитие современных коммуникационных технологий – еще один фактор, влияющий на изменения в практической деятельности социальных работников: в сфере делопроизводства и сбора данных, в сельской социальной работе; появилась возможность обмена региональным опытом, образования и самообразования, оказания помощи и проведения консультаций дистанционно. Среди них выделяют:

    велфаризм – социально-демократический патернализм; профессионализм – идеология, подчеркивающая знания и авторитет профессионала; консумеризм ориентируется на клиента как потребителя услуг; менеджеризм делает акцент на менеджменте и экономических вопросах; партиципационизм акцентирует внимание на равном партнерстве между предоставителем социальной услуги и её получателем.

В таблице 2 раскрывается смысл главенствующих идеологий, которые повлияли на социальную и политическую жизнь за несколько последних десятилетий. Эта информация дает возможность понять хронологическое развитие социальной работы, некоторые организационные и институциональные изменения в ее содержании, прогнозировать ее дальнейшее развитие. Прокомментируем содержание этой таблицы. Таблица 2 Модели социальной работы

Идеология соцобеспечения Идеология профессионализма Идеология потребления Идеология менеджеризма Идеология вмешательства
*Иерархическое руководство системой услуг *Полное покрытие/ унификация *Равенство стандартов *Торговые площадки и комиссии для корпоративного руководства *Контроль качества в лице государственной инспекции *Социальные права и карты пациентов *Кейс менеджмент *Апгред уровней обеспечения *Апгрейд профессиональных советов и консультаций *Контроль качества посредством личного профессионального контроля *Этика публичных услуг *Соревнование *Индивидуальный выбор *Исследование рынка *Ваучеры *Ориентация на покупателей *Лоббирование потребителей *Защита потребителей *Управляемая медицинская помощь *Установление целей *Апгрейд управленческих и экономических нужд *Внешний контроль качества *Менеджмент жалоб *Совместная самопомощь *Волонтерство *Усиление пользователя и провайдеров, базирующихся на основе сообществ *Усиление локальной вовлеченности *Ориентация на предоставление полномочий пользователям *Больше сервисовых диалогов *Больше пользоват. контроля над дизайном и управлением услугами

Идеология социального обеспечения преобладала в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века. Социальная работа действует в условиях так называемого патерналистского подхода, суть которого B. Wootton выразила емко в словах «Папа знает лучше». Государство всеобщего благоденствия приняло на себя обязанности по всему базису социального обеспечения, основываясь на идее о том, что государство (в лице социальных работников) может выявить нуждающихся и помочь им.

Конечно, подобная «технологизация» социальной работы снижает возможность работы с клиентом «лицом к лицу», а также способствует появлению проблемы хранения баз данных об индивидах и семьях. На содержание социальной работы за рубежом влияет ведущая идеология.

Клиент является пассивным получателем услуг. Идеология профессионализма потребовала, чтобы в социальной сфере работали квалифицированные специалисты, чье внимание было направлено на опеку клиента. Социальный работник решал проблемы клиента, имея для этого специальную подготовку.

  • Возник вопрос о профессиональном самоопределении социальной работы;
  • Консьюмеризм способствовал изменению парадигмы клиента, который становится потребителем, имеющим возможность получать те услуги, которые выбирает он сам, а не социальный работник;

Рынок становится важной и мощной силой у сервисов, оказывающих услуги бедным и нищим, а взаимоотношения между социальным работником и «потребителем услуг» становятся менее иерархическими, социальный работник перестает быть покровителем клиента с авторитетом в оценке ситуации и знании того, что может или должен предложить ему (клиенту) рынок услуг.

Однако нет принятия того, что потребителю может быть предоставлена защита и он вправе спорить об уровне и качестве предоставленных услуг. Менеджеризм. Сдвиг к более позиции менеджеризма дает возможность негосударственным агентствам предоставлять социальные услуги и роль социального работника с этой позиции сводится к анализу и регулированию.

Несмотря на то, что пользователь услуг рассматривается скорее не как «клиент», все же присутствует мнение, что менеджеризм, опирающийся на социальную работу, больше внимания обращает на бюджеты и цели, чем на индивидуальную работу; а также отбирает большую часть прямой социальной работы у квалифицированных социальных работников и позволяет рынку управлять социальным обеспечением.

С точки зрения критиков менеджеризма, социальная работа обесценивается и теряется индивидуальный подход. С точки идеологии вмешательства отдельный «клиент», «потребитель», «пользователь услуг» мало, что знает о природе услуг, которые он может себе позволить, а также существующих принципах и правилах улучшения его социальной ситуации.

А поскольку все еще имеется дисбаланс во взаимоотношениях клиента с социальными работниками или опекунами, приверженцы идеологии вмешательства считают, что она может способствовать более тесным взаимоотношениям между поставщиком услуг и их пользователем.

С позиции идеологии вмешательства ключевая цель социальной работы – это повысить возможности пользователя, сделать социального работника и клиента партнерами, стремящимися улучшить его (клиента) жизненную ситуацию.

Дисбаланс во взаимоотношениях уменьшается, пользователь активно включается в его/ее будущие планы и играет активную роль как гражданин, которому не мешает бедность или тяжелое положение. В итоге социальный работник будет активно включаться в жизнь того, кто нуждается в помощи.

Польза от этого будет как для клиента, так и для социального работника, который вернется к реальной социальной работе, подразумевающей правдивые ценности и практику, не зависящую от организационных и институциональных изменений в обществе, которые могут оказать на нее влияние.

Итак, обзор ключевых идеологий, оказывающих влияние на социальную работу в зарубежных странах в течение многих лет, от послевоенной линии по созданию государства всеобщего благоденствия к идеологии потребительства и менеджеризму показывает, что социальная работа в любой стране не базируется на одной единственной идеологии, а скорее является смесью различных позиций и мнений, упомянутых ранее.

Конечно, любая идеология может вступать в противоречия с ключевыми ценностями и принципами базовой социальной работы. Тем не менее смена идеологии требует пересмотра природы и функций социальной работы. Если послевоенные сервисы обеспечивались в основном отделами социальной работы и социальных услуг, а частные же агентства играли очень небольшую роль, то сегодня, наряду с публичными и государственными агентствами, в оказании социальных услуг все больше участвуют внебюджетные организации, частные коммерческие предприятия и, конечно же, неформальный сектор помощи, в который B.

Munday включает семью, друзей, соседей и коллег. Конечно, это сочетание варьируется от страны к стране, но не вызывает сомнений тот факт, что возрастает роль негосударственных секторов в социальной работе и обеспечении благосостояния в общем. Но появилась такая проблема, что социальные работники все чаще переходят в частные социальные агентства.

  • С другой стороны, K;
  • Healy и G;
  • Meagher отмечают, что в последнее время возрастает роль так называемого «парапрофессионального» сектора, под которым понимается большая группа работников, которые принимают на себя ответственность за уход, но в то же время не являются профессиональными «социальными работниками»;

В большинстве стран растет беспокойство по поводу того, что в парапрофессиональном секторе ключевые задачи социальной работы решаются парапрофессионалами, а квалифицированные социальные работники могут лишиться своих прямых обязанностей. Все это снижает роль социального работника в обществе.

Другой аспект организационных изменений заключается в том, что в социальной работе все большую роль играет сотрудничество с другими специалистами, такими как педагоги, врачи и медсестры, что приводит к организационной интеграции социальной работы с другими структурами, такими как образование, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство.

Конечно, интеграция социальной работы с другими сферами способствует повышению ее эффективности для клиентов и пользователей услуг. Однако происходит размывание функций социальных работников и возникает вопрос, в чем заключаются их прямые обязанности особенно в здравоохранении и образовании.

Например, с проблемами детей все чаще работают педагоги, а социальная работа с преступниками, включая оказание пенитенциарных услуг, может выполняться отдельным судебным сервисом, услуги по уходу в учреждениях здравоохранения могут находиться в зоне ответственности медсестер.

В связи с этим исследователи размышляют над тем, должны ли социальные работники обучаться как «специалисты общего профиля», чтобы иметь возможность работать со всеми группами клиентов, включая пожилых и несовершеннолетних преступников, или иметь определенную специализацию для решения проблем специфических групп.

Все это приводит к мысли, что на следующем этапе своего развития социальная работа может выполняться в рамках различных организационных структур, где непосредственная роль социальной работы должна базироваться на профессиональных обстоятельствах, а не организационных локациях.

Читайте также:  Как Пенсионеру Получить 2000 Рублей На Продукты От Соцзащиты?

В связи с этим зарубежные исследователи считают, что отделы социального обеспечения должны больше участвовать в обеспечении ответственности местных органов власти за экономическое, социальное и природоохранное благоденствие общества, включая ответственность за качество предоставляемых услуг.

В итоге социальная работа будет пониматься шире, чем социальное обслуживание, что усилит ее влияние в обществе [270, p. 24). Совместная работа и сотрудничество социальных работников с представителями других профессий имеет множество положительных последствий.

Так или иначе, будет неправильным игнорировать проблемы, которые возникают в связи с работой в междисциплинарной команде и которые могут затронуть подлинность социальной работы и далее сделать определенный вклад в возможный «кризис» ее самоопределения.

Эти проблемы представлены в следующих положениях: — обеспечение руководящей роли социальных работников в междисциплинарных командах; — сохранение ценностей социальной работы; — гарантия качества профессионального предоставления услуг; — планирование социальной работы таким образом, чтобы она не стала придатком образования или здравоохранения, а также сопротивление размыванию профессиональных границ; — управление ресурсами вопреки разнонаправленным требованиям различных командных нужд — создание и развитие культуры управления социальными услугами, основанной на главных ценностях социальной работы и потребностях лиц, предоставляющих услуги и их пользователей.

Также Z. van Zwanenberg [274, p. 8] отмечает, что главные трудности, с которыми столкнется в будущем социальная работа, сфокусированы вокруг опасения за ее дальнейшее развитие, будет ли она самостоятельной структурой или как таковая исчезнет и будет существовать только в интеграции с другими сферами предоставления услуг, например, со здравоохранением и образованием.

  1. van Zwanenberg выражает опасение, что в будущем в связи с появлением междисциплинарных команд по оказанию клиентам комплексных услуг социальная работа как профессия потеряет свою актуальность (Community Care, 17 июня 2004 года);

Другие исследователи возражают, что профессиональная идентичность социального работника при сотрудничестве с другими специалистами и учреждениями, наоборот, укрепится. И социальная работа в будущем будет изменяться и адаптироваться к новым условиям. Jordan [264, p.

  1. 37], обращаясь к таким же проблемам, считает, что сегодня важнее понять, что составляет суть современной социальной работы: «уличная» работа с потребителями услуг или работа в офисе, заключающаяся в составлении отчетом, проведении мониторинга, когда общение «лицом к лицу» с нуждающимися передается другим специалистам;

Парадокс, по мнению R. Jordan , заключается в том, что с в настоящее время все чаще услуги «уличного уровня» (то, что всегда было сферой деятельности социальных работников) оказывают неквалифицированные, необученные работники: волонтеры и частные агентства.

Поэтому основной проблемой становится не то, какая роль будет отведена социальной работе, а то, что и как эти специалисты будут делать. Таким образом, социальные изменения, с которыми социальным работникам приходится сталкиваться (изменение демографической структуры; возрастающая бедность, неравноправие и неблагоприятные условия, интернационализация социальных проблем), будут и в будущем оказывать влияние на содержание социальной работы.

Аналогичным образом на социальную работу оказывают влияние часто конкурирующие, а иногда и конфликтующие идеологии. Перечисленные тенденции будут, конечно, влиять на эффективность социальной работы, потребуют переосмысления ее содержания и функций. Но в любом случае она будет существовать и успешно практиковаться в различных контекстах.

Многие исследователи отмечают и важность профилактики в деятельности социальных работников, особенно это касается работы с семьями и детьми. Тем не менее, многие выражают беспокойство по поводу неспособности социальных работников поддерживать и развивать профилактическую работу Анализируя содержание социальной работы в Австралии, Новой Зеландии и США, R.

Jordan [264, p. 37] упоминает о конструктивной социальной работе. Этот термин впервые ввели в обиход N. Parton и P. O’Byrne. В частности, конструктивная социальная работа акцентирует внимание на адресности помощи потребителю услуг с учетом его особенностей и спецификой сообщества, в котором он функционирует, установлении партнерских отношений с ним, на профилактической работе.

Конструктивные решения для разрешения проблемных ситуаций можно найти только через диалог с социальным работником и совместные усилия по распределению финансовых и людских ресурсов, необходимых для значимых изменений в жизни.

Это «клиентоцентрированный» подход не столько в том смысле, что работник, принимая решения, ставит пользователя услуг в зависимость от своего профессионализма. Скорее взаимодействие начинается с того, как пользователь услуг осознает свою ситуацию и разрешение проблемы или «концепция развития», как называет это R.

  • Jordan , реализуется через диалог;
  • Это, конечно же, требует социальных работников, которые обладают умениями, связанными с консультированием и терапевтической работой, и такой организационной структуры, которая даст социальному работнику свободу работать творчески, в партнерстве с клиентом искать способы решения его проблем;

Партнерство направлено на разрешение проблемы, связанной с понятием «благоденствие». В основе этого понятия лежат «. равные ценности, перспектива, расширение возможностей выбор» [264, p. 217]. Что особенно интересно в этой концепции социальной работы и той роли, которую должен играть социальный работник, так это то, что в ней можно найти элементы как социальной педагогики, так «идеологии вмешательства», которую поддерживает C.

Leadbetter. Таким образом, существует кризис социальной работы в зарубежных странах или нет, но очевидно, что есть ряд серьезных проблем, стоящих перед данной профессией, которую не так просто выполнять в условиях дефицита кадров и распределения ресурсов.

Скорее «кризис» связан с потерей профессиональной идентичности, которая влияет на набор персонала, удержание кадров и обслуживание профессии. Но нет никаких сомнений в том, что социальная работа и социальные работники нужны для того, чтобы выполнять свои функции и оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается, в основном из-за бедности, неблагополучия и социальной изоляции.

  1. Без социальной работы значительная часть населения будет иметь слабую защиту от негативного влияния растущего социального и экономического неравенства, которые будут отличать жизнь многих людей, семей и общин в 21-м веке;

Существует острая необходимость в уточнении профессиональной идентичности социальных работников, чтобы четко определить их роли. Отличает социальную работу от других профессий то, что, базируясь на своих основных принципах и ценностях, она больше связана с человеком, с человекоцентрированным (клиентоцентрированным) подходом и рассмотрением человека в контексте его жизненного опыта в целом.

  • Однако с течением времени данный подход уже не является достаточным для понимания человека в его жизненной ситуации в целом, и тогда клиент или потребитель услуг становится активным участником этого процесса;

Идентичность социальной работы и роль социального работника следует рассматривать в связи с изменением характера взаимоотношений между работником и потребителем/клиентом. Профессиональная идентичность социальной работы не должна быть неразрывно связана с определенной организационной структурой.

Скорее профессиональная идентичность должна базироваться на коренных ценностях и принципах для того, чтобы отличать профессиональных социальных работников от индивидов, работающих с другими агентствами, а также для того, чтобы защитить от угрозы эрозии границ, как результат развития других профессий.

Проблема найма и удержания кадров в социальной работе неразрывно связана с проблемой профессиональной подлинности. Несмотря на кризис социальной работе в современном обществе, она «… должна оставаться человеческой деятельностью и творческой активностью, использовать воображение, эмпатию и профессиональный интерес, причины и доказательства при взаимодействии с эмоциями и проблемами людей, их правами и обязанностями.

Что такое социальная?

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНЫЙ» в других словарях: —

    социальный — ая, ое. sociale adj. Связанный с обществом, с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный. Социальный прогресс. Социальная обусловленность явлений. БАС 1. Они до совершенной своей привычки к вольности и к новому образу… … Исторический словарь галлицизмов русского языка СОЦИАЛЬНЫЙ — (лат.

    1. socialis, от socius товарищ);
    2. 1) касающийся общества, принадлежащий к нему, общественный;
    3. 2) основанный на началах социализма;
    4. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка;
    5. Чудинов А;
    6. , 1910;
    7. СОЦИАЛЬНЫЙ лат;

    socialis, от… … Словарь иностранных слов русского языка социальный — общественный Словарь русских синонимов. социальный см. общественный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. : Русский язык. Александрова. 2011 … Словарь синонимов СОЦИАЛЬНЫЙ — СОЦИАЛЬНЫЙ, социальная, социальное (лат.

    socialis общественный). прил. , по знач. связанное с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный. Социальные науки. Социальная психология. Социальные законы. … … Толковый словарь Ушакова СОЦИАЛЬНЫЙ — СОЦИАЛЬНЫЙ, ая, ое.

    см. социум. Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная среда. Социальное положение. Социально (нареч. ) опасен. Социальное обеспечение (государственная система материального обеспечения … Толковый словарь Ожегова социальный — общественный Относящийся к явлениям и процессам, непосредственно связанным с разными общностями людей и их взаимоотношениями … Словарь по географии социальный — прил.

    , употр. сравн. часто Морфология: нар. социально 1. Социальным называют то, что связано с процессами, жизнью и отношениями людей в обществе. Социальная сфера, инфраструктура. | Социальное явление. | Социальная справедливость.

    | Социальная… … Толковый словарь Дмитриева социальный — ▲ связанный (с) ↑ общественный процесс социальный связанный с жизнью общества. социально (# опасный элемент). межчеловеческий … Идеографический словарь русского языка социальный — носить социальный характер • обладание решать социальные вопросы • решение решить социальные проблемы • решение … Глагольной сочетаемости непредметных имён Социальный институт — (лат. Институты характеризуются своими возможностями… … Википедия

Какие предметы изучают на социальной работе?

Студенты изучают такие дисциплины как «Общая психология», «Психология личности», « Социальная психология», «Семейная психотерапия», «Современные методы психодиагностики», «Психосоциальная работа в кризисных ситуациях» и другие.