Что Относится К Органам Социальной Защиты?

Что Относится К Органам Социальной Защиты
Социальная защита в Российской Федерации Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ: Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Фонд обязательного медицинского страхования.

Что относится к учреждениям социальной защиты?

К учреждениям социальной защиты населения относятся:

    стационарные учреждения социального обслуживания (дома — интернаты для инвалидов и престарелых, психоневрологические интернаты , дома-интернаты для умственно отсталых детей, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов); центры социального обслуживания населения; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с приютами и без них; социальные приюты для детей и подростков; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; центры реабилитации инвалидов; центры реабилитации для лиц без определенного места жительства; центры социальной помощи женщинам, семье и детям; детско-юношеская спортивно-адаптивная школа инвалидов; курсовая база по обучению и реабилитации инвалидов; профессиональное училище-интернат для инвалидов; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; учреждения социальной поддержки населения ; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Что входит в понятие социальной защиты населения?

Социальная защита населения представляет собой комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения, и осуществляемых за счет федерального, областного, районных, городских бюджетов, а.

Что такое учреждения социального обеспечения?

Учреждения социального обеспечения. Сеть учреждений социального обеспечения определяется на основе Схемы развития учреждений социальной защиты и включает: дома-интернаты, социально-реабилитационные учреждения, территориальные центры социального обслуживания, специализированное жилье для инвалидов и престарелых.

Что входит в организации социального обслуживания?

Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание. Организации социального обслуживания в субъектах Российской Федерации создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.

Какие бывают виды социальной помощи?

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: — денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

  • Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

Социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

  1. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;
  2. Социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области и в соответствии с которым Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;

Субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Чем занимается социальная защита?

Управление социальной защиты населения Березовского городского округа (далее по тексту — Управление) является отраслевым органом администрации Березовского городского округа и входит в ее структуру. Основным видом деятельности Управления социальной защиты населения Березовского городского округа является осуществление государственной, региональной, муниципальной политики в области социальной защиты отдельных категорий граждан, социально незащищенных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, проживающих на территории Березовского городского округа.

  1. Управление в пределах своей компетенции осуществляет реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, а также полномочий органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан Березовского городского округа;

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области, Уставом Березовского городского округа, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Березовского городского округа.

Управление от имени администрации Березовского городского округа осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных учреждений социального обслуживания (далее — подведомственные муниципальные учреждения) в соответствии с порядком, установленным нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления.

Основными целями и задачами Управления являются 1. Формирование и проведение на территории городского округа единой политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения. Обеспечение реализации конституционных прав граждан на социальную поддержку и социальное обслуживание.

Реализация в пределах своей компетенции отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения. Реализация в пределах своей компетенции полномочий органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Осуществление адресной социальной поддержки населения путем оказания социальной помощи и организации социальных выплат. Организация работы по социальной поддержке семьи, женщин и детей, предусматривающей разработку и реализацию государственной политики по улучшению положения семьи, женщин и детей; социальному обслуживанию семей с детьми, организации выплаты пособий семьям с детьми.

  • Организация работы по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и ветеранов, совершенствованию форм и видов социального обслуживания;
  • Организация работы по социальной поддержке и социальному обслуживанию инвалидов, разработке механизмов реабилитации и социальной интеграции инвалидов в обществе;

Обеспечение законности, информационной открытости, доступности и повышение качества предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения. 10. Организация финансово-хозяйственной и контрольно-ревизионной деятельности, включающей организацию финансирования мероприятий по социальной поддержке населения и деятельности подведомственных муниципальных учреждений, ведению бухгалтерского учета и отчетности, осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

11. Обеспечение взаимодействия с благотворительными и другими общественными объединениями и фондами с целью социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми и других категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке.

12. Информирование населения городского округа через средства массовой информации о работе, проводимой в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения. 13. На Управление могут быть возложены дополнительные задачи, если таковые будут делегированы в установленном порядке согласно действующему законодательству, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления с соответствующим финансированием этих задач.

Функции Управления В целях реализации возложенных задач Управление осуществляет следующие функции: 1. Разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции мероприятия по обеспечению прав и социальных гарантий населения городского округа в области социальной поддержки и социального обслуживания.

Обеспечивает реализацию отдельных государственных полномочий, которыми наделены в соответствии с федеральными законами и законами Кемеровской области органы местного самоуправления, в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения и отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, определенных действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и муниципальными правовыми актами Березовского городского округа.

  • Осуществляет реализацию на территории городского округа целевых программ в случаях, установленных федеральным и региональным законодательством, муниципальными правовыми актами Березовского городского округа;

Исполняет публичные нормативные обязательства в соответствии с действующим законодательством. Осуществляет реализацию среднесрочных планов развития сферы социальной поддержки и социального обслуживания населения на территории городского округа. Участвует в разработке концепций программ и планов социально-экономического развития Березовского городского округа в области социальной поддержки и социального обслуживания населения.

  1. Разрабатывает проекты муниципальных правовых актов Березовского городского округа по реализации государственных полномочий, а также по установлению и предоставлению органами местного самоуправления дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан;

Формирует единый банк данных о лицах, нуждающихся в мерах социальной поддержки и социальной помощи на территории городского округа. Организует предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, определенным федеральными законами и законами Кемеровской области, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

10. Осуществляет выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, единовременных пособий, компенсационных и иных выплат гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с действующим законодательством.

11. Оформляет и выдает удостоверения о праве на меры социальной поддержки определенным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством. 12. Организует предоставление адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

  • 13;
  • Участвует в формировании муниципальной политики, реализации программ и планов мероприятий по обеспечению доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, их беспрепятственного передвижения и доступа к объектам социальной инфраструктуры, расположенным на территории Березовского городского округа;

14. Координирует, обеспечивает методическое сопровождение и анализирует деятельность подведомственных муниципальных учреждений. 15. Осуществляет контроль за выполнением подведомственными муниципальными учреждениями уставных задач и качеством предоставляемых ими услуг.

  • 16;
  • В пределах компетенции и выделенных денежных средств обеспечивает финансирование подведомственных муниципальных учреждений на их содержание;
  • Осуществляет контроль за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств на основании данных отчетов и балансов этих учреждений;

17. Осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных муниципальных учреждений. 18. Разрабатывает предложения по развитию подведомственных муниципальных учреждений. 19. Обеспечивает доступность и повышение качества предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и социального обслуживания населения.

20. Организует деятельность городских комиссий, созданных для решения вопросов в области социальной поддержки и социального обслуживания населения. 21. Организует проведение городских мероприятий, связанных с социальной поддержкой и социальным обслуживанием населения.

22. Осуществляет деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством. 23. Обеспечивает мероприятия, связанные с поддержкой социально ориентированных некоммерческих организаций. 24. Разрабатывает предложения по формированию местного бюджета и осуществляет в установленном порядке расходование средств, связанных с реализацией отдельных государственных полномочий в области социальной поддержки и социального обслуживания населения, а также по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в пределах компетенции Управления.

  • 25;
  • Формирует потребность в бюджетных средствах Управления и подведомственных муниципальных учреждений на очередной финансовый год и плановый период;
  • 26;
  • Формирует сводную финансовую, бухгалтерскую, статистическую и другую отчетность и представляет ее в соответствующие органы в установленные сроки и по утвержденным формам;

27. Осуществляет функции муниципального заказчика в целях размещения заказа в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 28. Обеспечивает целевое использование средств, предоставляемых из областного бюджета и других источников на выполнение отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления Березовского городского округа, и средств, предоставляемых из местного бюджета на оказание дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

29. Осуществляет прием и консультации граждан по вопросам, входящим в компетенцию Управления. 30. Участвует в формировании единого информационного пространства органов исполнительной власти, организаций, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг, обеспечивает функционирование электронного документооборота, наполнение и актуализацию данных в сегменте единого информационного пространства, характеризующим социальное положение и социальную защищенность граждан Березовского городского округа.

31. Осуществляет контроль за выполнением требований информационной безопасности и требований о порядке обращения с конфиденциальной информацией в Управлении. 32. Обеспечивает выявление и устранение коррупционных проявлений в деятельности Управления. 33. Взаимодействует со средствами массовой информации с целью информирования населения города о деятельности Управления.

Чем занимаются органы социальной защиты населения?

Основным видом деятельности Учреждения являются услуги социальные без обеспечения проживания. Дополнительные виды деятельности — предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелых и инвалидов, деятельность в области обязательного социального обеспечения.

Какие государственные органы осуществляют социальную защиту населения?

Основным федеральным органом исполнительной власти, про-водящим государственную политику и управление в области здравоохранения, занятости и социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В чем разница между социальной защитой и социальным обеспечением?

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 4 (45). 122-129. УДК 349. 3 СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ РИСКАМИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ SOCIAL PROTECTION AND SOCIAL SECURITY CORRELATION IN SOCIAL RISKS MANAGEMENT CONTEXT: LEGAL ASPECTS М.

ФЕДОРОВА (M. YU. FEDOROVA) Анализируются понятие и структура социального риска, формулируются основные положения концепции управления социальным риском, на их основе делается вывод о том, что социальное обеспечение направлено на компенсацию последствий социальных рисков, в то время как социальная защита позволяет их предупреждать.

Ключевые слова: социальная защита; социальное обеспечение; социальный риск; структура социального риска; управление социальными рисками; предупреждение социальных рисков; компенсация последствий социального риска. The social risk definition and structure are analyzed, basic terms of social risks management concept is represented.

On it’s base it is concluded that social security is aimed on social risks consequences recompense, thereat social protection provides a means of it’s prevention. Key words: social protection; social security; social risk; social risk structure; social risks management; social risks prevent; social risks consequences recompense.

Вопрос о соотношении социальной защиты и социального обеспечения был поставлен в юридической науке практически одновременно с началом широкого использования первого из названных терминов в российском законодательстве. Несмотря на то, что с тех пор он традиционно привлекает внимание ученых, до настоящего времени он не получил окончательного разрешения.

  1. Пожалуй, единственное, что не вызывает разночтений, — это признание понятия «социальная защита» более широким по сравнению с понятием «социальное обеспечение»;
  2. Данный вывод имеет под собой конституционное обоснование: п;

«ж» ст. 72 Конституции РФ относит к сфере совместного ведения Российской Федерации и её субъектов социальную защиту, включая социальное обеспечение. Очевидно, приведенное конституционное положение в достаточной мере объясняет единодушие ученых применительно к данному аспекту соотношения социаль- ной защиты и социального обеспечения.

Между тем не вполне ясно, за счет каких именно элементов социальная защита оказывается более широкой системой по сравнению с социальным обеспечением. Попытку поиска ответа на этот вопрос уместно начать с изучения ранее сформулированных подходов к понятию анализируемых социально-правовых явлений.

При всем многообразии признаков социального обеспечения, характеризующих его с экономической или правовой точек зрения, акцент обычно делается на том, что социальное обеспечение предоставляется лишь при наступлении определенных жизненных обстоятельств, которые принято именовать социальными рисками, а также на его предоставлении за счет обобществленных финансовых источников.

Под социальным обеспечением понимают совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и © Федорова М. , 2015 122 Соотношение социальной защиты и социального обеспечения.

при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности , или один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством для поддержания их полноценного социального статуса , или форму распределения, гарантирующую гражданам на условиях, установленных в законе, нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца, в целях охраны здоровья, материнства и детства, при потребности в иных видах социальной защищенности, путем справедливого распределения государством с участием общественных организаций и трудовых коллективов фондов социального обеспечения, создаваемых без всяких вычетов из заработка трудящихся в основном за счет необходимого продукта общества.

  1. Социальную защиту чаще всего рассматривают сквозь призму конституционного принципа социального государства;
  2. При этом ссылаются на ст;
  3. 7 Конституции РФ, содержащую открытый перечень гарантий социальной защиты как мер по реализации политики социального государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

По мнению В. Шайхатдинова, социальная защита населения выступает практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики, под которой следует понимать целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта широких слоев населения.

При этом в социальную защиту населения он предлагает включать деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей природной среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке и обеспечению занятости граждан, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной защите.

Миронова определяет социальную защиту как деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

Читайте также:  Что Включает В Себя Духовный Мир Человека?

Как видно из приведенных определений, социальная защита непосредственно ассоциируется с социальной политикой, с деятельностью государства и негосударственных субъектов, направленной на борьбу с социальными рисками и их различными проявлениями, путем возможного предупреждения социально неблагоприятных событий или компенсации их последствий.

Следовательно, и социальная защита, и социальное обеспечение представляют собой механизмы защиты от социальных рисков. При таком подходе невозможно разрешить вопрос об их соотношении, не уяснив, что собой представляют социальные риски, какова их структура и какими могут быть возможные способы защиты от них.

Социальные риски, выступающие основаниями для социального обеспечения, представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, которые обусловливают необходимость оказания гражданину поддержки со стороны государства и общества посредством предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат или социально значимых благ и услуг.

Социальные риски обладают рядом признаков, отражающих их общественную, социальную природу и массовый характер. На- 123 М. Федорова пример, Е. Мачульская общим свойством всех социальных рисков считает то, что они приводят к утрате источника средств к существованию и снижению уровня жизни, а к числу признаков социального риска наряду с неблагоприятными имущественными последствиями относит также их предполагаемый характер, обусловленность общественной организацией труда и влияние на особые группы населения.

  • Выделяя три группы видовых социальных рисков (экономического, физиологического и демографического характера), она констатирует многообразие обстоятельств, обусловливающих материальную необеспеченность, относя к ним, в частности, стихийные бедствия, вооруженные и межнациональные конфликты, радиационные и техногенные катастрофы, эпидемии, банкротства, и приходит к выводу о том, что такие обстоятельства нельзя отождествлять с самими социальными рисками;

Исходя из этого в отраслевой науке сложилось понимание социального риска как юридического факта или совокупности юридических фактов, порождающих правоотношения по социальному обеспечению. При этом социальный риск определяется как имеющий двухзвенную структуру и включающий в себя, во-первых, обстоятельства экономического, физиологического и демографического характера, могущие привести к социально неблагоприятным последствиям, и, во-вторых, собственно такие последствия, выражающиеся в отсутствии или снижении дохода, потребности в медицинской помощи или иных видах социального обеспечения.

  • Первый из названных элементов структуры социального риска можно именовать рисковыми событиями, подчеркивая тем самым их объективный характер;
  • По смыслу ч;
  • 1 ст;
  • 39 Конституции Российской Федерации перечень таких событий, при наступлении которых гражданам гарантируется социальное обеспечение, должен быть определен законом;

При этом названная норма содержит упоминание о нескольких видах подобных событий, включая достижение определенного возраста, болезнь, инвалидность, потерю кормильца, воспитание детей, которые в основных международноправовых актах признаются сопряженными с утратой средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам.

Следовательно, в большинстве случаев рисковые события важны не сами по себе, а лишь во взаимосвязи с обусловленными ими последствиями, такими как утрата дохода, ма-лообеспеченность, потребность в медицинской помощи или психологической реабилитации, необходимость проведения тех или иных организационных мероприятий и т.

Показательна в этом плане терминология законодательства об обязательном социальном страховании, в котором названная организационно-правовая форма социального обеспечения определяется как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в предусмотренных законодательством случаях -иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (ст.

1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» ). В приведенном определении акцент сделан на социальном статусе застрахованных лиц, которые являются работающими (или самозанятыми), следовательно, имеют доход и могут его утратить в силу социально значимых причин, признаваемых обществом уважительными, а также названы некоторые виды событий, обусловливающих такие последствия.

В социальном страховании рисковые события обозначаются как страховые случаи. Так, в ст. 3 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» страховой случай определяется как свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Согласно п. 1 ст. 7 названного федерального закона страховыми 124 Соотношение социальной защиты и социального обеспечения. случаями признаются, в частности, достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет.

Необходимо обратить внимание на то, что перечисленные выше события приобретают характер страхового случая лишь при соблюдении установленных законодательством условий. Например, согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 60, женщинам — 55 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного ко -эффициента в размере не менее 30.

Следовательно, достижение пенсионного возраста -это лишь один (хотя и весьма значимый) юридический факт в фактическом составе, обусловливающем возникновение правоотношений по предоставлению страхового пенсионного обеспечения.

В отличие от обязательного социального страхования, в других организационно-правовых формах социального обеспечения отсутствуют легальные термины, обозначающие основания для предоставления соответствующих выплат, благ и услуг. Между тем потребность в таком термине имеется.

  • Не случайно в науке права социального обеспечения было предложено по аналогии со страховыми случаями именовать события, дающие право на социальное обеспечение за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов, нестраховыми случаями;

Более универсальным с точки зрения возможности применения к различным организационно-правовым формам социального обеспечения представляется предложенный Е. Бутенко термин «социально-обеспечительные юридические факты», которые он считает необходимым выделять из общего объема юридических фактов в праве социального обеспечения как обусловливающие наступление материально-правовых последствий, определяющие необходимость предоставления лицу того или иного вида социального обеспечения (возраст, инвалидность, временная нетрудоспособность и т.

На наш взгляд, для обозначения основания предоставления социального обеспечения может быть предложен термин «ситуация социального риска (социально-рисковая ситуация)». Такую ситуацию образуют взятые в единстве и взаимообусловленности рисковые события и их последствия.

Для нее, соответственно, характерны реализация социального риска и возникновение необходимости в его компенсации или минимизации. Между тем нельзя абсолютизировать значение последствий страхового случая как рискового события, поскольку действующее законодательство допускает предоставление соответствующих выплат и услуг лицам, не утратившим доход, не нуждающимся в медицинской помощи и т.

  1. Допустим, страховые пенсии выплачиваются застрахованным лицам, продолжающим трудовую или иную приносящую доход деятельность, без каких-либо ограничений;
  2. Как следует из легального определения страховой пенсии, она предоставляется в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (ст;

3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ). Следует, однако, оговориться, что достижение пенсионного возраста подтверждается предъявлением документа, удостоверяющего личность, а установление инвалидности -соответствующей справкой учреждения медико-социальной экспертизы.

Поэтому презумпция, упоминаемая в вышеназванной норме, охватывает фактическую нетрудоспособность лица, которая на самом деле не требует специального установления, и утрату заработка, т. , по существу, можно говорить лишь о презумпции наступления обусловленных рисковыми событиями социально неблагоприятных последствий.

Аналогичные примеры можно найти и в законодательстве о других организационно-правовых формах социального обеспечения, например, о социальной поддержке отдельных категорий населения. Рассуждая о данной проблеме с позиций социальной солидарности, следует сделать 125 М.

  • Федорова вывод о том, что в условиях, когда правовое регулирование допускает предоставление социального обеспечения лицам, не находящимся в ситуации социального риска, её границы и критерии могут оказаться «размытыми», утратить четкость и восприниматься обществом как отступление от принципов справедливости и равенства;

Нельзя потворствовать формированию в обществе иждивенческих настроений, допускать злоупотребления граждан при реализации ими социальных прав. Это, на наш взгляд, дополнительно актуализирует задачу по разработке концепции социального риска, которая отражала бы сущность социального обеспечения, в том числе в его соотношении с социальной защитой.

При более глубоком рассмотрении феномена социального риска можно сделать вывод о том, что в нем соединены различные взаимосвязанные и взаимообусловленные факторы и обстоятельства, т. он имеет сложную структуру, а развитие социальнорисковой ситуации характеризуется не только внутренним, но и внешним механизмом.

С этой точки зрения предпринятый нами анализ позволяет утверждать, что социальнорисковая ситуация, охватывающая событие социального риска и его социально неблагоприятные последствия, требующие компенсации или минимизации, образует внутреннюю структуру социального риска.

Внешний механизм развития социальнорисковой ситуации представлен рисковыми обстоятельствами, которые иначе можно именовать факторами риска. Под фактором принято понимать движущую силу, причину какого-либо процесса или явления.

Следовательно, фактор, будучи существенным для развития какого-либо процесса или явления обстоятельством, не только стимулирует такое развитие, но и определяет характер и отдельные черты происходящих при этом изменений. Факторы социального риска, предопределяя те или иные направления развития человеческого общества, могут стать прямой или косвенной причиной возникновения рисковых событий, которые, в свою очередь, могут привести к социально неблагоприятным последствиям и потребовать предоставления гражданину поддержки для их преодоления.

  1. Факторы социального риска, в отличие от персонифицированных социально-рисковых ситуаций, носят общий характер, их действие распространяется на всех членов общества, безотносительно к их индивидуальным характеристикам (возрасту, полу, характеру занятости, семейному положению, уровню образования и т;

Представляется, что именно в этом можно усматривать основания социальной солидарности, которая реализуется, в том числе, в системе социального обеспечения, где за счет общества и от его имени предоставляется поддержка тем его членам, которые находятся в социальнорисковой ситуации.

Непосредственное воздействие на реализацию социальных рисков постоянно оказывают факторы, которые обусловлены признаками человека как биологического вида (к примеру, старением, репродуктивностью и пр. ), функционированием общества как социокультурной системы (социальной стратификацией, дифференциацией, интеграцией, выполнением социальных ролей и т.

) и экономически предопределены общественной организацией труда (в частности, разделением и кооперацией труда, формами и методами привлечения людей к труду, распределением общественного продукта). Для защиты населения от социальных рисков, реализующихся в силу таких факторов, обычно бывает достаточно внутренних ресурсов го -сударства, которое обеспечивает их прогнозирование и учет при установлении национальной системы социального обеспечения.

  1. Под влиянием научно-технического прогресса и глобализации факторы социального риска становятся более разнообразными, а степень их возможного воздействия на возникновение рисковых событий приобретает более дифференцированный характер;

Наряду с вышеназванными факторами свое влияние на происходящие в обществе процессы начинают оказывать относительно новые факторы: технологические, климатические, террористические, эпидемиологические и многие другие. Масштабы их проявления в условиях глобального мироустройства могут выходить и фактически выходят за пределы границ конкретных государств.

Это требует не только формирования системы международных стандартов в сфере социаль- 126 Соотношение социальной защиты и социального обеспечения. ных прав, но и объединения усилий разных государств для борьбы с социальными рисками и их факторами.

Современное общество, сознавая опасность возникновения социальных рисков и стремясь к защите каждого своего члена от их возможных последствий, при формировании механизма такой защиты должно использовать инструментарий, разработанный различными науками, — экономической, математической, социологической, философской, правовой.

  • Преимущества интегративного подхода к проблеме компенсации социальных рисков, а следовательно, в целом к проблематике социальной защиты и социального обеспечения, в полной мере проявляют себя в концепции управления социальными рисками;

Если рассматривать управление социальными рисками с точки зрения теории и практики правового регулирования , то оно, по нашему мнению, выступает как юридическая конструкция, представляющая собой совокупность правовых инструментов, предназначенных для эффективной организации системы социальной защиты и социального обеспечения.

  • Управление социальными рисками охватывает комплекс мер по установлению перечня социальных рисков, осуществлению их учета, оценки, профилактики, распределения, а также компенсации (минимизации) последствий социальных рисков;

В связи с тем, что социальная защита населения и социальное обеспечение как её элемент не могут существовать вне правовой формы, управление социальными рисками осуществляется в рамках соответствующего правового механизма, имеющего свои элементы и стадии, а также предполагающего применение определенных методов.

К числу таких методов, по нашему мнению, можно отнести предупреждение (профилактику) социальных рисков. Она может осуществляться путем воздействия как на факторы социального риска, так и на элементы его внутренней структуры.

Примером первой из названных форм может служить профилактика заболеваний как воздействие на биологические факторы социального риска. Такая профилактика может носить узкий, сугубо медицинский характер (допустим, если речь идет об иммунопрофилактике инфекционных болезней, санаторно-курортном лечении и т.

  • ) либо предполагать также использование способов, лежащих за пределами системы здравоохранения, например, установленных законодательством о труде гарантий в сфере регулирования рабочего времени и времени отдыха, охраны труда или предусмотренных экологическим законодательством требований к атмосферному воздуху, питьевой воде и т;

Перечень примеров предупредительного воздействия на факторы социального риска может быть продолжен применительно к различным их видам, но в абсолютном большинстве случаев такое воздействие опосредуется нормами не права социального обеспечения, а других отраслей российского права.

В целом это логично, поскольку социальное обеспечение по определению предоставляется лишь при наступлении социально-рисковой ситуации, когда предупредить её возникновение уже нельзя, а можно лишь компенсировать или смягчить её последствия.

Более того, возникновению материальноправового отношения (т. обязательства) по социальному обеспечению всегда предшествует установление в рамках процедурных правоотношений наличия оснований для предоставления гражданину тех или иных выплат или услуг, а в ряде случаев — также попытка предупредить социально-рисковую ситуацию в период до её формализации, т.

исключить возникновение самого события социального риска либо наступление его неблагоприятных последствий. Например, в силу ст. 2-4 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» гражданин признается безработным и в этом качестве может претендовать на социальное обеспечение в виде пособия по безработице лишь при условии, что попытки его трудоустройства на работу, считающуюся для него подходящей, не привели к желаемому результату.

Следовательно, управление социальными рисками посредством их предупреждения представляет собой скорее функцию социальной защиты, нежели социального обеспечения, а применяемый в этих целях правовой инструментарий характеризуется отраслевым многообразием, в отличие от правовых средств права социального обеспечения, предполагающих социальные предоставле- 127 М.

  • Федорова ния гражданам при наступлении социального риска;
  • Различия между социальной защитой и социальным обеспечением можно усмотреть также и в сфере использования такого метода управления социальными рисками, как их распределение, предполагающее принятие государством или негосударственным субъектом обязанности по компенсации последствий социально-рисковой ситуации при наличии соответствующего волеизъявления гражданина;

Если социальное обеспечение предоставляется за счет обобществленных средств и основным субъектом, от которого оно исходит, является государство, то социальная защита может быть опосредована и публично-правовыми, и частно-правовыми, и социально-партнерскими моделями.

В публично-правовых моделях социальный риск может распределяться лишь в порядке и на условиях, установленных законом, частно-правовые модели позволяют при распределении социального риска в максимально возможной степени учитывать интересы самого гражданина.

В частности, могут применяться возмездные формы защиты от социальных рисков, например, гражданскоправовое страхование на случай безработицы. Гражданин, имеющий финансовую возможность уплатить страховую премию по данному виду страхования, вправе выбирать страховщика, готового предоставить ему данную услугу, определять по согласованию с ним условия такого страхования (в частности, форму и порядок предоставления страхового обеспечения, размер страховых выплат и т.

Еще один пример: гражданин, имеющий накопления или недвижимость и при этом лишенный поддержки со стороны родственников, может заключить договор пожизненного содержания с иждивением либо воспользоваться услугами частных учреждений социального обслуживания на возмездной основе.

Проблема заключается в степени развития рынка соответствующих услуг и необходимости гарантировать в таких случаях осуществление и защиту прав гражданина. В заключение полагаем необходимым обратить внимание на то, что в ст. 7 Консти -туции Российской Федерации открытый перечень гарантий социальной защиты начина- ется с охраны труда и здоровья людей, установления минимального размера оплаты труда, т.

мер, которые непосредственно направлены на создание человеку условий для самостоятельной реализации жизненных потребностей. Меры, которые осуществляются в рамках социального обеспечения (исключительно или преимущественно), включающие государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий, перечисляются во вторую очередь.

Тем самым приоритет активных форм социальной защиты, реализуемых самими гражданами либо при их непосредственном участии, по отношению к пассивным, которые исходят от государства или иных субъектов и облекаются в форму социального обеспечения, приобретает конституционное обоснование.

  • В целом же можно утверждать, что чем выше уровень развития государства и общества, тем более сложная и развернутая система социального обеспечения и социальной защиты ему соответствует;
  • В ней, как правило, сочетаются различные способы управления социальными рисками, придается существенное значение их предупреждению, применяются разные модели распределения социального риска, государственные и негосударственные формы социального обеспечения и социальной защиты;
Читайте также:  Что Входит В Обязанности Социального Работника?

Соотношение этих составляющих обусловлено тем, какую роль в социальной политике отводит себе государство — патерналистскую (принимая на себя максимум социальных обязательств и периодически испытывая затруднения при их реализации в условиях дефицита ресурсов) либо субсидиарную (разделяя ответственность за благосостояние с самими гражданами, а также негосударственными субъектами).

  • Андреев В;
  • Право социального обеспечения в СССР : учебник;
  • — М;
  • , 1974;
  • — С;
  • 10;
  • ЗахаровМ;
  • , Тучкова Э;
  • Право социального обеспечения России;
  • — М;
  • : ВолтерсКлу-вер, 2004;
  • — С;
  • 15;
  • Иванова Р;
  • Правоотношения по социальному обеспечению в СССР;

— М. : Изд-во МГУ, 1986. — С. 22-23. Шайхатдинов В. Право социального обеспечения Российской Федерации : учебное по- 128 Соотношение социальной защиты и социального обеспечения. собие. — Вып. — Екатеринбург : Уральская академия государственной службы, 1996. -С. 5, 9. Миронова Т.

  1. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты : дис;
  2. д-ра юрид;
  3. наук;
  4. — М;
  5. : МГУ, 2008;
  6. — С;
  7. 63;
  8. См;
  9. : Мачульская Е;
  10. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования : автореф;

дис. д-ра юрид. наук. — М. : МГУ, 2000. — С. 9-10. См. , напр. : Благодир А. Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных отношений // Социальное и пенсионное право. — 2011. -№ 1. — С. 5-12. См. , напр. : Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года).

  1. Ст;
  2. 25 // Международное публичное право : сборник документов;
  3. -Т;
  4. — М;
  5. : БЕК, 1996;
  6. — С;
  7. 460-464;
  8. СЗ РФ;
  9. — 1999;
  10. — № 29;
  11. — Ст;
  12. 3686;
  13. 10;
  14. Там же;
  15. — 2013;
  16. — № 52;
  17. — Ч;
  18. — Ст;
  19. 6965;
  20. 11;
  21. См;
  22. : Силкина Е;
  23. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения : автореф;

дис. канд. юрид. наук. — Екатеринбург : УрГЮА, 2013. — С. 17. 12. См. : Бутенко Е. Соотношение понятий «социально-обеспечительные юридические факты» и «юридические факты в праве социального обеспечения» // Вестник Томского государственного университета. — 2009. -№ 328. — С. 89. 13.

СЗ РФ. — 2013. — № 52. — Ч. — Ст. 6965. 14. См. об этом подр. : Федорова М. Социальная поддержка в системе социальной защиты населения: понятие и правовая природа. -СПб. : ООО «Университетский изд. Консорциум «Юридическая книга», 2009.

— С. 581, 589. 15. См. об этом, напр. : Зорькин В. Конституция живет в законах // Российская газета. — 2014. — 18 дек. 16. См. : Современный словарь иностранных слов / зав. редакцией Е. Гришина. — М. : Рус. яз. , 1993. — С. 635. 17. См. , напр. : Тихомиров Ю. Правовое регулирование: теория и практика.

— М. : Формула права, 2010. — С. 27, 30-43. 18. См. об этом подр. : Истомина Е. , Федорова М. Управление социальными рисками: правовой анализ // Вопросы управления. -2014. — № 5. — С. 206-214. 19. СЗ РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1915. 20. См. об этом, напр.

: Чернова О. Социальная политика государства и благотворительность в изменяющейся России // Государственная власть и местное самоуправление. — 2007. -№ 1. — С. 32-36. 129.

Кто имеет право на социальную защиту?

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Какие бывают виды социальной помощи?

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: — денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии. Социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области и в соответствии с которым Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Какие виды социального обеспечения?

Виды социального обеспечения в России [ править | править код ] — Социальное обеспечение может быть имущественным (деньги, вещи, услуги) или неимущественным (например, психологическая помощь). Виды социального обеспечения делятся на две группы :

  1. Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления 1) имеют определённый источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности; 2) помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить элементарное существование; 3) помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, чрезвычайных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.
  2. Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку необходимые и достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно.

Отличие социально-обеспечительной помощи от содержания состоит в том, что помощь имеет временный характер и не является основным источником средств к существованию. К социально-обеспечительной помощи относятся: 1) пособия; 2) компенсации; 3) льготы; 4) некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования; 5) предоставление предметов первой необходимости (одежда, обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям.

  • Социально-обеспечительное содержание сводится к двум видам: 1) пенсии; 2) часть социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения;
  • Основанием деления видов социального обеспечения является их форма: денежная: 1) все виды и разновидности пенсий; 2) пособия во всех их разновидностях; и натуральная: 1) содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов; 2) санаторно-курортное лечение, иные виды медицинских услуг; 3) предметы первой необходимости; 4) компенсации, например, в виде предоставления жилья, утраченного в связи со стихийными бедствиями, радиационными катастрофами и т;

; 5) льготы, в частности, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередное бытовое обслуживание и т. Законодательство закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения: 1) пенсии; 2) пособия; 3) социально-обеспечительные компенсации; 4) льготы; 5) социальные и медицинские услуги; 6) предметы первой необходимости.

В сентябре 2020 года президент России Владимир Путин заявил о внедрении меры поддержки в виде социального контракта по всей стране. В ближайшие три года на реализацию программы ежегодно из федерального бюджета предполагается направлять в регионы более 26 млрд рублей.

Социальный контракт предполагает договор между гражданином и органом социальной защиты, содержащий взаимные обязательства по предоставлению помощи в виде денежных выплат или услуг. Гражданин, который заключает этот контракт, принимает на себя определенные обязательства — пройти переобучение, трудоустроиться или начать развивать собственное дело Ранее, реализация проекта проходила на региональном уровне — в 2018 году такую меру поддержки получили 309 тыс.

В чем разница между социальной защитой и социальным обеспечением?

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 4 (45). 122-129. УДК 349. 3 СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ РИСКАМИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ SOCIAL PROTECTION AND SOCIAL SECURITY CORRELATION IN SOCIAL RISKS MANAGEMENT CONTEXT: LEGAL ASPECTS М.

ФЕДОРОВА (M. YU. FEDOROVA) Анализируются понятие и структура социального риска, формулируются основные положения концепции управления социальным риском, на их основе делается вывод о том, что социальное обеспечение направлено на компенсацию последствий социальных рисков, в то время как социальная защита позволяет их предупреждать.

Ключевые слова: социальная защита; социальное обеспечение; социальный риск; структура социального риска; управление социальными рисками; предупреждение социальных рисков; компенсация последствий социального риска. The social risk definition and structure are analyzed, basic terms of social risks management concept is represented.

  • On it’s base it is concluded that social security is aimed on social risks consequences recompense, thereat social protection provides a means of it’s prevention;
  • Key words: social protection; social security; social risk; social risk structure; social risks management; social risks prevent; social risks consequences recompense;

Вопрос о соотношении социальной защиты и социального обеспечения был поставлен в юридической науке практически одновременно с началом широкого использования первого из названных терминов в российском законодательстве. Несмотря на то, что с тех пор он традиционно привлекает внимание ученых, до настоящего времени он не получил окончательного разрешения.

Пожалуй, единственное, что не вызывает разночтений, — это признание понятия «социальная защита» более широким по сравнению с понятием «социальное обеспечение». Данный вывод имеет под собой конституционное обоснование: п.

«ж» ст. 72 Конституции РФ относит к сфере совместного ведения Российской Федерации и её субъектов социальную защиту, включая социальное обеспечение. Очевидно, приведенное конституционное положение в достаточной мере объясняет единодушие ученых применительно к данному аспекту соотношения социаль- ной защиты и социального обеспечения.

Между тем не вполне ясно, за счет каких именно элементов социальная защита оказывается более широкой системой по сравнению с социальным обеспечением. Попытку поиска ответа на этот вопрос уместно начать с изучения ранее сформулированных подходов к понятию анализируемых социально-правовых явлений.

При всем многообразии признаков социального обеспечения, характеризующих его с экономической или правовой точек зрения, акцент обычно делается на том, что социальное обеспечение предоставляется лишь при наступлении определенных жизненных обстоятельств, которые принято именовать социальными рисками, а также на его предоставлении за счет обобществленных финансовых источников.

  • Под социальным обеспечением понимают совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и © Федорова М;
  • , 2015 122 Соотношение социальной защиты и социального обеспечения;

при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности , или один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством для поддержания их полноценного социального статуса , или форму распределения, гарантирующую гражданам на условиях, установленных в законе, нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца, в целях охраны здоровья, материнства и детства, при потребности в иных видах социальной защищенности, путем справедливого распределения государством с участием общественных организаций и трудовых коллективов фондов социального обеспечения, создаваемых без всяких вычетов из заработка трудящихся в основном за счет необходимого продукта общества.

Социальную защиту чаще всего рассматривают сквозь призму конституционного принципа социального государства. При этом ссылаются на ст. 7 Конституции РФ, содержащую открытый перечень гарантий социальной защиты как мер по реализации политики социального государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По мнению В. Шайхатдинова, социальная защита населения выступает практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики, под которой следует понимать целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта широких слоев населения.

При этом в социальную защиту населения он предлагает включать деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей природной среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке и обеспечению занятости граждан, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной защите.

Миронова определяет социальную защиту как деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

Как видно из приведенных определений, социальная защита непосредственно ассоциируется с социальной политикой, с деятельностью государства и негосударственных субъектов, направленной на борьбу с социальными рисками и их различными проявлениями, путем возможного предупреждения социально неблагоприятных событий или компенсации их последствий.

Следовательно, и социальная защита, и социальное обеспечение представляют собой механизмы защиты от социальных рисков. При таком подходе невозможно разрешить вопрос об их соотношении, не уяснив, что собой представляют социальные риски, какова их структура и какими могут быть возможные способы защиты от них.

Социальные риски, выступающие основаниями для социального обеспечения, представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, которые обусловливают необходимость оказания гражданину поддержки со стороны государства и общества посредством предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат или социально значимых благ и услуг.

Социальные риски обладают рядом признаков, отражающих их общественную, социальную природу и массовый характер. На- 123 М. Федорова пример, Е. Мачульская общим свойством всех социальных рисков считает то, что они приводят к утрате источника средств к существованию и снижению уровня жизни, а к числу признаков социального риска наряду с неблагоприятными имущественными последствиями относит также их предполагаемый характер, обусловленность общественной организацией труда и влияние на особые группы населения.

Выделяя три группы видовых социальных рисков (экономического, физиологического и демографического характера), она констатирует многообразие обстоятельств, обусловливающих материальную необеспеченность, относя к ним, в частности, стихийные бедствия, вооруженные и межнациональные конфликты, радиационные и техногенные катастрофы, эпидемии, банкротства, и приходит к выводу о том, что такие обстоятельства нельзя отождествлять с самими социальными рисками.

Исходя из этого в отраслевой науке сложилось понимание социального риска как юридического факта или совокупности юридических фактов, порождающих правоотношения по социальному обеспечению. При этом социальный риск определяется как имеющий двухзвенную структуру и включающий в себя, во-первых, обстоятельства экономического, физиологического и демографического характера, могущие привести к социально неблагоприятным последствиям, и, во-вторых, собственно такие последствия, выражающиеся в отсутствии или снижении дохода, потребности в медицинской помощи или иных видах социального обеспечения.

Первый из названных элементов структуры социального риска можно именовать рисковыми событиями, подчеркивая тем самым их объективный характер. По смыслу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации перечень таких событий, при наступлении которых гражданам гарантируется социальное обеспечение, должен быть определен законом.

При этом названная норма содержит упоминание о нескольких видах подобных событий, включая достижение определенного возраста, болезнь, инвалидность, потерю кормильца, воспитание детей, которые в основных международноправовых актах признаются сопряженными с утратой средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам.

  1. Следовательно, в большинстве случаев рисковые события важны не сами по себе, а лишь во взаимосвязи с обусловленными ими последствиями, такими как утрата дохода, ма-лообеспеченность, потребность в медицинской помощи или психологической реабилитации, необходимость проведения тех или иных организационных мероприятий и т;

Показательна в этом плане терминология законодательства об обязательном социальном страховании, в котором названная организационно-правовая форма социального обеспечения определяется как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в предусмотренных законодательством случаях -иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (ст.

Читайте также:  Кто Получает Пособие По Уходу За Инвалидом?

1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» ). В приведенном определении акцент сделан на социальном статусе застрахованных лиц, которые являются работающими (или самозанятыми), следовательно, имеют доход и могут его утратить в силу социально значимых причин, признаваемых обществом уважительными, а также названы некоторые виды событий, обусловливающих такие последствия.

В социальном страховании рисковые события обозначаются как страховые случаи. Так, в ст. 3 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» страховой случай определяется как свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

  • Согласно п;
  • 1 ст;
  • 7 названного федерального закона страховыми 124 Соотношение социальной защиты и социального обеспечения;
  • случаями признаются, в частности, достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет;

Необходимо обратить внимание на то, что перечисленные выше события приобретают характер страхового случая лишь при соблюдении установленных законодательством условий. Например, согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 60, женщинам — 55 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного ко -эффициента в размере не менее 30.

Следовательно, достижение пенсионного возраста -это лишь один (хотя и весьма значимый) юридический факт в фактическом составе, обусловливающем возникновение правоотношений по предоставлению страхового пенсионного обеспечения.

В отличие от обязательного социального страхования, в других организационно-правовых формах социального обеспечения отсутствуют легальные термины, обозначающие основания для предоставления соответствующих выплат, благ и услуг. Между тем потребность в таком термине имеется.

Не случайно в науке права социального обеспечения было предложено по аналогии со страховыми случаями именовать события, дающие право на социальное обеспечение за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов, нестраховыми случаями.

Более универсальным с точки зрения возможности применения к различным организационно-правовым формам социального обеспечения представляется предложенный Е. Бутенко термин «социально-обеспечительные юридические факты», которые он считает необходимым выделять из общего объема юридических фактов в праве социального обеспечения как обусловливающие наступление материально-правовых последствий, определяющие необходимость предоставления лицу того или иного вида социального обеспечения (возраст, инвалидность, временная нетрудоспособность и т.

На наш взгляд, для обозначения основания предоставления социального обеспечения может быть предложен термин «ситуация социального риска (социально-рисковая ситуация)». Такую ситуацию образуют взятые в единстве и взаимообусловленности рисковые события и их последствия.

Для нее, соответственно, характерны реализация социального риска и возникновение необходимости в его компенсации или минимизации. Между тем нельзя абсолютизировать значение последствий страхового случая как рискового события, поскольку действующее законодательство допускает предоставление соответствующих выплат и услуг лицам, не утратившим доход, не нуждающимся в медицинской помощи и т.

  1. Допустим, страховые пенсии выплачиваются застрахованным лицам, продолжающим трудовую или иную приносящую доход деятельность, без каких-либо ограничений;
  2. Как следует из легального определения страховой пенсии, она предоставляется в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (ст;

3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ). Следует, однако, оговориться, что достижение пенсионного возраста подтверждается предъявлением документа, удостоверяющего личность, а установление инвалидности -соответствующей справкой учреждения медико-социальной экспертизы.

  • Поэтому презумпция, упоминаемая в вышеназванной норме, охватывает фактическую нетрудоспособность лица, которая на самом деле не требует специального установления, и утрату заработка, т;
  • , по существу, можно говорить лишь о презумпции наступления обусловленных рисковыми событиями социально неблагоприятных последствий;

Аналогичные примеры можно найти и в законодательстве о других организационно-правовых формах социального обеспечения, например, о социальной поддержке отдельных категорий населения. Рассуждая о данной проблеме с позиций социальной солидарности, следует сделать 125 М.

  1. Федорова вывод о том, что в условиях, когда правовое регулирование допускает предоставление социального обеспечения лицам, не находящимся в ситуации социального риска, её границы и критерии могут оказаться «размытыми», утратить четкость и восприниматься обществом как отступление от принципов справедливости и равенства;

Нельзя потворствовать формированию в обществе иждивенческих настроений, допускать злоупотребления граждан при реализации ими социальных прав. Это, на наш взгляд, дополнительно актуализирует задачу по разработке концепции социального риска, которая отражала бы сущность социального обеспечения, в том числе в его соотношении с социальной защитой.

При более глубоком рассмотрении феномена социального риска можно сделать вывод о том, что в нем соединены различные взаимосвязанные и взаимообусловленные факторы и обстоятельства, т. он имеет сложную структуру, а развитие социальнорисковой ситуации характеризуется не только внутренним, но и внешним механизмом.

С этой точки зрения предпринятый нами анализ позволяет утверждать, что социальнорисковая ситуация, охватывающая событие социального риска и его социально неблагоприятные последствия, требующие компенсации или минимизации, образует внутреннюю структуру социального риска.

Внешний механизм развития социальнорисковой ситуации представлен рисковыми обстоятельствами, которые иначе можно именовать факторами риска. Под фактором принято понимать движущую силу, причину какого-либо процесса или явления.

Следовательно, фактор, будучи существенным для развития какого-либо процесса или явления обстоятельством, не только стимулирует такое развитие, но и определяет характер и отдельные черты происходящих при этом изменений. Факторы социального риска, предопределяя те или иные направления развития человеческого общества, могут стать прямой или косвенной причиной возникновения рисковых событий, которые, в свою очередь, могут привести к социально неблагоприятным последствиям и потребовать предоставления гражданину поддержки для их преодоления.

Факторы социального риска, в отличие от персонифицированных социально-рисковых ситуаций, носят общий характер, их действие распространяется на всех членов общества, безотносительно к их индивидуальным характеристикам (возрасту, полу, характеру занятости, семейному положению, уровню образования и т.

Представляется, что именно в этом можно усматривать основания социальной солидарности, которая реализуется, в том числе, в системе социального обеспечения, где за счет общества и от его имени предоставляется поддержка тем его членам, которые находятся в социальнорисковой ситуации.

  • Непосредственное воздействие на реализацию социальных рисков постоянно оказывают факторы, которые обусловлены признаками человека как биологического вида (к примеру, старением, репродуктивностью и пр;
  • ), функционированием общества как социокультурной системы (социальной стратификацией, дифференциацией, интеграцией, выполнением социальных ролей и т;

) и экономически предопределены общественной организацией труда (в частности, разделением и кооперацией труда, формами и методами привлечения людей к труду, распределением общественного продукта). Для защиты населения от социальных рисков, реализующихся в силу таких факторов, обычно бывает достаточно внутренних ресурсов го -сударства, которое обеспечивает их прогнозирование и учет при установлении национальной системы социального обеспечения.

Под влиянием научно-технического прогресса и глобализации факторы социального риска становятся более разнообразными, а степень их возможного воздействия на возникновение рисковых событий приобретает более дифференцированный характер.

Наряду с вышеназванными факторами свое влияние на происходящие в обществе процессы начинают оказывать относительно новые факторы: технологические, климатические, террористические, эпидемиологические и многие другие. Масштабы их проявления в условиях глобального мироустройства могут выходить и фактически выходят за пределы границ конкретных государств.

Это требует не только формирования системы международных стандартов в сфере социаль- 126 Соотношение социальной защиты и социального обеспечения. ных прав, но и объединения усилий разных государств для борьбы с социальными рисками и их факторами.

Современное общество, сознавая опасность возникновения социальных рисков и стремясь к защите каждого своего члена от их возможных последствий, при формировании механизма такой защиты должно использовать инструментарий, разработанный различными науками, — экономической, математической, социологической, философской, правовой.

  1. Преимущества интегративного подхода к проблеме компенсации социальных рисков, а следовательно, в целом к проблематике социальной защиты и социального обеспечения, в полной мере проявляют себя в концепции управления социальными рисками;

Если рассматривать управление социальными рисками с точки зрения теории и практики правового регулирования , то оно, по нашему мнению, выступает как юридическая конструкция, представляющая собой совокупность правовых инструментов, предназначенных для эффективной организации системы социальной защиты и социального обеспечения.

Управление социальными рисками охватывает комплекс мер по установлению перечня социальных рисков, осуществлению их учета, оценки, профилактики, распределения, а также компенсации (минимизации) последствий социальных рисков.

В связи с тем, что социальная защита населения и социальное обеспечение как её элемент не могут существовать вне правовой формы, управление социальными рисками осуществляется в рамках соответствующего правового механизма, имеющего свои элементы и стадии, а также предполагающего применение определенных методов.

К числу таких методов, по нашему мнению, можно отнести предупреждение (профилактику) социальных рисков. Она может осуществляться путем воздействия как на факторы социального риска, так и на элементы его внутренней структуры.

Примером первой из названных форм может служить профилактика заболеваний как воздействие на биологические факторы социального риска. Такая профилактика может носить узкий, сугубо медицинский характер (допустим, если речь идет об иммунопрофилактике инфекционных болезней, санаторно-курортном лечении и т.

  1. ) либо предполагать также использование способов, лежащих за пределами системы здравоохранения, например, установленных законодательством о труде гарантий в сфере регулирования рабочего времени и времени отдыха, охраны труда или предусмотренных экологическим законодательством требований к атмосферному воздуху, питьевой воде и т;

Перечень примеров предупредительного воздействия на факторы социального риска может быть продолжен применительно к различным их видам, но в абсолютном большинстве случаев такое воздействие опосредуется нормами не права социального обеспечения, а других отраслей российского права.

  1. В целом это логично, поскольку социальное обеспечение по определению предоставляется лишь при наступлении социально-рисковой ситуации, когда предупредить её возникновение уже нельзя, а можно лишь компенсировать или смягчить её последствия;

Более того, возникновению материальноправового отношения (т. обязательства) по социальному обеспечению всегда предшествует установление в рамках процедурных правоотношений наличия оснований для предоставления гражданину тех или иных выплат или услуг, а в ряде случаев — также попытка предупредить социально-рисковую ситуацию в период до её формализации, т.

исключить возникновение самого события социального риска либо наступление его неблагоприятных последствий. Например, в силу ст. 2-4 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» гражданин признается безработным и в этом качестве может претендовать на социальное обеспечение в виде пособия по безработице лишь при условии, что попытки его трудоустройства на работу, считающуюся для него подходящей, не привели к желаемому результату.

Следовательно, управление социальными рисками посредством их предупреждения представляет собой скорее функцию социальной защиты, нежели социального обеспечения, а применяемый в этих целях правовой инструментарий характеризуется отраслевым многообразием, в отличие от правовых средств права социального обеспечения, предполагающих социальные предоставле- 127 М.

Федорова ния гражданам при наступлении социального риска. Различия между социальной защитой и социальным обеспечением можно усмотреть также и в сфере использования такого метода управления социальными рисками, как их распределение, предполагающее принятие государством или негосударственным субъектом обязанности по компенсации последствий социально-рисковой ситуации при наличии соответствующего волеизъявления гражданина.

Если социальное обеспечение предоставляется за счет обобществленных средств и основным субъектом, от которого оно исходит, является государство, то социальная защита может быть опосредована и публично-правовыми, и частно-правовыми, и социально-партнерскими моделями.

В публично-правовых моделях социальный риск может распределяться лишь в порядке и на условиях, установленных законом, частно-правовые модели позволяют при распределении социального риска в максимально возможной степени учитывать интересы самого гражданина.

В частности, могут применяться возмездные формы защиты от социальных рисков, например, гражданскоправовое страхование на случай безработицы. Гражданин, имеющий финансовую возможность уплатить страховую премию по данному виду страхования, вправе выбирать страховщика, готового предоставить ему данную услугу, определять по согласованию с ним условия такого страхования (в частности, форму и порядок предоставления страхового обеспечения, размер страховых выплат и т.

Еще один пример: гражданин, имеющий накопления или недвижимость и при этом лишенный поддержки со стороны родственников, может заключить договор пожизненного содержания с иждивением либо воспользоваться услугами частных учреждений социального обслуживания на возмездной основе.

Проблема заключается в степени развития рынка соответствующих услуг и необходимости гарантировать в таких случаях осуществление и защиту прав гражданина. В заключение полагаем необходимым обратить внимание на то, что в ст. 7 Консти -туции Российской Федерации открытый перечень гарантий социальной защиты начина- ется с охраны труда и здоровья людей, установления минимального размера оплаты труда, т.

мер, которые непосредственно направлены на создание человеку условий для самостоятельной реализации жизненных потребностей. Меры, которые осуществляются в рамках социального обеспечения (исключительно или преимущественно), включающие государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий, перечисляются во вторую очередь.

Тем самым приоритет активных форм социальной защиты, реализуемых самими гражданами либо при их непосредственном участии, по отношению к пассивным, которые исходят от государства или иных субъектов и облекаются в форму социального обеспечения, приобретает конституционное обоснование.

В целом же можно утверждать, что чем выше уровень развития государства и общества, тем более сложная и развернутая система социального обеспечения и социальной защиты ему соответствует. В ней, как правило, сочетаются различные способы управления социальными рисками, придается существенное значение их предупреждению, применяются разные модели распределения социального риска, государственные и негосударственные формы социального обеспечения и социальной защиты.

Соотношение этих составляющих обусловлено тем, какую роль в социальной политике отводит себе государство — патерналистскую (принимая на себя максимум социальных обязательств и периодически испытывая затруднения при их реализации в условиях дефицита ресурсов) либо субсидиарную (разделяя ответственность за благосостояние с самими гражданами, а также негосударственными субъектами).

Андреев В. Право социального обеспечения в СССР : учебник. — М. , 1974. — С. 10. ЗахаровМ. , Тучкова Э. Право социального обеспечения России. — М. : ВолтерсКлу-вер, 2004. — С. 15. Иванова Р. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР.

— М. : Изд-во МГУ, 1986. — С. 22-23. Шайхатдинов В. Право социального обеспечения Российской Федерации : учебное по- 128 Соотношение социальной защиты и социального обеспечения. собие. — Вып. — Екатеринбург : Уральская академия государственной службы, 1996. -С. 5, 9. Миронова Т.

Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты : дис. д-ра юрид. наук. — М. : МГУ, 2008. — С. 63. См. : Мачульская Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования : автореф.

дис. д-ра юрид. наук. — М. : МГУ, 2000. — С. 9-10. См. , напр. : Благодир А. Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных отношений // Социальное и пенсионное право. — 2011. -№ 1. — С. 5-12. См. , напр. : Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года).

  • Ст;
  • 25 // Международное публичное право : сборник документов;
  • -Т;
  • — М;
  • : БЕК, 1996;
  • — С;
  • 460-464;
  • СЗ РФ;
  • — 1999;
  • — № 29;
  • — Ст;
  • 3686;
  • 10;
  • Там же;
  • — 2013;
  • — № 52;
  • — Ч;
  • — Ст;
  • 6965;
  • 11;
  • См;
  • : Силкина Е;
  • Вопросы терминологии в праве социального обеспечения : автореф;

дис. канд. юрид. наук. — Екатеринбург : УрГЮА, 2013. — С. 17. 12. См. : Бутенко Е. Соотношение понятий «социально-обеспечительные юридические факты» и «юридические факты в праве социального обеспечения» // Вестник Томского государственного университета. — 2009. -№ 328. — С. 89. 13.

СЗ РФ. — 2013. — № 52. — Ч. — Ст. 6965. 14. См. об этом подр. : Федорова М. Социальная поддержка в системе социальной защиты населения: понятие и правовая природа. -СПб. : ООО «Университетский изд. Консорциум «Юридическая книга», 2009.

— С. 581, 589. 15. См. об этом, напр. : Зорькин В. Конституция живет в законах // Российская газета. — 2014. — 18 дек. 16. См. : Современный словарь иностранных слов / зав. редакцией Е. Гришина. — М. : Рус. яз. , 1993. — С. 635. 17. См. , напр. : Тихомиров Ю. Правовое регулирование: теория и практика.

  • — М;
  • : Формула права, 2010;
  • — С;
  • 27, 30-43;
  • 18;
  • См;
  • об этом подр;
  • : Истомина Е;
  • , Федорова М;
  • Управление социальными рисками: правовой анализ // Вопросы управления;
  • -2014;
  • — № 5;
  • — С;
  • 206-214;
  • 19;
  • СЗ РФ;
  • — 1996;
  • — № 17;
  • — Ст;
  • 1915;
  • 20;
  • См;
  • об этом, напр;

: Чернова О. Социальная политика государства и благотворительность в изменяющейся России // Государственная власть и местное самоуправление. — 2007. -№ 1. — С. 32-36. 129.