Что Относится К Доступной Среде?

Что Относится К Доступной Среде

    Главная Памятки Что значит доступная среда

Доступность объектов и услуг («безбарьерная среда») – это возможность посещения мест, зданий и помещений, возможность получения услуг, пользования приспособлениями для всех: и для обычных людей и для маломобильных граждан, в том числе инвалидов разных категорий. Существует устойчивый стереотип, что доступная среда создается только для инвалидов, но, тем не менее, к маломобильному населению относятся также беременные женщины, родители с детскими колясками и маленькими детьми, временно маломобильные и пожилые люди, велосипедисты.

Получается, что практически каждый человек проходит в своей жизни циклы, связанные с маломобильностью. Поэтому с полным основанием можно говорить о том, что доступная среда является потребностью каждого человека и всего населения в целом.

Понятие «безбарьерная среда» характеризует определенную социальную среду, в которой созданы благоприятные условия для жизнедеятельности всех членов общества. Здравоохранение, транспорт, связь, образование, культура — все это должно быть доступно всем. Формирование безбарьерной среды невозможно без участливой социальной политики в отношении незащищенных или слабо защищенных социальных слоев (будь то инвалиды или граждане пожилого возраста).

В реализации такой политики должны участвовать федеральные и региональные государственные структуры: Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Формирование безбарьерной среды можно ускорить за счет достижений инженерной и научной мысли.

А именно — за счет внедрения соответствующих прикладных технологий в социальную практику.

Сколько этапов в доступной среде?

Продление программы «Доступная среда» до 2025 года — Первоначально государственная программа «Доступная среда» разрабатывалась на 2011-2015 годы, ставились задачи определить объекты, которые в приоритетном порядке необходимо превратить в доступные для инвалидов. Государственная программа «Доступная среда» на 2020-2025 годы достаточно объёмна и ответственным за исполнение программы является Министерство труда и социальной защиты РФ, а также 14 министерств и ведомств, являющихся соисполнителями:

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Министерство связи и массовых коммуникаций РФ
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Фонд социального страхования РФ
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
  • Министерство промышленности и торговли РФ
  • Министерство транспорта РФ
  • Министерство финансов РФ
  • Министерство спорта РФ
  • Министерство культуры РФ
  • Пенсионный фонд РФ
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Федеральная служба государственной статистики

Государственная программа «Доступная среда» на 2020-2025 годы ставит перед собой цели : создать правовые, экономические и институциональные условия, способствующие интеграции инвалидов в общество, а также повысить уровень их жизни. Задачи программы:

  • создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству
  • обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Подпрограмма «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг» является основополагающей и максимально обширной. Ответственным исполнителем подпрограммы выступает Министерство труда и социальной защиты РФ, 9 министерств и ведомств помогают реализовывать комплексный подход и взаимодействие в создании доступной среды. Её главными направлениями работы являются:

  • повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми
  • оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта

Какие ресурсы необходимы для формирования доступной среды?

Терскова Светлана Геннадьевна Сибирский государственный индустриальный университет кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Аннотация На сегодняшний день отсутствует четкое определение механизма формирования доступной среды.

Поэтому данная статья посвящена анализу основных компонентов механизма доступной среды для инвалидов. В работе представлен комплекс проблем, сдерживающих формирование доступной среды и пути решения данной проблемы.

Tereskova Svetlana Gennad’evna Siberian state industrial University candidate of sociological sciences, associate Professor of social and humanitarian disciplines Abstract Today, there is no clear definition of the mechanism of formation of the accessible environment.

Therefore, this article analyses the main components of the mechanism accessible environment for disabled people. The paper presents a set of problems hindering the formation of the accessible environment and the ways of solving this problem Библиографическая ссылка на статью: Терскова С.

Механизм формирования доступной среды для инвалидов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human. snauka. ru/2015/07/12062 (дата обращения: 02. 06. 2022). Проблема создания доступной среды жизнедеятельности уже на протяжении многих десятилетий является одной из самых актуальных для всего мирового сообщества.

В России тема создания безбарьерной среды получила особую приоритетность лишь в последние десятилетия. В настоящее время в российском обществе пока не сложился четкий устойчивый механизм формирования доступной среды для маломобильных категорий населения, обеспечивающий реализацию всех прав и свобод людей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблематику доступной среды исследуют ученые, среди них Н. Антонова, О. Баркунова, Л. Билалова, О. Иванова, М. Максимова, С. Орлов, А. Шакирова, Е. Ярская-Смирнова и другие. На сегодняшний день используют различные понятия, характеризующие комфортную среду обитания для инвалидов доступная среда, безбарьерная среда, универсальный дизайн, инклюзивная среда и др.

Попытаемся рассмотреть каждый из них. Доступная среда – это такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту.

Например, в Своде правил по проектированию и строительству зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, доступность определяется как свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой.

Конвенция ООН «О правах инвалидов» дает следующую трактовку понятия доступности как необходимой предпосылки для социальной интеграции и реализации прав человека: «… важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами».

Таким образом, исходя из представленных определений, доступной является такая среда, которая создает условия для свободного перемещения, комфортного функционирования, успешной реабилитации и самореализации гражданина. В широком аспекте термин доступная среда включает комфортную городскую инфраструктуру, доступные услуги, доступность связи, толерантность со стороны населения, возможность для инвалида использовать любой транспорт, обучаться, заниматься трудовой деятельностью, беспрепятственно посещать культурные, образовательные, спортивные, медицинские и иные массовые учреждения.

  1. Термин безбарьерная среда является синонимичным термином доступной среды, но исходя из формулировки первого термина, мы акцентируем свое внимание, прежде всего, на присутствии «барьеров»;
  2. Барьеры бывают физические и нефизические, в первом случае – это ступеньки, узкие проходы, высокие бордюры, ямы и голдобины на тротуарах и т;

Эти барьеры можно преодолеть посредством обустройства пандусов, установкой поручней, частичной реконструкцией зданий и сооружений. Обратим внимание на термин «механизм формирования доступной среды». В целом, под механизмом принято понимать внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие.

  • В социологическом словаре социальных механизм – взаимодействие социальных структур, норм, институтов, образцов поведения и т;
  • , посредством которого обеспечивается четкое функционирование социальной системы;

Идея обращенности к доступной среде, и к механизму исправления ее качеств, впервые была выдвинута К. Линчем в работе «Образ города». Интерес представляет идея о создании механизмов связи между проектировщиками, пользователями и средой, служащей объектом деятельности.

Актуальность создания таких механизмов связи усиливается, если речь идет о людях, имеющих особые потребности к качеству и характеру городского пространства. Из-за позиции социального меньшинства их потребности часто игнорируются.

Обеспечение доступности создает предпосылки для реализации потенциала инвалидов и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства. По мнению автора, механизм формирования доступной среды включает учреждения, ресурсы, средства разработки и проведения политики доступности, правовые регуляторы, направляющие формирование безбарьерной среды, а также формы и методы их контроля.

Данный механизм формируется на базе политики доступности – системе непрерывных мероприятий, осуществляемых на основе единой стратегии и заинтересованности всех субъектов политики, и осуществляется на различных территориальных уровнях.

Постараемся подробнее разобрать все компоненты механизма. Формирование доступной среды является обязанностью федеральных, региональных и местных органов власти. Законодательство РФ обязывает власти формировать и реализовывать районные и городские программы по обеспечению доступности объектов городской инфраструктуры.

  • В условиях децентрализации формирование политики доступности на местном уровне имеет приоритетное направление;
  • Обратим внимание на сеть учреждений, участвующих в решении проблем по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов;

Она представлена различными ведомствами на муниципальном уровне: комитет градостроительства и земельных ресурсов, комитет социальной защиты, комитет ЖКХ, управление дорожно-коммунальным хозяйством и благоустройства, комитет по физической культуре и спорту, комитет по делам молодежи, комитет образования и науки, управление здравоохранения, управление по транспорту и связям, общественные организации инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС).

Например, комитет градостроительства и земельных ресурсов выступает первичным звеном в формировании доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Он осуществляет выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию зданий и сооружений.

К сожалению, мы можем наблюдать, что дома, которые недавно построены, в полной мере не соответствуют принятым нормам доступности. Возможно, это связано с недоработкой законодательной базы или с отсутствием заинтересованности со стороны работников служб.

Читайте также:  Что Такое Социально Медицинские Услуги?

Для осуществления активной деятельности представленных подразделений и организация по формированию доступной среды необходимы ресурсы: нормативно-правовые, материально-технические, информационные, финансовые, кадровые.

Нормативно-правовые ресурсы – документы, которые принимаются на уровне предприятия или подразделения, отражающие приоритетность и важность доступной среды и обязывающие ее исполнение. Материально-технические и информационные ресурсы представляют собой конкретные материальные приспособления и услуги, обеспечивающие комфортное перемещение и информированность маломобильных граждан.

Сюда можно отнести знаки доступности (информационные и предупреждающие), контрастную маркировку, мнемосхемы, информационные табло и таблички, звуковые маяки и информаторы, систему навигации, телефоны с крупными кнопками, видеоувеличители, бегущие строки, столы с микролифтом, информационные системы, FM-системы, информационные терминалы, оформление стоянок для инвалидов и др.

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата двери с автоматическим открыванием, реализация системы вызова помощника, противоскользящие покрытия, мобильные и лестничные подъемники и др. Наиболее оснащенными материально-техническими и информационными ресурсами доступности являются крупные российские города (Москва, Санкт-Петербург), в остальных городах столь существенных изменений с постсоветского периода не наблюдается.

Финансовые ресурсы являются наиболее важными и дефицитными в современных условиях кризиса. Финансирование мероприятий по созданию доступной среды на сегодняшний день осуществятся в основном за счет бюджетных средств и в рамках реализации программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.

Общий объем финансирования программы составляет 452749,5 тысяч рублей. Финансирование распределено по приоритетным сферам жизнедеятельности:

  • социальная защита (63213,0 тыс. рублей);
  • культура (33810,0 тыс. рублей);
  • спорт (30041,6 тыс. рублей);
  • образование (117765,0 тыс. рублей);
  • транспорт (82889,0 тыс. рублей);
  • охрана здоровья населения (30700,0тыс. рублей);
  • труд и занятость (81880,9 тыс. рублей);

информация и связь (12450,0 тыс. рублей). Учитывая большой объём работы и материальных затрат, финансирования катастрофически не хватает, что обязывает искать дополнительные средства для создания доступной среды (спонсоры, налоговые послабления для работодателей и т. Без кадровых ресурсов, специалистов в области «доступной среды» очень трудно «построить» доступную среду, ведь необходимо, чтобы специалист был квалифицирован в данной сфере.

В последние годы в России проводятся курсы повышения квалификации и семинары для представителей социальных, архитектурно-строительных и транспортных подразделений региональных и муниципальных органов власти, учреждений социального назначения с целью их обучения в области эффективного развития доступной среды для людей с инвалидностью в России.

Однако специалистов, прошедших подобное обучение очень мало. К средствам формирования политики доступности можно отнести все формы СМИ, рекламные продукты, конкурсы тематических проектов, конференции, выставки специального оборудования, дополнительные образовательные программы по безбарьерной среде и др.

  • Одним из важнейших компонентов формирования доступной среды являются правовые регуляторы – совокупность определённых норм , законодательных актов, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в сфере доступной среды жизнедеятельности;

Они регламентируют и направляют формирование доступной среды и отношения во взаимодействии с инвалидами. Выделяют следующие уровни правовых регуляторов:

  • Первый уровень – это учредительные акты, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции международных организаций;
  • Второй уровень – это юридические акты федерального значения, включая федеральные законы, указы Президента и правительства Российской Федерации;
  • Третий уровень – деятельность региональных и муниципальных учреждений, которые руководствуются законодательными актами высшего уровня и нормативно-правовыми документами субъектов РФ.

На данный момент в России активно формируется политика доступности окружающей среды, что нашло свое отражение в ряде принятых нормативных документов и социальных программ на различных территориальных уровнях. 3 мая 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В результате наша страна взяла на себя обязательства выполнять положения Конвенции, направленные на обеспечение полного участия людей с инвалидностью в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества.

Первым нормативным документом РФ, в котором были четко освещены права инвалидов в вопросах доступности прав и услуг стал указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г.

Существует ряд других федеральных законов, которые направлены на формирование доступности окружающей среды для инвалидов. Среди них: Конституция РФ, ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г.

№ 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др. Настоящим прорывом в политике доступности стало принятие программы «Доступная среда». В 2011 году Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Доступная среда», которая рассчитана на 2011 – 2015 гг.

Данная программа направлена на формирование к 2015 году условий, которые бы обеспечивали равный доступ инвалидов, наравне с другими людьми, к физическому окружению, транспорту, информации и связям, а также объектам и услугам открытым для населения. Основные ожидания от программы: во-первых, повышение уровня и качества жизни, уровня конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, эффективность их реабилитации за счет повышения доступности объектов социальной инфраструктуры; во-вторых, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов всех уровней на решение проблем инвалидности и инвалидов посредством внедрения унифицированных подходов, а также использование создаваемой информационной базы данных; в–третьих, повышение инвестиционной привлекательности производств товаров и услуг для инвалидов, развитие товаропроизводителей и рост конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг; в-четвертых, интенсификация процесса формирования доступной среды в стране, включая общероссийские общественные организации.

27 октября 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ №2136-р «О продление до 2020 года срока реализации государственной программы «Доступная среда». Для того, чтобы среда для инвалидов была доступной, необходимо при проектировании зданий и сооружений учитывать потребности людей с ограниченными возможностями.

В результате был принят нормативный документ «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» утвержденный Постановлением Госстроя РФ от 16. 07. 2001 года №70. Среди строительных норм и правил по формированию доступной среды можно выделить два наиболее важных: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-102-2001 Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам.

В настоящее время все нормативные документы в области технического регулирования (в том числе проектирования и строительства) делятся на две категории: обязательные и добровольные. Среди обязательных СНиП 35–01–2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Разделы 3 (пункты 3. 1–3. 37, 3. 39, 3. 52–3. 72), 4 (пункты 4. 1–4. 10,4. 12–4. 21,4. 23–4. 32). , СНиП 31–06–2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 3 (пункты 3. 1–3. 13, 3. 15–3. 20, абзац первый пункта 3. 21, пункты 3. 22–3. 25), 4,5 (пункты 5. 1–5. 19,5. 30–5. 32, 5. 34–5. 40),7–9. К сожалению, стандарты и правила, не включённые в этот Перечень, не являются обязательными.

  • Из всех имеющихся сегодня нормативных документов в сфере обеспечения доступности (включая новые актуализированные редакции старых) только некоторые части СНиП 35–01–2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв;

Постановлением Госстроя РФ от 16. 07. 2001 г. №73) является обязательным для исполнения [5, C. 8]. Поэтому строители могут на законных основаниях не учитывать интересы инвалидов. В России в отличие от европейских государств [7, C. 40], ответственность за исполнение законодательства и оказание социальной поддержки и защите прав инвалидов ложится на структуры, занимающиеся проблемами незащищенных категорий населения (учреждения социальной защиты населения), остальные структуры выпадают из этого процесса.

Да и сама идеология формирования безбарьерного городского пространства предполагает, что отношения «инвалид-среда-общество» строятся так, что изменяться должны последние, а не наоборот, как это было принято считать долгие годы [7, C.

44]. Россияне, посетившие США отмечают абсолютную доступность окружающей среды, возможность всегда и везде попасть в любое здание и комфортно передвигаться по городу. Данный опыт подтверждает, что человека делает инвалидом несовершенство окружающей среды.

В 1991 г. в США был принят Акт о гражданах-инвалидах, который гарантировал возможность доступа людей с инвалидностью ко всем объектам жилой, социальной и транспортной инфраструктур, а также объектам коммуникации.

В результате было создано специальное агентство, которое следило за выполнением принятого Акта, в случае нарушений к виновникам применялись санкции, вплоть до судебного разбирательства. Коммерческие структуры, вкладывающие собственные средства в создание условий архитектурной доступности для инвалидов, получили возможность вывести потраченные на это суммы из налогооблагаемой базы [8, C.

25]. Подобный опыт практикуется и в российских городах, но среди работодателей нет особой заинтересованности, что связано с недоступностью городской среды, отношенческими барьерами и пассивностью населения.

Периодом активного внимания к инвалидам за рубежом были 1983 -1992 годы названные десятилетием инвалидов. Положительные результаты по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов были в тех странах, где инициаторами создания доступной среды были инвалиды.

  1. На сегодняшний день программный подход формирования доступной среды является самым актуальным и самым действующим, так как ставит между собой большое количество целей, которые непременно нужно достичь совместными усилиями;

Контролирующим элементом механизма формирования доступной среды являются формы и методы контроля. Сюда можно отнести проведение социологических исследований (социологическое сопровождение), независимых экспертиз зданий со стороны общественных организаций инвалидов и иных учреждений, паспортизация зданий и сооружений и др.

Читайте также:  Какие Категории Граждан Нуждающихся В Социальной Защите?

Таким образом, на сегодняшний день в России осуществляется институционализация механизма формирования доступной среды для маломобильных категорий населения. Комплекс предпринятых мер нацелен на то, чтобы сделать окружающую среду комфортной и удобной для всех людей.

Последовательно проводится работа, которая направлена на социальную защиту инвалидов, а также улучшение их социального положения, повышения доходов и улучшение качества жизни [4, C. 15]. Программный подход формирования доступной среды спровоцировал нарастание интереса со стороны научного сообщества и чиновников в вопросах создания безбарьерной среды для маломобильных категорий населения.

  1. Достижение поставленных целей требует нормативных коррективов в области доступной среды для инвалидов, комплексной, системной и кропотливой работы различных служб, ведомств, организаций и местного сообщества;

Только совместными усилиями можно создать универсальную среду обитания. В результате можно выделить наиболее важные проблемы по формированию механизма доступной среды жизнедеятельности инвалидов на городском уровне:

  • ведомственная разобщенность в вопросах формирования доступной среды;
  • неэффективная координация и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализации ведомственных, региональных целевых программ и отдельных мероприятий;
  • несовершенство законодательства, связанное с необязательным исполнением нормативных документов при проектировании и строительстве капитальных объектов (в частности, Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») и как следствие незаинтересованность органов в сфере градостроительства и коммунального хозяйства вопросами доступности среды;
  • отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • отсутствие механизмов привлечения контролирующих органов и общественных объединений инвалидов по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов;
  • отсутствие четкой стратегии и мероприятий по формированию толерантного отношения к инвалидам в обществе.

Для решения вышеперечисленных проблем, можно предложить ряд мероприятий:

  • Необходимо вести контроль за проектированием и строительством объектов и учитывать интересы инвалидов; систематически проводить независимые экспертизы в области строительства, проектирования, реконструкции зданий и сооружений с привлечением общественных организаций инвалидов и всех ответственных подразделений за создание доступной среды.
  • Внести изменения в нормативные документы, в частности, утвердить все нормативные документы в области проектирования и строительства как обязательные для исполнения, увеличить размер штрафных санкций за отсутствие пандуса, необорудованной территории возле здания, узких дверных проемов и т.
  • В первую очередь доступными нужно сделать дорожную инфраструктуру, а также формировать доступную среду в комплексе, а не отдельными элементами.
  • Необходимо обеспечить подготовку квалифицированных специалистов по доступной среде, исключить текучку кадров.
  • Больше уделять внимания инвалидам в СМИ с позиции активного субъекта; разработать мероприятия для привлечения волонтеров и автоволонтеров, обеспечивающих маломобильным инвалидам возможность получать инклюзивное образование и добираться до места работы и учебы.

Библиографический список

  1. Годовщина ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. РООИ Перспектива, 2014. Режим доступа: http://perspektiva-inva. ru/protec-rights/events/vw-1741/ , свободный. агл. с экрана. –Яз. рус.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175
  3. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www. dislife. ru/flow/theme/11175/ (дата обращения 20. 11. 2014)
  4. Киченина, В. Правове обеспечение программы «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями в системе МЧС России [ Текст ] // Технологии техносферной безопасности. 2012. № 6 (46).
  5. Мельникова О. , Рыбников Е. Доступная среда для инвалидов Волгоград: РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда», 2014.
  6. Об утверждении комплексной программы «Доступная среда в Кемеровской области» на 2013-2015 годы ( с изменениями на: 29. 12. 2014)[Электронный ресурс] Режим доступа:www. docs. cntd. ru, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
  7. Например, в Канаде программы, направленные на решение проблем людей с ограниченными возможностями, реализуются в более чем 30 министерствах, Агентствах и других социальных органах. Общую координацию социальной адаптации инвалидов осуществляет Министерство развития людских ресурсов. См. Ярская-Смирнова Е. Социальная работа с инвалидами. Питер : СПб, 2004.
  8. Новиков М. Открывая Америку… // Перспектива: информационный бюллетень / М. Новиков. 2007. №34-35.
  9. Терскова С. Реабилитация инвалидов как направление региональной социальной политики : монография. Новокузнецк, 2012.
  10. Чернецкая А. Технология социальной работы: Учебник / А. Чернецкая и др. Ростов н/Д:Феникс, 2006.

Количество просмотров публикации: Please wait Все статьи автора «Терскова Светлана Геннадьевна».

Как называется среда для инвалидов?

Безбарьерная среда для инвалидов, маломобильных групп населения.

Что включает в себя понятие безбарьерная среда?

Безбарьерная среда — это подъемные устройства, пандусы и тротуары с качественным ровным покрытием, места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, широкие двери и другие элементы, значительно облегчающие передвижение маломобильных групп населения.

  • Существенную помощь данной категории граждан могут оказать даже такие простые с виду решения как поручень, установленный у ступеней при входе в здание, в коридорах и других помещениях;
  • В настоящее время термин «Безбарьерная среда» в основном применяется по отношению к людям, имеющим ограниченные физические возможности и использующие инвалидные коляски;

Но люди в инвалидных колясках – это далеко не всё население, для которого необходима безбарьерная среда. К маломобильным группам населения относятся и временно нетрудоспособные люди, и беременные женщины, и люди преклонного возраста. Для всех них безбарьерная среда является фактором, который значительно влияет на качество жизни.

  1. Статистические данные говорят о том, что как минимум отдельные элементы безбарьерной среды необходимы для четверти населения;
  2. А при более тщательном изучении можно сказать, что каждый человек в различные периоды жизни нуждается в безбарьерной среде, например при путешествии в детской коляске отсутствие бордюров и лестниц будет как нельзя к стати;

Кроме пандуса, поручней, подъемников, к элементам безбарьерной среды относится и контрастная маркировка стеклянных дверных полотен, ступеней, тактильная разметка пешеходных путей движения. Такие, в принципе простые меры способны сберечь здоровье и жизнь человека.

  1. Наилучшим вариантом является создание безбарьерной среды в процессе строительства здания или сооружения;
  2. Это позволит предусмотреть все основные моменты на этапе проектирования, органично создать необходимые условия для маломобильных граждан;

Да и с экономической точки зрения это более выгодно, так как увеличивает всего лишь на один, два процента затраты на строительство. Для сравнения стоимость капитального ремонта, если в него заложена реконструкция с целью обеспечения безбарьерной среды, увеличивается на пять, десять процентов.

Помощь маломобильным группам населения — задача, которую должны решать не только государство и органы местного самоуправления, это обязанность каждого руководителя и владельца торгового заведения или учреждения.

И дело здесь не только в моральной обязанности, но и в реальной экономической выгоде – обеспечение доступа к предлагаемым товарам и услугам значительной категории граждан».

Что такое доступная среда?

    Главная Памятки Что значит доступная среда

Доступность объектов и услуг («безбарьерная среда») – это возможность посещения мест, зданий и помещений, возможность получения услуг, пользования приспособлениями для всех: и для обычных людей и для маломобильных граждан, в том числе инвалидов разных категорий. Существует устойчивый стереотип, что доступная среда создается только для инвалидов, но, тем не менее, к маломобильному населению относятся также беременные женщины, родители с детскими колясками и маленькими детьми, временно маломобильные и пожилые люди, велосипедисты.

Получается, что практически каждый человек проходит в своей жизни циклы, связанные с маломобильностью. Поэтому с полным основанием можно говорить о том, что доступная среда является потребностью каждого человека и всего населения в целом.

Понятие «безбарьерная среда» характеризует определенную социальную среду, в которой созданы благоприятные условия для жизнедеятельности всех членов общества. Здравоохранение, транспорт, связь, образование, культура — все это должно быть доступно всем. Формирование безбарьерной среды невозможно без участливой социальной политики в отношении незащищенных или слабо защищенных социальных слоев (будь то инвалиды или граждане пожилого возраста).

  • В реализации такой политики должны участвовать федеральные и региональные государственные структуры: Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
  • Формирование безбарьерной среды можно ускорить за счет достижений инженерной и научной мысли;

А именно — за счет внедрения соответствующих прикладных технологий в социальную практику.

В чем суть программы Доступная среда?

Главная цель госпрограммы « Доступная среда » — обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к социальным, инфраструктурным и иным объектам и услугам, наравне с другими гражданами.

Что такое Доступная среда в школе?

Доступная среда в школе – это безбарьерность для детей, дающая доступ к образовательным ресурсам. Её главное направление – это развитие инклюзивного образования, идея которого заключена в полном исключение дискриминации. Все дети несмотря на наличия каких-либо недугов имеют право на уважение и получения образования.

Что такое карта доступности?

«Карта доступности» – это инновационный проект Фонда «Единая страна». Проект призван помочь людям с инвалидностью найти места, где они смогут заниматься паралимпийскими видами спорта, а также предоставить им информацию о находящихся неподалеку доступных объектах городской инфраструктуры. Уникальность проекта «Карта доступности» в том, что впервые карта доступных объектов будет составлена на основании данных, поступивших от жителей российских городов.

Что относится к задачам государственной программы Доступная среда?

Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

Как называется оборудование для инвалидов?

Подъемник для инвалидов на станции « Новоясеневская » Московского метрополитена Подъемники для инвалидов и маломобильных групп населения (МГН) — это оборудование, предназначенное для обеспечения социальной доступности граждан с ограниченными физическими возможностями (ОФЗ), инвалидов, пожилых людей, для детских колясок, а также для горизонтальной транспортировки людей в медицинских учреждениях. Чаще всего подъемники используются в общественных местах таких как: аэропорты, переходы, тоннели, вокзалы, торгово-развлекательные центры, музеи. На входные группы в магазины, банки, аптеки, административные здания и бизнес-центры. Начиная с 2018 года также все строительные компании обязаны обеспечивать доступность для МГН при строительстве жилых домов и зданий. Подъемники для инвалидов бывают:

    Вертикальные — устанавливаются на входные группы зданий, либо в жилые дома для строго вертикального подъёма; Наклонные — предназначены для перемещения маломобильных групп населения вдоль лестничного марша в подъездах и домах; Шахтные — вертикальный подъемник, который устанавливается на улице, в помещениях и переходах, когда высота подъёма свыше 3-х метров и ограждается металлокаркасом для обеспечения устойчивости и большей безопасности; Со сложной траекторией — наклонных подъемник, имеющий траекторию вдоль лестничного марша, обеспечивающий доступ на несколько этажей с возможностью поворота до 180 градусов. Автомобильные — подъемники, которые используются в машинах, маршрутках и автобусах в виде выезжающего поддона.
Читайте также:  Как Можно Получить Материальную Помощь От Государства?

Подъемники для инвалидов регламентируются следующими нормативными документами:

    Декларация таможенного союза ТР/ТС 10; Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743; ГОСТ 34682. 1-2020 и ГОСТ 34682. 2-2020.

Особо пристальное внимание подъемникам начали уделять с 2018 года после чемпионата мира по футболу, который проходил в России, после того как Россию назвали не самой благоприятной страной для проживания инвалидов и маломобильных групп населения. До этого момента подъемники почти никак не регламентировались, приобретались только в частном порядке и для личного использования. На организации, которые писались петиции и жалобы из-за отсутствия доступности для МГН, законодательство не предусматривало никаких дисциплинарных мер по устранению этой проблемы.

  1. Также подъемники могут приобретаться и использоваться физическими лицами в загородные дома и подъезды многоэтажных домов;
  2. На сегодняшний момент правительство поставило план по обеспечению доступности для инвалидов по всей РФ до конца 2028 года и разработало ряд документов, обязывающий обеспечить максимальную доступность для всех слоев населения;

Подъёмники имеют минимальные размеры 800×1250 мм с минимальной грузоподъемностью 250 кг и высотой подъёма до 3-х метров. Подъемники в шахте могут устанавливаться на любую высоту грузоподъемностью до 500 кг. Также есть подъемники специально разработанные для мед.

Как называется лестница для инвалидов?

Пандус – это наклонная площадка, которая соединяет две поверхности разной высоты. Она предназначена для спуска-подъема инвалидных и детских колясок, а также другого малогабаритного колесного транспорта. Пандусы помогают маломобильным группам населения преодолевать лестничные пролеты, ступеньки, высокие пороги и другие барьеры, которых не замечает большинство людей.

  • К маломобильным группам относятся не только инвалиды и родители с детскими колясками, это также пожилые люди, беременные женщины и те, кто страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ограничивающими возможности передвижения;

Пандусы устанавливают в жилых домах, общественных и производственных зданиях. Согласно букве закона они должны быть во всех общественных пространствах, чтобы обеспечить доступ маломобильных граждан к социально значимым объектам. Бывают исключения, когда установить пандус технически невозможно, и тогда вход должен быть оборудован кнопкой вызова или лифтом.

Что значит Маломобильные?

23 июня 2021 | 14:36 С нынешнего года органы государственной и местной власти Украины будут строить свою работу на принципах безбарьерности. Это предполагает принятая Национальная стратегия по созданию безбарьерного пространства. Международный опыт свидетельствует о том, что развитие безбарьерного пространства — это насущное требование времени и мощная движущая сила для развития страны.

Ведь безбарьерность создает возможности для привлечения к активной общественной жизни огромного количества людей, чей потенциал ранее использовался в полной мере. В первую очередь это касается маломобильных групп населения.

Ведь они сталкиваются с барьерами больше других. Маломобильные группы населения — кто это? Каждый из нас в определенные периоды жизни принадлежит, или может принадлежать к таким людям. Маломобильными в той или иной степени могут считаться от 30 до 50 процентов украинцев.

К маломобильным группам относятся лица, которые испытывают трудности при самостоятельном передвижении, получении услуг, восприятии необходимой информации или при ориентировании в пространстве. Это могут быть люди пожилого возраста, лица с временными недомоганиями (из-за травмы или болезни), беременные женщины, дети до 7 лет, люди с нестандартными размерами тела и другие.

Также к маломобильным группам населения относятся люди с инвалидностью, хотя часто ошибочно понятие «люди с инвалидностью» считают синонимом понятия «маломобильные группы». Функциональные ограничения могут быть связаны с физическими особенностями человека (инвалидность, пожилой возраст, нестандартные размеры тела), или ее временными состояниями (травма, стресс, беременность).

  • Делать маломобильными нас могут неудачно сконструированые пространства и помещения;
  • Например, когда лицам, которые передвигаются на кресле колесном, или детям, сложно общаться со специалистами за высокой регистрационной стойкой;

Или когда родители не могут спустить коляску по лестнице в многоквартирном доме из-за отсутствия лифта и пандусов. Важным на пути к созданию безбарьерного пространства в Украине является обустройство объектов физического окружения и окружающей среды на принципах универсального дизайна, который учитывает потребности всех групп в обществе, в том числе маломобильных.

14 апреля Кабинет министров Украины принял Национальную стратегию по созданию безбарьерного пространства в Украине, которую инициировала первая леди Елена Зеленская. Этот документ определяет направления безбарьерных преобразований в различных сферах жизни, которые должны состояться в течение следующих 10 лет.

В конце концов безбарьерность в Украине должна стать общественной нормой. А маломобильные граждане получат возможность в полной мере реализовать себя в работе, обучении, развитии, общественной и политической жизни.

Кто должен делать паспорт доступности?

Что Относится К Доступной Среде Согласно государственной программе «Доступная среда» к 2025 году 100% объектов должны быть приспособлены для посещения их лицами с инвалидностью и другими категориями маломобильных граждан. Для объектов, которые уже доступны (частично доступны) для инвалидов и маломобильных граждан оформляется паспорт доступности, информация о таком объекте заносится в карту каждого отдельного населенного пункта. Давайте подробнее разбираться с тем, что такое «Паспорт доступности», «Кто и как его выдаёт» и другими нюансами. Что Относится К Доступной Среде Объект может быть доступен, частично доступен или не доступен вовсе. Что Относится К Доступной Среде ДЛЯ КАКИХ ОБЪЕКТОВ НЕОБХОДИМА ПАСПОРТИЗАЦИЯ ДОСТУПНОСТИ? Во исполнение ст. 15 ФЗ-181 «О защите прав инвалидов» на органы государственной власти и местного самоуправления накладывается обязанность обеспечивать гражданам с инвалидностью условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам Согласно требованиям приказа Минтруда России от 25.

ЧТО ТАКОЕ ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ? Паспорт доступности — это документ, описывающий объект на предмет его доступности инвалидам и другим категориям маломобильных граждан. Проще говоря, это документ, в котором указывается исчерпывающая информация о доступности конкретного объекта (территории объекта, входной группы, отдельных помещений) для граждан с различными видами инвалидности.

12. 2012 № 627, паспортизация объектов на предмет доступности необходима следующим объектам: Что Относится К Доступной Среде КТО ВЫДАЕТ ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ? Паспорт доступности подготавливается руководителем организации на основании рекомендаций, которые находятся в открытом доступе и их можно найти на сайте администрации города или муниципалитета, там же можно найти пример оформления паспорта доступности и анкеты. В целях реализации программы «Доступная среда» руководитель организации должен адаптировать (при необходимости) территорию организации, входную группу и помещения внутри организации, чтобы они были доступны для граждан с инвалидностью и других маломобильных категорий граждан.

В случае необходимости подготавливается задание на реконструкцию объекта. В Москве в настоящее время действует «Временный порядок согласования Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы заданий на проектирование в части разработки требований по обеспечению доступа инвалидов к вновь строящимся и реконструируемым объектам городской инфраструктуры на период действия режима повышенной готовности, введенного указом Мэра Москвы от 05.

03. 2020 № 12-УМ», согласно которым согласование заданий на проектирование происходит через департамент труда и социальной защиты путем подачи обращения в электронном виде. После чего, заполняется анкета, которая согласуется с вышестоящими организациями (например, Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы) и общественной организацией инвалидов.

  • На основании анкеты составляется паспорт доступности для инвалидов, который подписывается руководителем организации и председателем общественной организации инвалидов;
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПАСПОРТА ДОСТУПНОСТИ? Согласно, ст;

13 КоАП «Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей».

Как правильно пишется слово Безбарьерный?

Морфологические и синтаксические свойства [ править ] —

падеж ед. мн.
муж. ср. жен.
Им. безбарье́рный безбарье́рное безбарье́рная безбарье́рные
Р. безбарье́рного безбарье́рного безбарье́рной безбарье́рных
Д. безбарье́рному безбарье́рному безбарье́рной безбарье́рным
В. одуш. безбарье́рного безбарье́рное безбарье́рную безбарье́рных
неод. безбарье́рный безбарье́рные
Т. безбарье́рным безбарье́рным безбарье́рной безбарье́рною безбарье́рными
П. безбарье́рном безбарье́рном безбарье́рной безбарье́рных
Кратк. форма безбарье́рен безбарье́рно безбарье́рна безбарье́рны

безбарье́рный Прилагательное , тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Приставка: без- ; корень: -барьер- ; суффикс: -н ; окончание: -ый.